Одни знают её по хитовой песне «Cuchi Cuchi», другие – по её страстным танцевальным номерам. Одни называют её «заурядной певичкой», в то время как другие восхищаются её женственностью и внутренней энергией... Так или иначе, она была отмечена как одна из лучших гитаристок фламенко в мире и получила высокую оценку за ее вклад в латиноамериканскую музыку. Её танцевальные номера воистину фантастические, а сама она – одна из интереснейших женщин современности! Всё это о Чаро...
От непростого детства, окутанного нищетой и цыганскими плясками, до фантастического перевоплощения в испанско-американскую поп-принцессу – предлагаем вместе познакомиться с этим новым для многих именем. А также оценить её вклад в популярную культуру...
Мечты об Америке, цыганские пляски и ссылка
Мария Росарио Мерседес Пилар Мартинес Молина Баэса де Растен, более известная под псевдонимом Чаро, родилась 13 марта 1941 года в Молина-де-Сегура, Испания. С детства девочка мечтала об Америке и сцене. Но её семья была бедной: отец сбежал в Касабланку, а на плечах матери было трое детей... К тому же её детство пришлось на период авторитарного правления диктатора Франсиско Франко.
По словам самой Чаро, она знала, для чего живёт на этом свете, уже с ранних лет: ребёнком она представляла, как танцует и поёт на сцене, даёт концерты и ловит восторженные взгляды публики... В будущем её интересный испанский акцент и горячая кровь сыграют свою роль и привлекут к Чаро всеобщее внимание. Но прежде чем это случится, ей придётся пройти через 9 кругов ада...
Несмотря на бедность, Чаро описывает своё детство как довольно счастливое! Она навсегда запомнила одно особенное лето, когда она осталась пожить у бабушки в кемпинге и познакомилась с цыганской культурой.
«Я смотрела, как они играют и поют, и это было волшебно... Цыгане научили меня жить настоящим и ценить всё вокруг! Им все равно, будет ли на следующий день еда, они просто приветствуют ночь и закат. Они играют на гитаре, разводят костёр и танцуют... Это что-то невероятное...»
Она была так искренне очарована гитарой, что один из цыган подарил ей свой собственный инструмент, прежде чем их пути разошлись. Но счастливое детство Чаро было недолгим: семья распалась, когда ей было всего 7 лет, а её отец – юрист, бухгалтер и профессор – привлёк внимание фашистского правительства Испании. Он был вынужден бежать из страны, но это не полностью защитило жену и дочерей, которых он оставил: правительство захватило земли их предков. Чаро вспоминала:
«Мы были милыми маленькими богатыми девочками, полными любви, но хорошая жизнь закончилась и мы обнищали».
Она не увидит своего отца в течение следующего десятилетия, но она откровенно говорила о длительном влиянии, которое это оказало на неё:
«Это травма, которую вы никогда не забудете. Никогда не знаешь, когда она поразит тебя».
Чаро обратилась к музыке, которую она полюбила в более счастливые дни, сказав, что её детские трудности сформировали её подход к успеху. Её путь к славе начался, когда ей было 9 лет: она прошла прослушивание в музыкальной школе гитариста Андреса Сеговии. Молодая и единственная девочка в классе, она говорит, что трудности её юной жизни дали ей силы противостоять трудностям во взрослом возрасте.
Мечты сбываются
В 15 лет Чаро познакомилась с Шавьером Кугатом, руководителем джазового оркестра. Вскоре они сыграли свадьбу...
«Мама была в шоке! Она не хотела отдавать меня замуж за него, но понимала, что только так я смогу попасть в США и строить карьеру. Все мы понимали, что брак был чисто деловым ходом. Никто не чувствовал себя смущённо, потому что никто не обманывал себя...»
В 1966 году они сыграли свадьбу в Лас-Вегасе. Вскоре поползли слухи, якобы 65-летний Кугат женился на подростке отчасти из-за её таланта, а отчасти назло его теперь уже бывшей (четвёртой) жене. Но Чаро эти сплетни не волновали: пока СМИ судачили, она строила карьеру. Первый шанс произвести фурор представился Чаро очень быстро, когда её пригласили на «Вечернее шоу» Джонни Карсона. Однако была одна загвоздка: «Я не понимала, о чём он меня спрашивал», – сказала она позже.
Однако она предположила, что это было что-то пикантное, и ответила словами, которые впоследствии превратились в её крылатую фразу: «Кучи-кучи!». Это звучало достаточно грязно, чтобы быть смешным, и достаточно семейным, чтобы попасть на телевидение. Чаро говорит, что это не имеет никакого отношения к чему-то «грязному» – просто так она звала свою любимую собаку в детстве. Но каждый увидел в этой фразе что-то знакомое и особенное, что-то своё, и вскоре она стала визитной карточкой Чаро – и её хитом.
Телевидение 1960-х было совсем другим не только в СССР, но и в США. И Эд Салливан был настолько озабочен тем, чтобы его одноимённое шоу было «чистым и полезным», что, когда в 1964 году появились «Роллинг Стоунз», он лихо заявил, что им больше никогда не позволят выступать (обственно, так оно и было.) Он регулярно просил артистов изменить текст, и они, как правило, отвечали одним из нескольких способов: они вносили запрошенные изменения и пели, закатывая глаза, либо пели всё что хотели (как The Doors или Боб Дилан).
Несмотря на то, что Чаро исполняла испаноязычные песни, Салливан воспользовался услугами переводчика, чтобы узнать, о чём она поёт. Он также попросил её изменить текст песни, но её корректировка лишь добавила лирике перчика (к слову, в песне шла речь о таракане и... веществах). Узнав об этом, её муж позвонил матери Чаро со словами:
«Она захватывает Америку, но она сумасшедшая! Я не могу её контролировать. Она говорила о веществах с мистером Салливаном и спела об этому песню!»
Заключение
Сегодня, оглядываясь на свою карьеру, Чаро заключает:
«У вас может быть слава, но у вас также должны быть близкие люди, которые будут вас поддерживать и давать пинка! В моём случае – это сестра, за что я ей очень благодарна. Мы – команда. Мы выживаем, потому что так хорошо обучены. Мы всегда можем играть на гитаре. Если нет работы по игре на гитаре, я могу работать исполнителем. Если нет работы для исполнителей, то я уверена, что мы можем мыть окна!».
Говоря о музыкальном бизнесе, Чаро подчёркивает:
«Самое важное здесь, на мой взгляд, сохранять достоинство. Некоторые крупные звукозаписывающие компании были заинтересованы в моей музыке, но им нужна была не певица – им требовалась легкомысленная женщина в обтягивающей одежде. Когда я закрываю глаза или смотрю в зеркало, я вижу, как моя мама работает, моя бабушка копается в земле, моя тётя вышивает... Я не хочу терять уважение к себе».