Найти тему
ТыжИсторик

Беломорско-Балтийский канал. Юбилей строительства

Всеволод Л.

2 августа1933 года газеты Советского Союза публиковали гордые передовицы, что в стране очередной грандиозный успех. И тут я ни в коем случае не ёрничаю. Это действительно была сложная стройка, которая вошла в историю нашей страны как Беломорканал.

Сейчас вокруг него ходит много мрачных историй. И во многом это правда. Строили руками заключенных, техники практически не было. Из инструментов: лопаты, кирки, кувалды и тачки. Строителями были зэки. Построили в рекордно короткие сроки, менее чем за два года. Впрочем, как строили этот канал, и какой ценой он дался, сказано и написано немало.

Беломорканал. Фото: Яндекс.Картинки
Беломорканал. Фото: Яндекс.Картинки

Кстати, как соединить Белое море и Балтику, задумывался еще Петр I. Как это часто бывает, война ускорила переход от слов к делу. в 1702 году прорубили просеку, и по ней перетащили два фрегата, которые приняли участие в боевых действиях против Швеции.

Позже к этому проекту возвращались не один раз. Даже граф Бенкендорф, о котором на нашем канале было несколько статей, отметился. Но в правительстве понимали, что это гидротехническое сооружение слишком сложное и дорогое удовольствие, а вот выгоды были под большим вопросом.

Всеволод Тимонов, профессор. Источник: Яндекс.Картинки
Всеволод Тимонов, профессор. Источник: Яндекс.Картинки

Но техническая мысль не дремала, к будущему рукотворному руслу снова возвращались, в 1900 году профессор Всеволод Тимонов представил свой проект, он даже предусмотрел строительство морских портов на Ладожском и Онежском озерах. В Париже на Всемирной выставке проект получил золотую медаль. Но власти и его отклонили.

Вспомнили о задумке Петра I уже при Советской власти. В начале июня 1930 года было принято окончательное решение. Был создан Особый комитет по сооружению Балтийско-Беломорского водного пути. На следующий год уже началось проектирование на местности. В сентябре Сталин отдал приказ, за 20 месяцев построить канал. О качестве работ даже можно не говорить,

Подневольный участник строительства канала «враг народа» Владимир Всеволодович Яковлев вспоминал,

«Я прошелся по берегу шлюза до следующей камеры и был поражен, как мне показалось, ветхостью сооружения, хотя со дня открытия канала прошло только два года. Стены камеры шлюза, сложенные из бревен изобиловали фонтанчиками воды, бойко лившейся в шлюз через пазы между бревнами. Деревянные стенки не могли сдержать напора почвенных вод, а ведь это было летом, в сухое время года. Что же делается осенью в период дождей, весной во время таяния снегов, сколько воды просачивается через стенки, нарушая скорость процесса шлюзования?! Ворота шлюзов сделанные исключительно из дерева с деревянными щитами для спуска воды, выдававшиеся пропагандой за мировое достижение в практике строительства шлюзов, были не в лучшем состоянии. Вода сочилась и через них довольно обильно, что вызывало сомнение в возможности поддержания разности уровней воды на лестнице шлюзов».

Воспоминания Яковлева были изданы Соловецким монастырем отдельной книгой «Так было».

-3

На открытии канал не поражал своими размерами. Когда Сталин проплыл на катере по новому гидротехническому сооружению, то с неудовольствием констатировал, что он никому не нужен. А вот тут вождь ошибся.

В Арктике в это время бесчинствовали норвежские браконьеры. например, в 1923 году было истреблено более девятисот тысяч тюленей! После этой бойни несколько лет в этих водах нечего было ловить.

Даже признав в 1924 году Советскую Россию они продолжали тысячами убивать морских зверей. Не помогла даже заключенная между странами Олезундская концессия. В итоге наглость Норвегии дошла до того, сначала требовали сместить морские границы нашей страны к побережьям Баренцова и Белого морей. А через несколько лет вообще распоясались, решили захватить Землю Франца-Иосифа, мотивируя это тем, что там нет никаких полярных станций. Но они опоздали. 29 июля 1929 года советские полярники подняли над суровым архипелагом флаг Советского Союза. Теперь там постоянно жили люди, а на острове Гукера заработала самая северная в мире исследовательская станция. Но этого было слишком мало, нужна флотилия. ведь норвежцы приходили в эти воды под охраной своего броненосца.

Строительство Беломорско-Балтийского канала. Источник: Яндекс.Картинки
Строительство Беломорско-Балтийского канала. Источник: Яндекс.Картинки

И вот тут Беломорканал сыграл большую роль по защите Советского Заполярья. Первый отряд кораблей состоял из двух миноносцев, двух подводных лодок и двух сторожевых кораблей. Они стали основой будущей Северной флотилии. Но не все так было просто, как это кажется сейчас. Канал действительно был мелким и узким. Чтобы уменьшить осадку кораблей, пришлось снять оборудование и все вооружение. И все равно проблем хватало.

Яковлев утверждал, что канал строился не для развития грузооборота, а исключительно для военных целей:

«притом только на один раз его использования, отчего и были даны немыслимо короткие сроки его стройки, исключающие качество постройки – будущее канала, его долговечность, не интересовала никого, лишь бы скорее его сделать».

Тут конечно, с Яковлевым можно было поспорить. Короткий путь на Север для стремительно развивающейся страны был необходим. Например, уже к 1940 году по нему было перевезено около 1 миллиона тонн грузов.

Беломорканал. Источник: Яндекс.Картинки
Беломорканал. Источник: Яндекс.Картинки

А в планах было дальше развивать Беломорско-Балтийский канал, даже прорыть отдельную ветку для морских судов. Но начало Великой Отечественной войны смешало все планы.

Автору на исследования и литературу: https://yoomoney.ru/to/410018926235150

Каналы, на которые стоит подписаться!

Научно-популярные каналы на Дзене: путеводитель

И конечно же читайте замечательный блог Фантагиро Бурерождённой