Для премьеры книги «Умберто Эко: Библиотека мира» в Нью-Йорке сын писателя Стефано составил краткий список любимых книг своего отца.
«Поскольку списки были одним из его увлечений, он наверно включил бы в собственноручный не менее сотни названий. Но, как и в случае с книгами, которые перечисляю я, всякую очевидную отец наверняка окружил бы несколькими малоизвестными из числа тех, на запрос о которых поисковые системы отвечают: “Нет способа найти современную копию”. Таковы специфические радости библиофилов», — говорит Стефано Эко.
Франческо Колонна, «Борьба любви во сне» (1499) Действие книги происходит в 1467 году и состоит из драгоценных и тщательно продуманных описаний сцен, главным героем которых является Полифило («любитель многих вещей», от греческого polú, «много» + philos, «друг, возлюбленный»), который блуждает по своего рода сказочному ландшафту в поисках своей возлюбленной. Раритет отличается непревзойденным дизайном, Святой Грааль коллекционеров печатных книг.
Эко любил эту книгу, считающуюся одной из самых красивых в мире, из-за сочетания текста и изображения (в которой образы диктуют ритм повествования, как в «эмблематах»), из-за удивительного языка, смеси итальянского и латыни с изобилием слов, образованных от греческих и латинских корней, а также ивритских и арабских терминов на иллюстрациях. Книга также содержит несколько египетских иероглифов, естественно, имеющих символическое и эзотерическое значение, идеально подходящих для библиотеки Эко. Он любил повторять, что на территории нескольких кварталов в Милане есть целых четыре экземпляра «Полифило», включая его собственный.
Роберт Фладд, «Утрийская космическая история» (1617) Википедия скажет, что Фладд «был британским врачом, алхимиком и астрологом, экспертом в области теософии». А еще он был философом-герметиком, который полностью принадлежал к герметико-каббалистической традиции Возрождения, развитой Марсилио Фичино, Пико делла Мирандола и Парацельсом. Книги Фладда не могли миновать семиологической, курьезной, лунатической, магической и пневматической библиотек Умберто Эко. Согласно Де Квинси, Фладд был истинным (предположительно) основателем розенкрейцеров; своими теориями Фладд во многом вдохновил Эко на самые важные работы, начиная с «Маятника Фуко».
Генрих Кунрат, «Амфитеатр Вечной мудрости» (1605) Генрих Кунрат — один из авторов-эзотериков, которых Эко любил больше всего, кому он посвятил брошюру «Странный случай в Ханау, 1609» в честь весьма востребованного издания, вышедшего в том году. Адепт духовной алхимии, подобно Парацельсу, Хунрат (1560—1605), врач, осужденный теологами Сорбонны за ересь, был убежден, что путь к знаниям проходит через долгое и сложное посвящение, опосредованное божественной помощью и повторным открытием философского камня. По мнению связующего звена между философией Джона Ди и доктринами розенкрейцеров Фрэнсис Йейтс, в 1597 году Кунрат опубликовал прекрасную книгу «О главенстве духовного мира католицизма над всеобщим природным хаосом». Книга, полная ценных рисунков и гравюр, в погоне за которой Эко с гордостью обошел своего соперника, великого голландского коллекционера Йоста Ритмана.
Труды Афанасия Кирхера (1602—1680) Об Афанасии Кирхере, иезуите, Эко говорил, что в его библиотеке редких книг есть все, кроме одной. Кирхер был автором-энциклопедистом: более 40 работ, в которых он касался оптики, вулканов, землетрясений, музыки, небесных сфер, центра земли, иероглифов и обычаев китайцев, вавилонского алфавита и их башни, а также происхождения языка. И одновременно он писал о физике, математике, комбинаторной логике и факторном исчислении, о далеких странах и строил планы вместе с Бернини. Он никогда не покидал Рима и Римского колледжа, но превратил свою Вундеркамеру в самый красивый музей из всех известных на тот момент. Эко привлек этот «универсальный человек» именно из-за красоты диковинных домыслов, которыми он снабдил страницы своего in folio — будь то истинные или ложные.
Йорис-Карл Гюисманс, «Ребуры» (1884) и «Ла-бас» (1891), а также произведения Александра Дюма (1870—1891) Сюжет «Маятника Фуко» Умберто Эко вращается вокруг группы сотрудников небольшого издательства, которые в шутку придумывают конспирологический Мировой план, включающий рыцарей-тамплиеров и розенкрейцеров, Каббалу и Святой Грааль, только для того, чтобы обнаружить, что некие неизвестные, но чрезвычайно могучие силы восприняли его серьезной угрозой. В книге Эко «Пражское кладбище» идея всемирного заговора воплощена в великолепном фельетоне 19 века. Любимые литературные предшественники «Возрождение» (1884) и «Ла-бас» (1891) Йориса-Карла Гюисманса, книги, любимые Эко, а также великие книги Александра Дюма (1802—1870), от «Трех мушкетеров» до «Двадцать лет спустя: плащ и кинжал», писатели-неудачники, сатанизм и фальшивые антисемитские протоколы, создающие реальные исторические трагедии.
Джеймс Джойс, «Улисс» (1922) Джеймс Джойс — современный автор, оказавший наибольшее влияние на Умберто Эко. Он посвятил Джойсу две книги и различные эссе, назвал своего сына Стефано (в честь «Герой Стивена») и владел редкими изданиями «Улисса» и «Поминок по Финнегану». Будучи литературным критиком и теоретиком в послевоенной Европе, Эко сделался одним из энтузиастов культа Джойса раньше большинства академиков.
Текст: автор канала «Читаем с Майей» Майя Ставитская