В 1875 году композитор Пётр Ильич Чайковский завершил свой Первый концерт для фортепиано с оркестром. Премьера этого концерта состоялась в том же году в США в Бостоне. В США концерт Чайковского был встречен одобрительно публикой и критиками, а вот последующее его исполнение в России в Санкт-Петербурге публика встретила весьма прохладно, а русские критики раскритиковали новое произведение Чайковского, назвав его "второстепенным".
Изначально концерт был посвящён русскому пианисту Николаю Рубинштейну. Но Рубинштейну концерт не понравился. Рубинштейн заявил Чайковскому, что его концерт "никуда не годится", что "играть его невозможно". При этом Рубинштейн так разбушевался, что перешёл на крик и стал кричать Чайковскому, что сочинение его плохое, пошлое, а также обвинил Чайковского в плагиате.
Сам Чайковский вспоминал эту сцену так:
"Из уст Николая Григорьевича полился поток речей, сначала тихий, потом всё более и более переходивший в тон Юпитера-громовержца. Посторонний человек, попавший бы в эту комнату, мог подумать, что я — маниак, бездарный и ничего не смыслящий писака, пришедший к знаменитому музыканту приставать со своей дребеденью".
В результате Чайковский переписал посвящение концерта на имя немецкого пианиста и перенёс его премьеру из России в США.
Однако, несмотря на критику со стороны российских коллег, Первый концерт Чайковского очень быстро завоевал популярность в мире. В наши дни этот концерт остаётся одним из самых популярных произведений Чайковского.
Послушаем его. Исполняют пианистка Анна Фёдорова и Филармонический оркестр Северо-западной Германии под управлением Ива Абеля.