Всеволод Л.
2 августа1933 года газеты Советского Союза публиковали гордые передовицы, что в стране очередной грандиозный успех. И тут я ни в коем случае не ёрничаю. Это действительно была сложная стройка, которая вошла в историю нашей страны как Беломорканал.
Сейчас вокруг него ходит много мрачных историй. И во многом это правда. Строили руками заключенных, техники практически не было. Из инструментов: лопаты, кирки, кувалды и тачки. Строителями были зэки. Построили в рекордно короткие сроки, менее чем за два года. Впрочем, как строили этот канал, и какой ценой он дался, сказано и написано немало.
Кстати, как соединить Белое море и Балтику, задумывался еще Петр I. Как это часто бывает, война ускорила переход от слов к делу. в 1702 году прорубили просеку, и по ней перетащили два фрегата, которые приняли участие в боевых действиях против Швеции.
Позже к этому проекту возвращались не один раз. Даже граф Бенкендорф, о котором на нашем канале было несколько статей, отметился. Но в правительстве понимали, что это гидротехническое сооружение слишком сложное и дорогое удовольствие, а вот выгоды были под большим вопросом.
Но техническая мысль не дремала, к будущему рукотворному руслу снова возвращались, в 1900 году профессор Всеволод Тимонов представил свой проект, он даже предусмотрел строительство морских портов на Ладожском и Онежском озерах. В Париже на Всемирной выставке проект получил золотую медаль. Но власти и его отклонили.
Вспомнили о задумке Петра I уже при Советской власти. В начале июня 1930 года было принято окончательное решение. Был создан Особый комитет по сооружению Балтийско-Беломорского водного пути. На следующий год уже началось проектирование на местности. В сентябре Сталин отдал приказ, за 20 месяцев построить канал. О качестве работ даже можно не говорить,
Подневольный участник строительства канала «враг народа» Владимир Всеволодович Яковлев вспоминал,
«Я прошелся по берегу шлюза до следующей камеры и был поражен, как мне показалось, ветхостью сооружения, хотя со дня открытия канала прошло только два года. Стены камеры шлюза, сложенные из бревен изобиловали фонтанчиками воды, бойко лившейся в шлюз через пазы между бревнами. Деревянные стенки не могли сдержать напора почвенных вод, а ведь это было летом, в сухое время года. Что же делается осенью в период дождей, весной во время таяния снегов, сколько воды просачивается через стенки, нарушая скорость процесса шлюзования?! Ворота шлюзов сделанные исключительно из дерева с деревянными щитами для спуска воды, выдававшиеся пропагандой за мировое достижение в практике строительства шлюзов, были не в лучшем состоянии. Вода сочилась и через них довольно обильно, что вызывало сомнение в возможности поддержания разности уровней воды на лестнице шлюзов».
Воспоминания Яковлева были изданы Соловецким монастырем отдельной книгой «Так было».
На открытии канал не поражал своими размерами. Когда Сталин проплыл на катере по новому гидротехническому сооружению, то с неудовольствием констатировал, что он никому не нужен. А вот тут вождь ошибся.
В Арктике в это время бесчинствовали норвежские браконьеры. например, в 1923 году было истреблено более девятисот тысяч тюленей! После этой бойни несколько лет в этих водах нечего было ловить.
Даже признав в 1924 году Советскую Россию они продолжали тысячами убивать морских зверей. Не помогла даже заключенная между странами Олезундская концессия. В итоге наглость Норвегии дошла до того, сначала требовали сместить морские границы нашей страны к побережьям Баренцова и Белого морей. А через несколько лет вообще распоясались, решили захватить Землю Франца-Иосифа, мотивируя это тем, что там нет никаких полярных станций. Но они опоздали. 29 июля 1929 года советские полярники подняли над суровым архипелагом флаг Советского Союза. Теперь там постоянно жили люди, а на острове Гукера заработала самая северная в мире исследовательская станция. Но этого было слишком мало, нужна флотилия. ведь норвежцы приходили в эти воды под охраной своего броненосца.
И вот тут Беломорканал сыграл большую роль по защите Советского Заполярья. Первый отряд кораблей состоял из двух миноносцев, двух подводных лодок и двух сторожевых кораблей. Они стали основой будущей Северной флотилии. Но не все так было просто, как это кажется сейчас. Канал действительно был мелким и узким. Чтобы уменьшить осадку кораблей, пришлось снять оборудование и все вооружение. И все равно проблем хватало.
Яковлев утверждал, что канал строился не для развития грузооборота, а исключительно для военных целей:
«притом только на один раз его использования, отчего и были даны немыслимо короткие сроки его стройки, исключающие качество постройки – будущее канала, его долговечность, не интересовала никого, лишь бы скорее его сделать».
Тут конечно, с Яковлевым можно было поспорить. Короткий путь на Север для стремительно развивающейся страны был необходим. Например, уже к 1940 году по нему было перевезено около 1 миллиона тонн грузов.
А в планах было дальше развивать Беломорско-Балтийский канал, даже прорыть отдельную ветку для морских судов. Но начало Великой Отечественной войны смешало все планы.
Автору на исследования и литературу: https://yoomoney.ru/to/410018926235150
Каналы, на которые стоит подписаться!
Научно-популярные каналы на Дзене: путеводитель
И конечно же читайте замечательный блог Фантагиро Бурерождённой