Найти тему

Российской технике дадут дорогу

Сегодня доля иностранных машин в действующих парках дорожных компаний различается, у некоторых подрядчиков она доходит до 90 % и выше
Сегодня доля иностранных машин в действующих парках дорожных компаний различается, у некоторых подрядчиков она доходит до 90 % и выше

С 2025 года госконтракты на строительство дорог не смогут получать подрядчики с долей отечественной техники менее 30 %. Такое требование хочет установить Минтранс. Это поможет сократить объемы импорта и поддержать российских производителей, чьи мощности сегодня недозагружены.

Бюджетным стройкам – российская техника

Минтранс предложил установить с 2025 года порог по импортной технике для дорожных строителей, участвующих в госзакупках. К конкурсу не допустят компании, если в их собственности находится менее 30 % техники российского производства. Планируется, что эта доля ежегодно будет расти и к 2030 году достигнет 60 %. Такой шаг должен стать стимулом к импортозамещению в отрасли. Как пояснили в Ассоциации «Росспецмаш», которая принимала участие в разработке проекта, все целевые показатели были рассчитаны, исходя из текущего состояния парка дорожно-строительной техники (ДСТ), а также мощностей и инвестпроектов заводов-производителей.

«Уже сейчас доля отечественной ДСТ на рынке составляет около 30 %. Строительство дорог осуществляется за счет бюджетных средств, поэтому логично, что и техника должна быть отечественная. Инициатива в дальнейшем окажет позитивное влияние на экономику страны в целом», – отметили в Ассоциации.

Производители в неравных условиях

Сегодня доля иностранных машин в действующих парках дорожных компаний различается, у некоторых подрядчиков она доходит до 90 %. Кто-то выбирает исключительно российские или импортные машины, но чаще в парке дорожников есть и та, и другая техника. По данным Росспецмаша, доля импортной ДСТ на российском рынке в 2023 году составляет: по фронтальным погрузчикам – 94 %, асфальтосмесительным установкам – 91 %, экскаваторам – 81 %, автогрейдерам – 70 %, дорожным каткам – 65 %. Отечественные заводы не выпускают технику в сегментах, которые не являются массовыми (годовые объемы импорта по ним исчисляются десятками единиц), – например, бетоноукладчики, дорожные фрезы, ресайклеры и др.

За последние 20 лет на рынке создавались очень благоприятные условия для зарубежных брендов. Российские подрядчики привыкли к импортным машинам и иногда даже не знают, какие виды техники выпускаются внутри страны и какими производителями. Однако после введения санкций, когда импортная продукция стала менее доступной, дорожники начали внимательнее смотреть в сторону отечественной техники. Но чтобы стимулировать российское производство, необходимо выровнять для отечественных заводов условия конкуренции с иностранными игроками. Зарубежные компании, благодаря продуманной господдержке, могут реализовывать технику по себестоимости или даже ниже ее.

«Российские предприятия не могут рассчитывать на такое конкурентное преимущество из-за высоких налогов, дорогих и недоступных кредитов, роста цен на энергоносители, транспортировку, топливо и т. д., – комментируют в Росспецмаше. – Нужно создать условия, когда отечественные заводы смогут рассчитывать на такую же налоговую нагрузку, на такие же условия кредитования, на льготы и поддержку от государства, как их иностранные конкуренты. Тогда они смогут успешно конкурировать с импортом без программ субсидирования».

С уходом западных брендов из России на отечественный рынок тут же хлынула техника из КНР. Так, доля китайских машин за год выросла на 92 % – если в 2021 году она занимала 26 % рынка, то в 2022 году – уже 50 %. По итогам первого квартала 2023 года на продукцию из Поднебесной приходится уже 64 %. Объем импорта китайской техники в РФ в 2022 году увеличился на 96 % – до 174,4 млрд рублей. В целом объем импорта ДСТ в январе – апреле этого года вырос на 23 % по сравнению с аналогичным периодом 2022 года.

При растущем объеме поставок импортной техники мощности российских производителей СДТ остаются недозагруженными. В то же время отечественные машины не уступают импортным аналогам по своей надежности и производительности, а также экономической эффективности, считают в Росспецмаше. «Чтобы не голословно оценивать качество российской и иностранной техники, необходимо проводить сравнительные испытания. Отечественные производители готовы к участию в таких мероприятиях. Такой же активной заинтересованности со стороны иностранных конкурентов не наблюдается», – подчеркивают в Ассоциации.

Миллиарды в развитие

Сегодня предприятия строительно-дорожного машиностроения вкладывают немалые средства в развитие, чтобы предложить рынку качественный и доступный продукт. Так, «ДСТ-Урал» в 2021–2023 гг. реализует инвестпроект по созданию новых видов машин: бульдозеров, погрузчиков, трубоукладчиков, стоимость которого оценивается в 3,3 млрд рублей. Также компания инвестирует 5 млрд рублей в производство комплектующих (проект рассчитан на 12 лет). «УралСпецТранс» до 2028 года вложит 1,6 млрд рублей в строительство новых производственных площадей с приобретением станков и оборудования. Около 200 млн рублей до 2027 года направит «Восток-Агро» в производство фронтальных погрузчиков. Крупные инвестиционные проекты реализуют Варгашинский завод ППСО, КЭМЗ, ЧЗСА и другие отечественные предприятия.

В профессиональном сообществе уверены – при условии защиты рынка от субсидируемого импорта, создании равных условий конкуренции с иностранными производителями, при системной и предсказуемой господдержке отечественные компании готовы заместить импорт по большинству сегментов. Предприятия обладают всеми компетенциями и оборудованием для создания востребованных рынком машин.

Динамика экономических показателей строительно-дорожного машиностроения России
Динамика экономических показателей строительно-дорожного машиностроения России

#дорога #машиностроение #дорожники #импортозамещение #техника #строительство

Больше материалов рубрики «Строительство»

Ставьте лайк, если вам понравилась публикация

Подписывайтесь на канал и будьте в курсе отраслевых событий