Как группа, состоящая из мультяшных персонажей, Gorillaz теоретически может делать все, что угодно: записываться в космосе, делать хип-хоп биты из рыбьих зубов, возрождать ламбаду - горизонты безграничны. Поэтому немного досадно, что на восьмом студийном альбоме Cracker Island Дэймон Албарн и Ко. не делают ничего необычного. Это якобы лос-анджелесский альбом группы, вдохновленный переездом в Сильвер-Лейк, и в нем есть несколько очень калифорнийских гостей в лице Стиви Никс, Thundercat и Bootie Brown из Pharcyde.
Однако в подавляющем большинстве случаев "Cracker Island" опирается на классические приемы Gorillaz: несколько привлекающих внимание особенностей, нотки хип-хопа, вкрапления даба и огромные порции душевных мелодий Дэймона Албарна, омывающих пластинку туманным солнечным светом.
Есть безусловно светлые моменты: "Silent Running" и "Skinny Ape" - одни из лучших песен, написанных Албарном за последнее десятилетие, с теми вокальными партиями, которые он исполняет лучше, чем кто-либо другой. Особенно мелодия куплетов в "Skinny Ape" - это вообще что-то из ряда вон выходящее, восхитительное и унылое в одном великолепном ранимом сочетании.
И список приглашенных - элитный, особенно если учесть, что Gorillaz уговорили такие имена, как Никс, Tame Impala и даже Bad Bunny, сыграть вторую скрипку перед кучкой слегка одетых анимационных персонажей. Очаровательное пение Никс стирает некоторый лоск с песни "Oil", придавая ей катарсическую глубину, которой она не вполне заслуживает, а Кевин Паркер из Tame Impala привносит в "New Gold" дремучий шарм.
Еще лучше выглядит выступление Аделея Омотайо, участника хора Humanz группы Gorillaz, в песне "Silent Running", где его идеально размеренный голос является небесной тенью для урбанистической меланхолии Албарна, что немного напоминает потрясающую игру Певена Эверетта в сингле Gorillaz 2017 года "Strobelite".
В целом, однако, продюсирование и написание песен скорее "солидно!", чем "захватывающе!". Gorillaz часто прибегают к среднетемповым грувам, ярким клавишным линиям, гитаре и басу (эта группа, если мы не забыли, пригласила на свой третий альбом Plastic Beach Национальный оркестр арабской музыки и Hypnotic Brass Ensemble). Барабаны звучат одновременно и крупно, и плоско, как будто тонкость была принесена в жертву эффекту. Глянцевое диско "Тарантула" - невесомо-ласковое, совершенно приятное и абсолютно не запоминающееся. Между тем, лирическая концепция альбома - что-то о двух конкурирующих культах, живущих по соседству друг с другом, в сочетании с дедовскими жалобами на переизбыток социальных сетей - кажется невероятно запутанной, как будто группа отчаянно нуждается в сюжетной линии, за которую можно было бы зацепиться.
Проблема в том, что Gorillaz увязли в мире собственного изобретения. Албарн и его друзья-аниматоры помогли сформировать жанровый мир современной поп-музыки за более чем два десятилетия разнообразных музыкальных гостей и авантюрных слияний. Однако несколько слабое влияние Cracker Island кажется признаком уменьшения отдачи. Gorillaz уже работали с Беком и Бути Брауном, а новые приглашенные Thundercat и Tame Impala настолько похожи на людей, которые могли бы принять участие в альбоме Gorillaz, что их появление не может ни шокировать, ни тем более взволновать. Не помогает и то, что фирменный басовый звук Thundercat похоронен в миксе, где более смелый продакшн мог бы подчеркнуть его липкие текстуры.
Исключением из этого застоя является песня "Tormenta" с участием Bad Bunny. Это не первый случай сотрудничества Gorillaz с латиноамериканскими исполнителями - кубинский певец Ибрагим Феррер принял участие в записи альбома 2001 года "Latin Simone (¿Qué Pasa Contigo?)", но Бенито - единственный участник Cracker Island, которого невозможно представить на любом другом альбоме Gorillaz за последние 10 лет; его появление - единственный кивок, по сути, на резкие изменения в поп-музыке, сопровождающие подъем латинских (и вообще неанглоязычных) исполнителей. "Tormenta" - самая интересная песня на Cracker Island: своего рода эмбиентный реггетон, полный джазовых аккордовых последовательностей, басов с водяным дном и изысканно властного вокала Bad Bunny, который звучит совершенно томно, попадая во все ноты и биты, как Фрэнк Синатра XXI века, соблазняющий ночной микрофон.
Надежность - это хорошо для друзей, поездов и бухгалтеров. В озорных поп-группах - не очень. Песней "Tormenta" Gorillaz показывают, что они не совсем готовы к стабильному течению ностальгии. Но эксцентричные ракурсы этой песни и готовность идти на риск показывают, что большая часть Cracker Island - это альбом, который проходит по очень тонкой грани между игрой на сильных сторонах группы и слишком сильным использованием старых трюков.
Итак. Уважаемые коллеги из Pitchfork так и не смогли разгромить один из лучших альбомов в каталоге Gorillaz, их песни по-прежнему на слуху. Но мнение их по крайней мере любопытно, и позволило расслушать еще одну хорошую композицию (Tormenta). Песни альбома были активно представлены в еженедельных чартах Инди ТОП-40, обновляется по воскресеньям. Чарт рассчитывается на основе десятков альтернативных и инди-новинок и потоковой активности на основных сервисах.