Найти в Дзене
LiveLib

Сын Умберто Эко составил краткий список любимых книг своего отца

    Сын Умберто Эко составил краткий список любимых книг своего отца
Сын Умберто Эко составил краткий список любимых книг своего отца

Для премьеры книги «Умберто Эко: Библиотека мира» в Нью-Йорке сын писателя Стефано составил краткий список любимых книг своего отца.

«Поскольку списки были одним из его увлечений, он наверно включил бы в собственноручный не менее сотни названий. Но, как и в случае с книгами, которые перечисляю я, всякую очевидную отец наверняка окружил бы несколькими малоизвестными из числа тех, на запрос о которых поисковые системы отвечают: “Нет способа найти современную копию”. Таковы специфические радости библиофилов», — говорит Стефано Эко.

Франческо Колонна, «Борьба любви во сне» (1499) Действие книги происходит в 1467 году и состоит из драгоценных и тщательно продуманных описаний сцен, главным героем которых является Полифило («любитель многих вещей», от греческого polú, «много» + philos, «друг, возлюбленный»), который блуждает по своего рода сказочному ландшафту в поисках своей возлюбленной. Раритет отличается непревзойденным дизайном, Святой Грааль коллекционеров печатных книг.

Эко любил эту книгу, считающуюся одной из самых красивых в мире, из-за сочетания текста и изображения (в которой образы диктуют ритм повествования, как в «эмблематах»), из-за удивительного языка, смеси итальянского и латыни с изобилием слов, образованных от греческих и латинских корней, а также ивритских и арабских терминов на иллюстрациях. Книга также содержит несколько египетских иероглифов, естественно, имеющих символическое и эзотерическое значение, идеально подходящих для библиотеки Эко. Он любил повторять, что на территории нескольких кварталов в Милане есть целых четыре экземпляра «Полифило», включая его собственный.

Роберт Фладд, «Утрийская космическая история» (1617) Википедия скажет, что Фладд «был британским врачом, алхимиком и астрологом, экспертом в области теософии». А еще он был философом-герметиком, который полностью принадлежал к герметико-каббалистической традиции Возрождения, развитой Марсилио Фичино, Пико делла Мирандола и Парацельсом. Книги Фладда не могли миновать семиологической, курьезной, лунатической, магической и пневматической библиотек Умберто Эко. Согласно Де Квинси, Фладд был истинным (предположительно) основателем розенкрейцеров; своими теориями Фладд во многом вдохновил Эко на самые важные работы, начиная с «Маятника Фуко».

Генрих Кунрат, «Амфитеатр Вечной мудрости» (1605) Генрих Кунрат — один из авторов-эзотериков, которых Эко любил больше всего, кому он посвятил брошюру «Странный случай в Ханау, 1609» в честь весьма востребованного издания, вышедшего в том году. Адепт духовной алхимии, подобно Парацельсу, Хунрат (1560—1605), врач, осужденный теологами Сорбонны за ересь, был убежден, что путь к знаниям проходит через долгое и сложное посвящение, опосредованное божественной помощью и повторным открытием философского камня. По мнению связующего звена между философией Джона Ди и доктринами розенкрейцеров Фрэнсис Йейтс, в 1597 году Кунрат опубликовал прекрасную книгу «О главенстве духовного мира католицизма над всеобщим природным хаосом». Книга, полная ценных рисунков и гравюр, в погоне за которой Эко с гордостью обошел своего соперника, великого голландского коллекционера Йоста Ритмана.

Труды Афанасия Кирхера (1602—1680) Об Афанасии Кирхере, иезуите, Эко говорил, что в его библиотеке редких книг есть все, кроме одной. Кирхер был автором-энциклопедистом: более 40 работ, в которых он касался оптики, вулканов, землетрясений, музыки, небесных сфер, центра земли, иероглифов и обычаев китайцев, вавилонского алфавита и их башни, а также происхождения языка. И одновременно он писал о физике, математике, комбинаторной логике и факторном исчислении, о далеких странах и строил планы вместе с Бернини. Он никогда не покидал Рима и Римского колледжа, но превратил свою Вундеркамеру в самый красивый музей из всех известных на тот момент. Эко привлек этот «универсальный человек» именно из-за красоты диковинных домыслов, которыми он снабдил страницы своего in folio — будь то истинные или ложные.

Йорис-Карл Гюисманс, «Ребуры» (1884) и «Ла-бас» (1891), а также произведения Александра Дюма (1870—1891) Сюжет «Маятника Фуко» Умберто Эко вращается вокруг группы сотрудников небольшого издательства, которые в шутку придумывают конспирологический Мировой план, включающий рыцарей-тамплиеров и розенкрейцеров, Каббалу и Святой Грааль, только для того, чтобы обнаружить, что некие неизвестные, но чрезвычайно могучие силы восприняли его серьезной угрозой. В книге Эко «Пражское кладбище» идея всемирного заговора воплощена в великолепном фельетоне 19 века. Любимые литературные предшественники «Возрождение» (1884) и «Ла-бас» (1891) Йориса-Карла Гюисманса, книги, любимые Эко, а также великие книги Александра Дюма (1802—1870), от «Трех мушкетеров» до «Двадцать лет спустя: плащ и кинжал», писатели-неудачники, сатанизм и фальшивые антисемитские протоколы, создающие реальные исторические трагедии.

Джеймс Джойс, «Улисс» (1922) Джеймс Джойс — современный автор, оказавший наибольшее влияние на Умберто Эко. Он посвятил Джойсу две книги и различные эссе, назвал своего сына Стефано (в честь «Герой Стивена») и владел редкими изданиями «Улисса» и «Поминок по Финнегану». Будучи литературным критиком и теоретиком в послевоенной Европе, Эко сделался одним из энтузиастов культа Джойса раньше большинства академиков.

Текст: автор канала «Читаем с Майей» Майя Ставитская