Если поискать статьи на Дзен про этот город, то может сложиться впечатление, что здесь только серость, мрак, уныние и суровые сталевары. Но на самом деле, в последние годы Череповец очень сильно преобразился и стал приятным городом для прогулок. Здесь активно ремонтируют улицы, благоустраивают парки и скверы, создают набережные (представляете, в городе с береговой линией в 35 км до недавних пор не было благоустроенной набережной).
Причём зачастую это делается не городскими властями, а местными организациями (по всему городу висят таблички, какая компания занималась благоустройством указанного участка). У меня создалось впечатление, что в Череповце есть негласное соревнование между крупными компаниями, кто больше пользы принесёт городу. Это уникальный случай, аналогов в других городах я не встречал. И это, однозначно, идёт на пользу городу.
В июне 2023 года была закончена первая часть реконструкции Советского проспекта, которую производили при финансировании металлургического комбината "Северсталь". В открытии проспекта принимал участие лично руководитель организации и один из богатейших людей страны - Алексей Мордашов.
Улица получилась сама по себе очень красивая, но меня больше удивило внимание к деталям. Да, обычный человек этого не заметит, но обязательно ощутит на себе, когда будет ей пользоваться.
Изначально Советский проспект был четырёхполосным, что абсолютно для него не требовалось. После реконструкции на проезжей части оставили по одной полосе в каждую сторону, отдав остальные две полосы под парковку, озеленение и велодорожки. Это очень правильное решение, которое должно быть реализовано на большинстве улиц. Но автомобилисты вряд ли смогут это осознать, ведь в их понимании избавиться от пробок можно только увеличением полос. Но практика показывает, что одной полосы достаточно. Ведь пробки образуются не из-за того, что полос мало, а из-за того, что две полосы рано иди поздно соединяются в одну. Убрав вторую полосу эта проблема бутылочного горлышка исчезает автоматически и пробки на этом участке пропадают. Поэтому одна полоса с расширениями перед светофорами - идеальная ситуация для большинства улиц.
Благодаря сокращению проезжей части удалось максимально расширить тротуар для пешеходов и разместить на нём огромное количество зелени. Да, Советский проспект и раньше не страдал от недостатка растений, но сейчас их стало очень много. И они разнообразные.
Я очень рад, что Череповец перенял московский опыт и взялся за расширение зоны для пешеходов. Ведь 100% жителей города являются пешеходами и только 30% - автомобилистами. Но города обычно строят именно для этих 30%, забывая про людей.
Въезды во дворы сделаны приподнятыми - автомобилю нужно подниматься с уровня проезжей части на уровень тротуара, а не пешеходу спускаться, как это всегда бывает. Благодаря этому решается проблема доступности городской среды для маломобильных граждан - им не приходится скакать по бордюрам, они просто идут по ровному тротуару. Я хочу напомнить, что маломобильные - это не только инвалиды. Все мы бываем маломобильными, например, когда везём детскую коляску.
Также обратите внимание на то, что в зонах для автомобилей и пешеходов используется разное покрытие. Автомобиль, заезжая во двор, сначала приподнимается на высоту тротуара, а потом асфальт меняется плиткой. То есть улица сама говорит автомобилисту, что он въезжает на территорию, где у пешехода имеется преимущество. Благодаря этому повышается безопасность.
Я впервые такое увидел, но как же это полезно и правильно - у парковочных мест для инвалидов бордюр опускается до уровня проезжей части, чтобы облегчить выход инвалида из машины.
Архитекторы подумали даже над тем, как дождевая вода будет уходить с улицы. От домов до газонов проложили специальную плитку с канавками для воды. Это решение часто применяется. Но в Череповце пошли дальше и позаботились о том, чтобы вода не вымывала грунт. Для этого в месте, куда течёт вода, положили камни. И обратите внимание на то, что весь грунт закрыт деревянными щепками. Это сделано для чистоты - чтобы ветер не распространял его по улице. На городских улицах вообще не должно быть открытого грунта.
Подумали даже о том, о чём абсолютно всегда забывают - трансформаторные будки. Сколько было примеров, когда хорошо сделали улицу, а про будку, которая всё портит, забыли. В Череповце же сделали так, чтобы трансформаторная будка смотрелась как что-то единое с улицей. Данный пример не лучший, в Череповце есть более проработанные, но тем не менее.
И, что очень важно, не забыли про представителей бизнеса. Это неотъемлемая часть города и важно строить улицы так, чтобы бизнес органично вписывался в них. На Советском проспекте для ресторанов выделены специальные места, куда можно поставить столики для посетителей. И это реализовано именно через дизайн улицы. Опять же, обратите внимание на покрытие - места для бизнеса сделаны из другой плитки другого цвета, что выделяет их на фоне тротуара. Люди подсознательно будут понимать, что на светлой плитке нужно ходить, на тёмной отдыхать, а на асфальте ездят машины и велосипеды.
Интересно будет посмотреть, как эта улица переживёт свою первую зиму и смогут ли коммунальные службы сохранить всю эту красоту. У меня есть большие сомнения в этом, но я буду верить в лучшее.
Спасибо
Спасибо за то, что дочитали статью до конца. Поставьте, пожалуйста, лайк, напишите в комментариях, понравился ли Вам Советский проспект в Череповце, и подписывайтесь на мой канал.