25 июля 2023г Владимир Владимирович поручил министру культуры и министру просвещения " представить предложения по включению тематик, связанных с повышением престижа профессии педагога, в государственный заказ на создание игровых, документальных и мультипликационных фильмов, социальной рекламы."(сайт kremlin.ru).
Прочитала и задумалась - а какие фильмы про учителей я помню? "Доживем до понедельника". "Дорогая Елена Сергеевна", более современный - "Училка" с И.Купченко в главной роли...В общем, мысль об огромной бреши в нашем кинематографе засела у меня в голове. Дальше - больше...
Ситуация
Прочитала в одной статье на канале «Путь к свободе» статью об иноагентах, но меня зацепила в ней одна мысль, связанная с воспитанием детей. Автору 36 лет. Было интересно увидеть точку зрения человека, находящегося не в возрасте «кто вырос при СССР», а являющегося современником нынешней действительности, понимающего её нюансы.
В одном месте статьи автор рассуждает о том, почему современные дети смотрят Моргенштерна, стараются ему подражать, считают, что предназначение человека — получать удовольствие. Берут с него пример... Стремятся быть похожим на него. А не на шахтера дядю Васю. Ну как же! "Чувак ничего не делает; блогер, поющий песни; ездит на крутой тачке и кривляется на камеру… и при этом - миллионер, который живет в свое удовольствие. Как здорово, мне бы так..."
И здесь же автор дает ответ. Да, смотрят и слушают. А чего мы от них хотим, если ничего другого взамен мы им не предложили? Что подросткам смотреть и слушать?
Я задумалась об этом и поняла, что Максим (имя автора канала) абсолютно прав! Хочу показать вам это на сравнении двух фильмов, которые (думаю) знакомы каждому.
«Хатико: самый верный друг»
Напомню, что сам фильм является ремейком японского фильма и действие разворачивается в Японии 20-х годов прошлого века. Профессор находит щенка и, не найдя хозяина, оставляет его себе. Подросший Хатико ежедневно встречает своего хозяина на вокзале.
Внезапно профессор умирает во время лекции и не вернулся на вечернем поезде... Четвероногий друг в течении 9 лет томился в ожидании хозяина. Журналисты узнали об этой истории и она стала известна на весь мир. Жители города собрали деньги и в 1934 г. установили в г.Токио на станции Сибуя памятник этой собаке.
О чем этот фильм? Он прославляет собачью преданность Хозяину. Теперь давайте вспомним, что верность и преданность сюзерену являлась основополагающим принципом «Бусидо» (кодекс самураев). Расцвет самурайства пришелся на те времена, когда междуусобные войны сотрясали средневековую Японию до установления сёгуната Токугава. Однако, он романтизируется и в современной Японии. Таким образом, основная, но завуалированная идея фильма - «ты должен быть предан Хозяину, это наивысшая честь и смысл существования».
О чем «Белый Бим Чёрное ухо»
Мне нравится Ричард Гир, мне понравился фильм "Хатико"... Но теперь прейдем к нашему «Белый Бим Черное ухо». Фабула та же — собака потеряла хозяина. В отличии от Хатико, Бим отправляется на поиски своего Человека. Пёс попадает в руки хороших и плохих людей, голодает, терпит побои и лишения.
Некоторые люди относятся к нему очень хорошо (соседка Степановна, мальчишки в парке, хозяин деревенского дома), но собака все равно тоскует о своем хозяине и продолжает его искать, покидает добрых людей, обрекая себя на новые страдания. Сталкивается Бим и с жестокими, жадными, нечестными людьми. А были и просто равнодушные. Были и те, кто хотел, но не мог помочь..
Как и Хатико, Бим умирает в конце фильма. Но не на воле, а в собачьем приюте. Буквально несколько минут он не доживает до встречи с нашедшим его хозяином. Фильм заканчивается тем, что Иван Ивановичч ( актер В.Тихонов) берет на воспитание нового сеттера. Но теперь он заботится о нем не один, а вместе с мальчиком Толей, который так переживал за Бима. А для второго мальчика Иван Ивыновичч покупает щенка овчарки.
Какие разные смыслы
Хатико поставили памятник, в честь его верности хозяину, которая и прославила его на весь мир. История Бима — не только о собачьей верности. Она о людях. О тех темных и светлых сторонах, которые есть в человеке. Повесть не заканчивается с гибелью Бима, она имеет продолжение. Г.Троепольский словно говорит читателям, что надо нести отвественность за свои поступки, уметь исправлять ошибки. Он словно дает второй шанс читателям придумать самостоятельно счастливый конец истории о верной собаке...
А теперь хочу задать вам несколько вопросов.
1. Как вы думаете, какой из двух фильмов дети посмотрят более охотно? Постарайтесь подумать — почему? Мой ответ: «Посмотрят «Хатико», просто потому, что фильм более современный и предлагается в «интернет-кинотеатрах».
2. Почему у нас сейчас не снимают подобных фильмов для детей и взрослых? Самое свежее, что я могу вспомнить, это трилогия «Богатырь». Которая со спецэффектами, фэнтэзи-сюжетом, с юмором... Подростки кратко скажут : «Нормальный фильм...Поржать можно». Или «Чебурашка»... Хороший фильм, но — сказка, а не про жизнь.
3. Последний, самый важный вопрос.... Почему, вместо нелепых «разговоров» с надуманными темами, мы не можем показывать детям такие фильмы, как «Белый Бим Черное ухо»? Сами они не посмотрят. Ничего нового, которое обладало бы таким же психологическим воздействием и таким же воспитательным потенциалом, государство детям предложить не может.
Так давайте будем использовать то, что уже имеем. Может быть тогда и Моргенштерны/Милохины/Бузовы/и тдт будут детям не интересны. Без наших объяснений и назиданий...
Подписываться на мой канал или нет - это ваше личное решение. Пишу честно о том, что происходит в современной школе. Пишу нечасто...