Найти тему
Позитивная старость

Русская реалистическая живопись XIX века, как антитеза западноевропейскому импрессионизму

В нескольких статьях я предложил вам своё видение эволюции европейской живописи от Раннего Возрождения до наших дней. Перечислю эти статьи:
*
Развитие живописи от древности до наших дней
*
Существует ли русский импрессионизм?
*
Раннее, Высокое и Позднее Возрождение в кратком пересказе
*
Французский декаданс в живописи XVIII века

При изложении материала основное внимание было уделено этапам развития изобразительного искусства и причинам смены стилистики в ней. В сжатом виде генеалогию живописи можно представить так:
1) совершенствование реалистичной техники в рамках библейских сюжетов в XV-XVI веках;
2) разработка научно обоснованных канонов в изображении человеческого тела и в теории перспективы, XVI век;
3) выход за пределы религиозной тематики и изображение обыденной жизни во всех её проявлениях, XVII-XVIII века;
4) кризис тем в живописи и исчерпанность академической техники в XVIII- первой половине XIX веков;
5) триумфальное зарождение импрессионизма в середине XIX века, отменившее фотографическую точность прежней школы живописи;
6) полный отказ от связи с реальностью в авангардизме, экспрессионизме и сюрреализме XX-го века.

Рассуждая концептуально, я не останавливался на деталях художественного процесса. Считалось само собой разумеющимся, что не существует строгих временных границ и жанрово-стилистические переходы происходили методом диффузии. Более того, новые живописные моды не отменяли вероятность возникновения художественных шедевров в рамках прежних канонов.

Этим предисловием я хотел подвести читателей к теме русской реалистической живописи XIX века. Предваряя рассказ, напомню вам вкратце историю развития изобразительного искусства в России.

Оговорюсь, что буду излагать своё мнение, основанное на личном любительском восприятии живописи. Оно может не совпадать с мнением профессиональных специалистов.

До XVIII века живописи в России не существовало - в том смысле, который этому понятию придавали в Европе. Существовала православная иконопись, культивирующая сознательное искажение реальности. Такое искажение проявлялось двояко. С одной стороны, присутствовал схематизм божественных лиц и тел, символизирующий собой иррациональность религии. С другой стороны, радикально нарушалась пространственная перспектива - с той же целью.

Наиболее известным произведением иконописи является "Троица" Андрея Рублёва, где присутствует то, о чём я сказал выше.

Андрей Рублёв. Троица. 1411-27
Андрей Рублёв. Троица. 1411-27

Зарождение живописи в общепринятом понимании произошло в России петровских времён, т.е., в начале XVIII века. Немногочисленные русские художники того века должны были повторить сложный путь европейского развития. Тут не приходилось ожидать каких-либо прорывов. Однако, без приятных сюрпризов не обошлось. В конце XVIII века Владимиру Боровиковскому удалось создать шедевр, ставший жемчужиной русского искусства всех времён. Речь идёт о портрете княжны Марии Лопухиной.

В.Боровиковский. Портрет М. И. Лопухиной. 1797
В.Боровиковский. Портрет М. И. Лопухиной. 1797

Хочу ещё отметить замечательную картину крепостного художника Ивана Аргунова "Портрет неизвестной в русском костюме", 1784. Не являясь мировой сенсацией, она заложила прекрасный фундамент в возникновение русской живописи.

Иван Аргунов. Портрет неизвестной в русском костюме. 1784
Иван Аргунов. Портрет неизвестной в русском костюме. 1784

Парадоксально, но в момент застоя в Западной Европе русское изобразительное искусство неутомимо совершенствовалось, навёрстывая упущенные столетия. К моменту возникновения французского импрессионизма (середина XIX века), отвергшего классицизм Возрождения, русская реалистическая живопись вышла на свою вершину. Дефицит хороших художников в XVIII веке уступил место их обилию в веке XIX-м. Достаточно напомнить такие имена: Васнецов, Шишкин, Венецианов, Репин, Верещагин, Брюллов, Иванов, Коровин, Федотов, Айвазовский, Левитан, Суриков и многие другие.

Родись некоторые из перечисленных мастеров на двести лет раньше, они стали бы корифеями мирового масштаба. Но на дворе стоял XIX век. Западный зритель устал от классической манеры. Поэтому русские художники не прогремели в Европе, создав ареал своих поклонников внутри России. Впрочем, это совершенно не снижает авторитета живописцев в наших глазах. Художественное мастерство и вызывающие отклик в русской душе темы превращают таких мастеров в апостолов русской культуры.

Приведу несколько примеров. Все они соответствуют моему личному вкусу и не претендуют на исключительность. Каждый из вас имеет своих кумиров, и вы будете так же правы, как и я.

П.Федотов. Сватовство майора. 1848
П.Федотов. Сватовство майора. 1848

И.Айвазовский. Девятый вал. 1850
И.Айвазовский. Девятый вал. 1850

В.Верещагин. Апофеоз войны. 1871 г.
В.Верещагин. Апофеоз войны. 1871 г.

И.Крамской. Христос в пустыне. 1872
И.Крамской. Христос в пустыне. 1872

В.Васнецов. Алёнушка. 1881
В.Васнецов. Алёнушка. 1881

И.Крамской. Неизвестная. 1883
И.Крамской. Неизвестная. 1883

Илья Репин.  Запорожцы. 1880-1891
Илья Репин. Запорожцы. 1880-1891

В.Суриков. Взятие снежного городка. 1891
В.Суриков. Взятие снежного городка. 1891

Следует отметить, что многие русские художники считали своей моральной обязанностью бороться с социальной несправедливостью. В 1870 году было официально зарегистрировано "Товарищество передвижных художественных выставок", вдохновлявшееся идеей народничества. Наиболее характерной картиной из этой категории я признал бы холст Василия Перова "Тройка":

Василий Перов. Тройка. Ученики-мастеровые везут воду. 1866
Василий Перов. Тройка. Ученики-мастеровые везут воду. 1866

Стилем таких художников являлась театральная преувеличенность страданий народа, превращающая картины художников в назидательные притчи. Я не уверен, но по-моему, это было исключительно русским художественным явлением. Живописцы руководствовались своего рода новой религией, которая возвращала их к условностям иконописи допетровских времён.

Хочу отметить ещё один парадокс. Находясь, по сути, в арьергарде европейских тенденций, русская живопись неожиданно сотрясла мировые каноны в самом начале XX века, создав и возглавив на некоторое время мощное течение абстракционизма. Последствия этого оказались настолько глубокими, что они до сих пор определяют вектор развития изобразительных техник.

Ещё более парадоксальным стал возврат русской советской живописи в классические рамки, но с новым идейным содержанием. Я имею в виду 70-летнюю эпоху соцреализма в СССР.

В заключении скажу, что история русской живописи при всей её непродолжительности интригует своих почитателей множеством интереснейших коллизий. Нам, россиянам, есть чем гордиться.