Найти тему
Отражение науки

Несмотря на усиление напряжённости вокруг Тайваня, отношения между Китаем и Тайванем гораздо лучше, чем кажутся на первый взгляд.

Один из главных вопросов мировой повестки дня — это напряжённая ситуация вокруг Тайваня, юридически являющегося частью Китая, но фактически им не контролируемого. Почему же ситуация вокруг этого в общем-то небольшого острова вызывает такой интерес? Главная причина заключается в стратегическом расположении Тайваня. Ведь этот остров — ключ к самому экономически развитому региону мира. Кто контролирует Тайвань, тот в значительной степени контролирует торговые пути между Японией, Южной Кореей, Китаем и остальным миром. Другая причина — концентрация в Тайване самых передовых производств в области микроэлектроники. Так получилось, что от тайваньских компонентов без преувеличения зависит весь мир.

Небоскрёб «Тайбэй 101»: символ экономических успехов Тайваня, фото: unsplash.com
Небоскрёб «Тайбэй 101»: символ экономических успехов Тайваня, фото: unsplash.com

Последнее время мы слышали много ярких заявлений со стороны Китая о «воссоединении родины» и «защите суверенитета», а также не менее ярких заявлений тайваньского руководства о «готовности дать отпор», очевидно опирающихся на поддержку со стороны США. Может сложиться впечатление, что отношения между двумя частями одного Китая сейчас находятся на нижней точке. Но вот что удивительно: экономические и просто человеческие отношения между Тайванем и Китаем продолжают находиться на достаточно высоком уровне. Китай остаётся крупнейшим торговым партнёром Тайваня как по объёмам экспорта, так и по объёмам импорта, далеко опережая занимающие второе место США.

Между Китаем и Тайванем существует развитое авиасообщение, причём с обеих сторон: и китайские, и тайваньские авиакомпании летают безо всяких проблем в обе стороны. Причём среди них ведущие авиакомпании как материкового Китая: Air China и China Eastern Airlines, так и тайваньские: EVA Air и China Airlines. И это понятно: за гигантским объёмом экономического сотрудничества стоят люди и их интерес, как деловой, так и человеческий. Китай при этом также не препятствует прямым рейсам между Гонконгом и Тайванем, осуществляемым в том числе гонконгской Cathay Pacific, входящую в число крупнейших авиакомпаний мира. Паромное сообщение между островом и материком также «работает как часы».

В Шанхае жииёт и работает очень много тайваньцев, фото: unsplash.com
В Шанхае жииёт и работает очень много тайваньцев, фото: unsplash.com

В китайском городе Куньшань, расположенном западнее Шанхая, проживает более 100 тысяч тайваньцев. За это его часто называют «маленьким Тайбэем», по названию главного тайваньского города. Дело в том, что Куньшань является одним из центров размещения производств, созданными тайваньскими предпринимателями в Китае. Но одним Куньшанем дело не ограничивается: по разным оценкам в Китае проживает более миллиона тайваньцев, значительная часть которых — деловые люди. В общем, тайваньцы чувствуют себя в Китае совсем неплохо. Правительство Китая предпринимает энергичные меры по привлечению тайваньских предпринимателей в Китай. В ряде отраслей тайваньские фирмы допущены к торгам по государственным контрактам и имеют льготы, которых и близко нет ни у каких других иностранных компаний. В Китае построена целая сеть бизнес-инкубаторов для молодых тайваньских предпринимателей, где им предлагают множество бонусов: от бесплатных офисных помещений до аренды квартир с большими скидками, не говоря о всяческой поддержке, в том числе финансовой, их деловых начинаний.

В то же время ведущие тайваньские технологические компании являются крупнейшими частными работодателями в Китае. Взять для примера Foxconn: ведущего в мире контрактного производителя продукции Apple и других именитых марок бытовой электроники. Только на его китайских предприятиях трудятся около 1 миллиона человек.

Огни Китая призывно горят, фото: unsplash.com
Огни Китая призывно горят, фото: unsplash.com

Так что взаимозависимость двух частей одного Китая налицо. Поэтому ответственные люди как со стороны острова, так и со стороны Китайской Народной Республики, выступают за мирное разрешение противоречий. Председатель Си Цзиньпин выступает за применение к Тайваню формулы «одна страна, две системы», которая была успешно опробована на примере специальных административных районов Китая: Гонконга и Макао. Но пока эта формула не нашла значительной поддержки среди тайваньской элиты. При этом в начале следующего года к власти на острове после очередных выборов имеет все шансы прийти партия Гоминьдан, выступающая за сближение с Китаем, в отличии от правящей ныне Демократической прогрессивной партии.

И хотя после усиления напряжённости вокруг «тайваньского вопроса» тайваньские производители предприняли ряд шагов по диверсификации своего производства и учреждения ряда альтернативных предприятий в таких странах как Вьетнам и Индия, очевидно, что именно уровень сотрудничества между КНР и Тайванем будет играть определяющую роль в экономической стабильности в регионе.