Семеныч всегда с удовольствием брал студентов на практику и уже будучи матерым бригадиром, пропустил через свои руки не один десяток пацанов. Но этого худого ушастого мальчика, ему довелось даже малость покалечить.
Кидали плиты перекрытия и при таких ответственных работах никаких практикантов не подпускали близко. Допуски стропальщика у них к окончанию второго курса вроде как были. Одно дело корочки и совсем другое дело трехтонная бетонная дура над головой.
Во избежание облома — круче нет строительного лома
Но Макар с первого дня проявлял невероятное рвение в любом задании. Даже замешивая растворы, он всегда задавал гораздо больше вопросов, чем мог найти на стройке ответов.
Именно за эту редкую к тягу к учебе Макар сразу полюбился всей бригаде. Они его учили всему что знали сами, а если не знали, то всегда направляли к "нужному" человеку. Ни один сотрудник ПТО не уходил с проверок, пока не ответит на все вопросы молодого практиканта.
— Молодой! Вон смотри — видишь дядька прикатил на жигулях? Шуруй к нему и спрашивай про необходимость раствора при укладке плит перекрытия. Он точно знает "зачем?" А будет брыкаться, скажи нам и мы ему хвост плитой придавим.
И Макар бежал к новым знаниям с открытой душой, в окружении дружелюбных улыбок своих бывалых учителей. Он сразу влился в коллектив, причем без всяких традиционных поллитровых проставлений.
— Молодой, где раствор?! Давай бегом тащи свои ведра!!!
Макар, согнувшись в дугу, тащил мужикам ведра с раствором, который он сам приготовил, опираясь на теорию и с полным знанием дела.
Нервный был день — кран опоздал, крановщик приехал с похмелья и явно спешил. После команды "майна", плита легла точно по месту, но дикий крик молодого практиканта услышал даже крановщик в кабине:
— Ай! Мужики...
Макарка увидел в уложенном под плитой растворе камень. Припоминая лекции, решил по быстрому выковырять камушек мастерком. Никто и не увидел, как он сунул мастерок под хвост плиты....
Плита раздавила старый добрый советский мастерок и тот в ответ, ручкой раздавил руку молодого практиканта...расплющив ему пальцы
— Ай ты беда! Куды ты руки суешь, придурок!!!!
Быстрее всех тогда успел сообразить бригадир. Семеныч умудрился воткнуть лом под плиту и дальше публика увидела невероятное зрелище.
Лом крошил кирпич под плитой и движение рычага вверх ничего не дало. Тогда Семеныч, прыгает вниз со стены и повисает на ломе, на высоте третьего этажа. Первое же движение плиты освободило раздавленную клешню. Крановщик не успел даже крякнуть, как Семеныч ловко спрыгнул в оконный проем этажом ниже.
Забежал за Макаром наверх быстрее чем услышали звук упавшего лома и ни слова не говоря, схватил его в охапку. Через 15 секунд из ворот выскочил мотоцикл бригадира и увез практиканта в местную больничку.
Пока врачи собирали переломанные пальцы студента, Семеныч успел передумать всё на свете. От личной моральной ответственности перед пацаном, до прокурорской проверки на предмет производственной травмы.
В этот день Семеныч на работу не вернулся. Отвез пацана домой и укатил советоваться с женой. Галюня тогда совершенно спокойно сказала одну очень мудрую вещь:
— Ты за что переживаешь? За прокуратуру и кару небесную?
— Да при чем здесь кара прокурорская!!! Пацан тянулся к знаниям, горел на работе со всеми признаками любви к делу, а я не доглядел. Сейчас неизвестно, какие выводы сделает молодая душа и увидим ли мы его. А за законность я вообще не переживаю. Наши инженеры по ТБ со своими журналами, каждый день подписи собирают.
— А это уже не тебе решать! Мне поверь — если пацан хочет учиться, то ты ему хоть руки вовсе оторви, это ничего не изменит.
— Поживем увидим!
Первое, что увидел Семеныч утром на стройке — была черная Волга перед воротами. На заднем сидении сидел Макар с забинтованной рукой и мирно беседовал с представительным мужиком в форме прокуратуры.
