В Советском Союзе вилочные погрузчики выпускали в основном на оборонных предприятиях. Самое интересное, что каждое такое предприятие собирало погрузчики для собственных нужд. А распределялась техника государством по заявкам предприятий согласно установленным лимитам.
Вот список предприятий, которые производили погрузчики в СССР:
- Львовский завод автопогрузчиков;
- Кутаисский электромеханический завод;
- Машиностроительный завод имени Калинина;
- Бельцкий электротехнический завод;
- Калининградский вагоностроительный завод;
- Ереванский автомобильный завод;
- Канашский завод электропогрузчиков.
Львиную долю техники для Советского Союза, в рамках социалистического разделения труда, поставляла Республика Болгария (погрузчики Balkancar). Кроме Болгарии погрузчики для СССР делали в Японии, Германии и ряде других стран.
Технические особенности
Конечно, начало второй половины XX века было сопряжено с рядом сложностей при эксплуатации машин. Не было хороших специалистов, необходимого оборудования для ремонта и обслуживания, площадей для производственных цехов. Те, на кого возлагалась задача наладить линию выпуска вилочных погрузчиков, плохо представляли, как они выглядят.
Поэтому первые образы техники были примитивными и несовершенными. Собирались они из автомобильных запчастей. Рулевой механизм брали от ЗИС-150, а ходовую часть, коробку передач, сцепление, двигатель и электронику — от грузовика ГАЗ-51.
Первые месяцы эксплуатации выявили ряд серьезных проблем. Среди них:
- приложение огромных усилий для поворота руля;
- непродуманная конструкция кабины;
- неустойчивость агрегата из-за неверного распределения нагрузки на ходовую часть;
- пробуксовки.
Выводы были сделаны, и конструкция улучшилась. В 1950 году появился ГУР, кабина стала просторнее. Через 3 года вилочные погрузчики оснастили гидравлическими тормозами, улученным подъемным оборудованием, клапанами разгрузки гидросистемы.
Медленно, но верно вилочные погрузчики превращались в технику, какой мы знаем ее сейчас. Единственная оставшаяся проблема — нехватка комплектующих. Однако позже инженеры справились и с ней.
Объемы производства
Мировым лидером по экспорту погрузчиков являлась Болгария. Компания Balkancar выпускала ежегодно 160 тысяч погрузчиков, половина из которых покупалась Советским Союзом.
Примерно 50-60 тысяч единиц техники СССР производил на собственных предприятиях. Еще 10-15 тысяч погрузчиков ввозилось из Японии, Германии, ряда других стран.
После распада СССР стал очевиден сильный спад производства спецтехники. Всего 6000 вилочных агрегатов поставлялось на заводы страны ежегодно. Причина в том, что во время СССР техника не покупалась, а доставалась предприятиям по распределению. Теперь предприятия предпочитали использовать старую технику, нежели платить за новую.
После распада Советского Союза
Проблемы затронули не только собственное производство, но и партнерство с зарубежными поставщиками. О бесплатных поставках из Болгарии можно было забыть, не говоря про развитые Германию и Японию.
Государственная монополия на внешнюю торговлю испытала крах. Это вызвало приток товаров из других стран. Однако продукция стран третьего мира в то время не отличалась высоким качеством.
Попытки стабилизировать ситуацию принимались. Россия в 1991 году пыталась объединить ведущих производителей напольной спецтехники в единую ассоциацию с целью экономического прорыва и повышения качества продукции в данной отрасли. Увы, по ряду причин проект остановился на стадии обсуждения. Крупные производители погрузчиков продолжили работать по отдельности.
Интересные факты о советских погрузчиках
В истории производства и эксплуатации напольной техники СССР происходило немало интересных случаев. Вот некоторые из них:
- Одной из моделей погрузчиков, поставляемых «Балканкаром», был дизельный ДВ1792. Прославился он тем, что занял первое место среди другой техники по причинению вреда здоровью работникам предприятий. Но эта статистика обманчива и объясняется тем, что данный погрузчик был поставлен в СССР в большем количестве, чем другие модели.
- Интересный факт о заводе Калинина, производящем в СССР электропогрузчики – в 1954 году предприятию поручили выпустить 3000 единиц до 1956 года, а до 1960 года эта цифра должна была вырасти до 8000, но, вместо запланированных 3000 штук завод спустил с конвейера меньше 300 погрузчиков (сказался дефицит производственных цехов и специального оборудования). С течением времени завод Калинина стал экспортировать технику в 35 стран, так как погрузчики получались достаточно высокого качества.
- Погрузчики в Советском Союзе производились как с дизельными моторами, так и с бензиновыми.