Найти в Дзене
Виктория Эд

Носферату, симфония ужаса (1922)

Фильм, которым чудом дожил до наших дней…

«Носферату, симфония ужаса» является нелегальной экранизацией романа Брэма Стокера. Вдова писателя через суд добилась уничтожения плёнки и негативов с фильмом.

Внимание! Содержание статьи может показаться негуманным, аморальным или же оскорбительным. Автор ни в коем случае не призывает к насилию и не хочет никого обидеть. Высказанное мнение является допустимым в рамках сюжета данного фильма. Статья может содержать кадры с наличием крови или насилия.

Агент по недвижимости Томас Хуттер отправляется в Трансильванию, чтобы заключить сделку по продаже дома с графом Орлоком. Хуттер не замечает, как становится пленником в замке графа. Сам Орлок медленно продвигается в родной город риелтора, в свой новый особняк и оставляет множество трупов на своём пути. Люди впадают в панику, так как считают, что по городу начала распространяться чума.

Одни из вас смотрели этот фильм, дабы удовлетворить своё любопытство или же из-за любви к кинематографу, другие же никогда не отважатся на его просмотр. Это позволит мне рассказать о финальной сцене. Не знаю, можно ли это считать спойлером при том условии, что с момента выхода фильма прошло чуть больше века. Немного жаль, что у меня была возможность опубликовать статью в тот момент, когда фильму исполнилось ровно сто лет. Видимо, действительно, всему своё время.

Мы живём в то время, когда технологическим прогрессом сложно удивить. Мы смотрим фильмы не только с музыкальным сопровождением, но фильмы, у которых появился голос. Сама картинка может пестрить от изобилия красок. Немое кино нам чуждо, а актёрская игра в нём кажется нам странной. В начале фильма она будто разнится с текстом, который появляется на экране. Это сложно упустить, так как кино требует всего твоего внимания.

Я не буду отрицать того, что фильм устарел. Мы не в состоянии прочувствовать то, какие эмоции испытывали жители Германии в начале двадцатого века. Сейчас нас так же может расстроить убийство цветов, как и жену Томаса, хоть и не в равной степени. Мы способны прочувствовать переживания за любимого человека. Плюс к этому совсем недавно мы так же прибывали в изоляции из-за пандемии. Однако формат немого кино и его повествование отталкивает современного зрителя. Сейчас мы ждём от фильма ужаса совершенно иного, поэтому я расскажу о культурном влиянии фильма.

-2

Считается, что «носферату» является синонимом слова «вампир». Можно найти такие значения слова, как «невыносимый» или «омерзительный». Однако если говорить о греческом происхождении слова, то мы получим то, что видим в самом фильме – «переносящий болезнь». В отличие от Дракулы, Орлок не способен обращать людей в вампиров. Все его жертвы погибают, и в этом одно из главных отличий от первоисточника. В то время как любой другой вампир является аллюзией на заболевания, связанные с кровью, Носферату представляет собой болезнь с летальным исходом. Не даром его появление в городе приняли за чуму. Уже тогда нечто незримое и пугающее обретает своё лицо и вызывает ужас у зрителей.

-3

Забудьте о том, что сэр Энтони Хопкинс в «Молчании ягнят» 1991 года или же Дженна Ортега из сериала «Уэнсдей» не моргали во время работы камеры. Макс Шрек был одним из первых, если не первым, кто проделал этот трюк. Его затемнённые веки подчёркивали распахнутый взгляд, который по сей день способен вызвать ужас. Макс был столь убедителен, что люди начали сомневаться в том, что это загримированный актёр. Теории о том, что Фридрих Мурнау отдал главную роль настоящему вампиру, стали сюжетом для фильма «Тень вампира» 2000 года, который я рекомендую к просмотру.

-4

Внешний вид графа Орлока послужил прообразом для создания многих существ, которые питаются кровью. Одними из самых очевидных примеров являются «Салемские вампиры» Тоуба Хупера или же персонаж из фильма «Реальные упыри» 2014 года. Образ графа можно увидеть не только в фильмах, но и играх. Одним из таких примеров служит Владимлаус Штрауд из «Симс 4». Тёмная сторона персонажа и его одежда представляют собой игровую копию графа Орлока. Можно долго продолжать этот список. Однако лишь малая часть того подражания и переосмысления графа привлекает моё внимание. Мало кто из них способен вызвать тот же восторг, который я испытываю при виде этой твари.

Если худое телосложение графа не способно вызвать у вас ужас, то его движения могут вызвать дрожь по телу. Его худое лицо кажется слишком вытянутым и непропорциональным по человеческим меркам. Мы будто смотрим в лицо самой смерти. Ногти визуально удлиняют тонкие пальцы, и кажется, что они с лёгкостью способны разорвать на части человеческую плоть. Кисти его рук обладают изяществом, несмотря на их жуткий вид. В фильме тень Носферату способна вызывать кошмарные сны, которым даже сейчас могут поддаться впечатлительные зрители. Она словно представляет собой самостоятельного персонажа, как в фильме «Дракула» Фрэнсиса Форда Копполы.

-5

В начале пятого акта мы узнаем о том, как можно одолеть вампира. Кровь невинной девушки должна быть отдана по доброй воле, дабы Носферату позабыл о первом крике петуха. Это второе важное отличие фильма от романа. В этом мире создание тьмы способен погубить лишь солнечный свет. Сейчас это может прозвучать банально, но именно в этом и заключается прелесть. Носферату стал первым кровопийцем, который погибает от солнечного света. В последствии это станет неотъемлемой частью почти что всех тех мифов, которые мы сейчас слышим и видим в кино. Если в середине фильма Элен спасает своего любимого, то в конце она приносит себя в жертву, чтобы положить смертям конец.

-6

Режиссёру Фридриху Мурнау было отказано в экранизации романа, но это его не остановило. Чтобы уменьшить сходство с романом, имена персонажей заменили на новые, и было внесено несколько изменений в сам сюжет. К сожалению, это не смогло спасти фильм от судебного процесса. Однако именно они повлияли на мифологию современного вампира. Фильм снимали в дневное время суток. Сейчас это слишком очевидно и сказывается на атмосфере в фильме. Благодаря сохранившимся копиям «Носферату, симфония ужаса» дожил до наших дней и считается первой экранизацией романа Брэма Стокера.