Мужик что-то сказал, зачем-то погладил Макара по голове и вышел из машины. Семеныч заметил, что пацан взглядом указал в его сторону.
— Вы Артемий Семенович, бригадир того молодого человека?
— Да! Я самый и есть....
— Мы можем переговорить наедине? Без лишних свидетелей?
Семеныч повел в бригадный домик следователя, пребывая в полной уверенности окончания своей рабочей карьеры. Но случилось странное.
Уединившись, следователь вдруг схватил руку понурого каменщика и горячо пожал.
— Артемий Семенович! Я вам хочу выразить благодарность за сына!
— Во как! Да ладно, уж прям благодарность...Ну свез в больничку...дело житейское...
— Причем тут больничка! Я вообще не об этом.... Макарка загорелся стройкой и каждый день рвется с горящими глазами. Когда он поступал в политех, я не думал что он может так увлечься. А он вас почитает как родного отца и я признаюсь, даже немного ревную!!! Он хоть сейчас готов бежать со своим гипсом и дальше работать. Это дорогого стоит!
Семеныч покраснел от ушей до поясницы и почему-то вдруг вспомнил свою Галюню.
На больничном и закончилась практика молодого Макара и больше судьба не дала им возможности посотрудничать. Сегодняшняя встреча оказалась знаковой для старых знакомых.
Огромных знаний освоив пуды, вчерашний школяр осваивает педагогические труды
— Никита Сергеевич! Вы когда вчера позвонили, я и мечтать не думал что увижусь вдобавок еще и со своим первым учителем и наставником!Артем Семенович — рад приветствовать и видеть вас в добром здравии!
Обаятельный колобок с размахом рук чуть больше табуретки, выскочил из дверей лаборатории навстречу двум пенсионерам. Семеныч, хоть тресни не мог вспомнить кто это и внимательно разглядывал руководителя испытательной лаборатории.
Пожав пухлую руку, Семеныч с недоумением смотрел на своего старого друга Никиту. Но когда веселые глаза пухлого колобка забегали, что-то знакомое промелькнуло в этом взгляде....
— Макарка, да ты ли это?! Эк тебя жизнь раздобрила, дружище! Я бы сроду не узнал.
— Ну есть маленько. Работа в основном сидяче-стоячая и никто уму разуму не учит. Пошли ко мне в кабинет и расскажите, какая счастливая незадача привела вас в мою лабораторию.
Кто бы мог подумать о последствиях этой встречи...
Макар накидал на стол такое количества разных сладостей к чаю, что стали понятные его телесные метаморфозы. Но выслушав внимательно Семеныча, он вдруг выпрямился и не без гордости начал:
По сути, любая готовая современная сухая смесь — перемешанный песок, цемент и добавки. Есть еще гипсовые, но мы сегодня говорим о цементных смесях.
Тот раствор, к которому вы привыкли на стройках способен держать кирпич при кладках и цепляться за него при штукатурке. Но клеевой способности явно не хватает, если речь идет о керамическом граните. Поэтому сейчас и делают специальные клеевые составы для плитки.
Обычный глазурованный кафель и керамограниты отличаются по плотности, способностью впитывать воду и прочности буквально в разы. Поэтому по клеевой способности есть классы — С0, С1, С2.
Чем они отличаются?
Ну в первую очередь — содержанием качественного цемента. А дальше идут модифицирующие добавки. Одни повышают пластичность или водоустойчивость. Другие удерживают воду и дают возможность цементу вступать в полные химические реакции, склеивая детали. Есть добавки, снижающие удельный вес смеси, за счет воздухововлечения.
Замедлители или ускорители схватывания и куча других штук.
Не последнюю роль играет подготовленный песок — определенной фракции и очищенный от глины и прочих примесей. В итоге вы получаете свойства плиточного клея, которых вам никогда не получить самостоятельно.
Слишком много вводных данных.
Никита налегал на чай с баранками, а Семеныч внимательно слушал и в его голове роилась куча мыслей. Он решил поделится сомнениями:
— Так выходит, что если я сыпану больше цемента, то у меня керамогранит может и приклеится? Или пластификатор добавить?
