Найти тему
Завуч в теме

Хатико против Белого Бима

Оглавление

25 июля 2023г Владимир Владимирович поручил министру культуры и министру просвещения " представить предложения по включению тематик, связанных с повышением престижа профессии педагога, в государственный заказ на создание игровых, документальных и мультипликационных фильмов, социальной рекламы."(сайт kremlin.ru).

Прочитала и задумалась - а какие фильмы про учителей я помню? "Доживем до понедельника". "Дорогая Елена Сергеевна", более современный - "Училка" с И.Купченко в главной роли...В общем, мысль об огромной бреши в нашем кинематографе засела у меня в голове. Дальше - больше...

Ситуация

Прочитала в одной статье на канале «Путь к свободе» статью об иноагентах, но меня зацепила в ней одна мысль, связанная с воспитанием детей. Автору 36 лет. Было интересно увидеть точку зрения человека, находящегося не в возрасте «кто вырос при СССР», а являющегося современником нынешней действительности, понимающего её нюансы.

В одном месте статьи автор рассуждает о том, почему современные дети смотрят Моргенштерна, стараются ему подражать, считают, что предназначение человека — получать удовольствие. Берут с него пример... Стремятся быть похожим на него. А не на шахтера дядю Васю. Ну как же! "Чувак ничего не делает; блогер, поющий песни; ездит на крутой тачке и кривляется на камеру… и при этом - миллионер, который живет в свое удовольствие. Как здорово, мне бы так..."

И здесь же автор дает ответ. Да, смотрят и слушают. А чего мы от них хотим, если ничего другого взамен мы им не предложили? Что подросткам смотреть и слушать?

Я задумалась об этом и поняла, что Максим (имя автора канала) абсолютно прав! Хочу показать вам это на сравнении двух фильмов, которые (думаю) знакомы каждому.

«Хатико: самый верный друг»

Напомню, что сам фильм является ремейком японского фильма и действие разворачивается в Японии 20-х годов прошлого века. Профессор находит щенка и, не найдя хозяина, оставляет его себе. Подросший Хатико ежедневно встречает своего хозяина на вокзале.

фото из интернета
фото из интернета

Внезапно профессор умирает во время лекции и не вернулся на вечернем поезде... Четвероногий друг в течении 9 лет томился в ожидании хозяина. Журналисты узнали об этой истории и она стала известна на весь мир. Жители города собрали деньги и в 1934 г. установили в г.Токио на станции Сибуя памятник этой собаке.

О чем этот фильм? Он прославляет собачью преданность Хозяину. Теперь давайте вспомним, что верность и преданность сюзерену являлась основополагающим принципом «Бусидо» (кодекс самураев). Расцвет самурайства пришелся на те времена, когда междуусобные войны сотрясали средневековую Японию до установления сёгуната Токугава. Однако, он романтизируется и в современной Японии. Таким образом, основная, но завуалированная идея фильма - «ты должен быть предан Хозяину, это наивысшая честь и смысл существования».

О чем «Белый Бим Чёрное ухо»

Мне нравится Ричард Гир, мне понравился фильм "Хатико"... Но теперь прейдем к нашему «Белый Бим Черное ухо». Фабула та же — собака потеряла хозяина. В отличии от Хатико, Бим отправляется на поиски своего Человека. Пёс попадает в руки хороших и плохих людей, голодает, терпит побои и лишения.

Некоторые люди относятся к нему очень хорошо (соседка Степановна, мальчишки в парке, хозяин деревенского дома), но собака все равно тоскует о своем хозяине и продолжает его искать, покидает добрых людей, обрекая себя на новые страдания. Сталкивается Бим и с жестокими, жадными, нечестными людьми. А были и просто равнодушные. Были и те, кто хотел, но не мог помочь..

фото из интернета
фото из интернета

Как и Хатико, Бим умирает в конце фильма. Но не на воле, а в собачьем приюте. Буквально несколько минут он не доживает до встречи с нашедшим его хозяином. Фильм заканчивается тем, что Иван Ивановичч ( актер В.Тихонов) берет на воспитание нового сеттера. Но теперь он заботится о нем не один, а вместе с мальчиком Толей, который так переживал за Бима. А для второго мальчика Иван Ивыновичч покупает щенка овчарки.

Какие разные смыслы

Хатико поставили памятник, в честь его верности хозяину, которая и прославила его на весь мир. История Бима — не только о собачьей верности. Она о людях. О тех темных и светлых сторонах, которые есть в человеке. Повесть не заканчивается с гибелью Бима, она имеет продолжение. Г.Троепольский словно говорит читателям, что надо нести отвественность за свои поступки, уметь исправлять ошибки. Он словно дает второй шанс читателям придумать самостоятельно счастливый конец истории о верной собаке...

А теперь хочу задать вам несколько вопросов.

1. Как вы думаете, какой из двух фильмов дети посмотрят более охотно? Постарайтесь подумать — почему? Мой ответ: «Посмотрят «Хатико», просто потому, что фильм более современный и предлагается в «интернет-кинотеатрах».

2. Почему у нас сейчас не снимают подобных фильмов для детей и взрослых? Самое свежее, что я могу вспомнить, это трилогия «Богатырь». Которая со спецэффектами, фэнтэзи-сюжетом, с юмором... Подростки кратко скажут : «Нормальный фильм...Поржать можно». Или «Чебурашка»... Хороший фильм, но — сказка, а не про жизнь.

3. Последний, самый важный вопрос.... Почему, вместо нелепых «разговоров» с надуманными темами, мы не можем показывать детям такие фильмы, как «Белый Бим Черное ухо»? Сами они не посмотрят. Ничего нового, которое обладало бы таким же психологическим воздействием и таким же воспитательным потенциалом, государство детям предложить не может.

Так давайте будем использовать то, что уже имеем. Может быть тогда и Моргенштерны/Милохины/Бузовы/и тдт будут детям не интересны. Без наших объяснений и назиданий...

Подписываться на мой канал или нет - это ваше личное решение. Пишу честно о том, что происходит в современной школе. Пишу нечасто...