Найти в Дзене
Muslimlife.Kz

Как коммунисты ломали казахских женщин

Придя к власти, большевики стали бороться со "старыми" обычаями в области семейно-брачных отношений, приняв ряд законодательных актов. В Казахстане к ним относятся Декрет ЦИК и СНК КАССР об отмене калыма (1920 г.), декрет СНК КАССР «О брачном праве киргизов» от 17 января 1921 г., закон от 1921 г. «О наказуемости многоженства». К середине 1920-х годов большевики установили законодательную ответственность за принуждение к замужеству (1922 г.), за двоеженство и многоженство (1924 г.).

Но большевики четко осознавали, что путем наказания нельзя за короткий срок поменять установки казахов в области семейно-брачных отношений. Тем более, большевики увидели бессилие советского правосудия перед "старыми" обычаями казахов. Они понимали, что большие усилия требуются, чтобы поменять отношение общества и, прежде всего, женщин к данным "пережиткам", и, наконец, большевики вполне осознавали степень экономической зависимости казахских женщин от мужчин в условиях кочевого производства. 

Поэтому в борьбе со "старыми" брачными установками они умело используют разные формы агитации и пропаганды. Более того, большевики разработали цельный проект, частью которого было воздействие на массовое сознание путем массовых праздников. 

Следует отметить, что культура красных праздников всегда была действенным оружием большевиков. Немецкий ученый Мальте Рольф, автор книги о советских праздниках, отмечал, что праздник одновременно был и политикой, так как
"...служил для популяризации идей..." и специфичной формой господства, так как был средством "...манипулирования людьми...", а также "...одним из каналов, через которые политика режима проводилась в жизнь...".

Так вот, для приобщения женщин к идеям социализма был введен праздник 8 марта как Международный день работниц,
"...символ раскрепощения пролетарок...". Ввели его в календарь в 1921 году, он стал праздноваться в Казахстане с 1923 года, но далеко не сразу нашел отклик у населения. 

Что касается привития новых образовательных, гигиенических и медицинских практик казахским женщинам, их следует рассматривать как часть цельного и продуманного советского проекта модерности.

Дело в том, что центральное место в этом проекте занимает создание общих символов, которые бы разделяли все. Одним из таких новых символов общества стала "культурность". Большевисткое понимание "культурности" объяснила известный американский исследователь сталинизма Шейла Фицпатрик.

Она выделила три уровня культуры, которые должен был освоить советский человек. Первый уровень – культура личной гигиены и элементарная грамотность. Второй уровень – правила поведения за столом, в общественных местах, обращение с женщиной. Третий уровень – хорошая, правильная речь, опрятная одежда, способность разбираться в литературе, музыке или балете.

В соответствии с таким единым стандартом "культурности" большевики и приступили к преобразованию казахской женщины. Для этого использовали широкий арсенал средств пропаганды и агитации, в том числе специально разработанный для Казахстана передвижной агитационный пункт – "Красная юрта" ("Кзыл отау").

Двигаясь от аула к аулу, "Красная юрта" не только приобщала женщин к коммунистической идеологии (беседы в "красном уголке" юрты на идеологические темы, чтение газет и журналов), но и к новым формам быта и другим стандартам гигиены и санитарии.

Дело в том, что в штате "Красной юрты" были медработники, которые осматривали женщин, проводили "лекции" на темы заразных болезней. Они вели беседы о гигиене, здоровье, правилах по уходу за ребенком, о заразных болезнях кожи, венерических болезнях.

Следует пояснить, что сразу же после революции 1917 года принципы гигиены стали частью государственной политики в области медицины. Поэтому большевики объявили борьбу с
"отсталостью и косностью быта".

В нашем случае, именно фельдшеры стали проводниками этой политики в Казахстане. Конечно, тексты, созданные фельдшерами, (они были, в основном, русскими), имели выраженный оттенок культурного колониализма.

Они доносили до казахов идеи о модернизации медицинской практики, основанные на профилактической медицине путем поддержания чистоты в быту, социальной гигиене.

Как писала в своем отчете фельдшер Васильева:
«Вот наша юрта и учит: Мыть белье и ребятишек, печь хлеб, приготовлять хороший сыр и масло, ходить за скотом, сажать огороды, читать книжку, поднимать задачи и практику кооперации, писать и даже думать, и говорить учит наша женщин юрта».

Важно подчеркнуть, что дискурс чистоты нельзя понимать в буквальном смысле. А нужно понимать как символ единения, символ "очищения" от "старых" смыслов и внедрения "новых" смыслов, как бы "очищение" и изменение сознания людей.

Казалось бы, фельдшеры были нацелены внедрять те принципы гигиены, которым они обучились. Но намерения большевиков выглядят куда глубже. Ведь для того, чтобы вести быт по-другому, казахам следовало, прежде всего, осесть.

В "Красной юрте" казахов попутно приучали к "новым" формам убранства юрты. Дело в том, что в обозе "Красной юрты" были новые для казахов бытовые предметы: стол, стулья, шкафы, умывальники. Известно, что весь быт казахов был приспособлен к кочевому образу жизни. У них был ограниченный набор бытовых принадлежностей, но из этого не следует, что они жили "грязно".

Просто у казахов были другие культурные практики ведения домашнего хозяйства. У казахов еда хранилась в жилом помещении, казахи ели из общего блюда руками, казахи не имели в быту столов и стульев.

То есть, у казахов были свои нормы культурности и гигиены, основанные на кочевых традициях и нормативной исламской культуре. Знания об этнографических чертах казахов мы черпаем из записок путешественников, участников академических экспедиций, чиновников колониального аппарата.

С ранних лет казахам прививалась мысль о том, что Создатель любит только чистых и опрятных людей. Знание правил гигиены, а также соблюдение правил личной гигиены было символом поклонения и залогом получения награды Всевышнего.

Как писал известный тюрколог В. В. Радлов, "
...несомненно, именно благодаря влиянию мусульманской религии киргизам присущ большой порядок в одежде и устройстве жилища, чистота, упорядоченные семейные отношения и более совершенные этические принципы...".

С ранних лет казахи усваивали санитарные нормы исламской культуры и знали правила, как следует очищать тело, волосы, уши, нос, горло, зубы, ухаживать за бородой, ногтями в повседневной жизни и перед намазом. К обязательной гигиене относилось сбривание волос на теле, обрезание пуповины и крайней плоти, запрет содержания животных в одном помещении с людьми.

Если рассматривать дискурс чистоты в культурологическом понимании, то внедрение "новых" принципов гигиены и чистоты большевиками выглядит как намерение "очистить", прежде всего, сознание казахских женщин от "старых" смыслов и привычек.

Источник: фрагмент из книги «Модернизация ранней советской эпохи в судьбах женщин Казахстана, 1920-1930 годы: монография» (2017), Жанат Кундакбаева (доктор исторических наук, профессор кафедры истории Казахстана в КазНУ им. аль-Фараби)
Составлено: Бекзат Қанатұлы
Опубликовано: muslimlife.info

Читатьт также:
О казахском воспитании девушек и отношении к мужу (видео)
О семейной жизни казахов

Мы в соцсетях:
Facebook
Telegram
Instagram
Youtube
VK