— "Больше цемента" — это слишком мало для гарантии. Нужен песок строго рассчитанной фракции и главное добиться равномерного распределения цементного клея между частицами песка. Применяя обычный строительный песок, это практически невозможно.
Как и невозможно в быту строго соблюдать дозировки составляющих. Один замес получится на славу, другой похуже, а третий и вовсе не выйдет. А потом одна плитка приклеится навечно, а соседняя отвалится на второй день. А третья, может простоит до первых заморозков.
В двух словах — на ваш объем работ, я бы не советовал заниматься изобретением паровоза и купил готовую смесь с гарантией. Дешевле выйдет.
Никита дожевал баранку и вступил в диалог:
— Нормально "студент" вырос, да, Семеныч? Он же у тебя практику проходил?
— Да-да! Я ему руку плитой и раздавил....Как рука, Макарка?
— Нормально, Артем Семенович! Зажила и работает. Вам от бати моего низкий поклон. На пенсии уже и тоже скучает без дела. Так у вас в чем проблема в итоге? Вам подобрать клей под вашу плитку надо?
— Да мне жена уже показала какой-то клей. Знаешь цемент Хольсим?
— Ну конечно знаю! Весьма дюжий цемент и они делают некоторые модификации, которые вообще никто не делает. В частности, с добавлением извести до 20%, а эта штука идеально подходит под приготовление штукатурных растворов. Так вы все таки будете пытаться сами цементом и песком пробовать?
— В том и дело, что у Хольсима оказывается есть и клей, и штукатурка, и стяжки и прочие прелести. Я сам полжизни их цементом пользовался, а тут жинка мне в нос натыкала со своим интернетом.
— Не сталкивался никогда! Век живи.....А есть образцы? Или мешки покажите и я подберу вам по характеристикам нужный вам клей.
— Угу! Завтра поеду искать и как найду, дам знать.
Допили чай и расстались, чтобы уже завтра встретится снова и теперь уже не случайными знакомыми, а старыми добрыми друзьями.
***
Семеныч отвез Никиту домой, всю дорогу отмахиваясь от предложений помочь с ремонтом дома. Никита даже обиделся и довольно сухо простился. Старый каменщик, прекрасно понимая, что у него дома есть ценный сотрудник по поиску информации в интернете, кататься в поисках нужных мешков не стал.
Галюня встретила мужа вкусным обедом, в течение которого Семеныч поведал историю сегодняшнего похода.
— Так что, девушка, теперь я стал такой умный, что ты обращайся ко мне на "вы" и по имени отчеству пожалуй! Назначаю тебя "менеджером" по снабжению и после обеда получишь первое партийное задание.
— Слушаюсь, мой господин! Артемий Семенович, позвольте Вам предложить компоту! Не обессудьте, но я специально не готовилась к встрече с высоким начальством и поэтому всё по простому. Но на будущее учту и ....
Договорить учительница не успела. Семеныч поймал жену за полу халата, сгреб в охапку и....
Ничто не производит такого фурора, как ранний визит грамотного прокурора
Утром нового дня, вооруженный целым перечнем всяких ссылок, Семеныч вновь стоял перед дверью лаборатории Макара. Оказалось, что бывший студент не сидел без дела. Он еще вчера сделал экспресс испытания плитки Семеныча на водопоглощение по массе.
— Артемий Семенович, вам нужен клей класса С1 минимум. Водопоглощение вашей плитки довольно низкое и давайте выбирать из того, что вы там подобрали.
— У меня в телефонном аппарате есть все ссылки. Жинка мне нашла всякие клея и смеси моего любимого Хольсима. Правда оказалось, что он теперь по другому называться будет. Нынче он "Цементум". У цемента успели ребрендинг сделать, а другие смеси пока в работе. Вот, погляди, если не сталкивался.
Среди одного производителя, выбор оказался несложным и уже утром, Семеныч сидел в ожидании доставки в своей любимой беседке. Вдруг открылась калитка и вошел Никита с каким-то пожилым мужиком.
Что-то знакомое промелькнуло в лице этого седого незнакомца...
— Батюшки! Господин прокурор, какими судьбами?!
Из окна выглянула встревоженная Галюня.... Продолжение следует 👇👇👇 Уверяем вас — впереди гораздо интереснее! Не забудьте подписаться