Найти тему

"Любое мощное усиление внешней власти поражает значительную часть людей глупостью..." Дитрих Бонхёффер о реакции на историю

Оглавление

Богослов Бонхёффер, казнённый нацистами за месяц до падения гитлеровского режима, мог бы считаться святым, если бы в лютеранстве было почитание святых. Его жертвенный путь (возвращение в нацистскую Германию из США для борьбы) - лучшее доказательство христианской веры. Но протестанты усматривают здесь парадокс, ведь герой был казнён за то, что участвовал в заговоре с целью убийства Гитлера, а можно ли совместить намерение убийства с христианским пасторством? Многие суждения Бонхёффера до сих пор вызывают споры, и это добрый знак: он заставляет думать.

Дитрих Бонхёффер (1906 - 1945)
Дитрих Бонхёффер (1906 - 1945)

Пытаться переубедить - опасно

Глупость - более опасный враг добра, чем злоба.
Против зла можно протестовать, его можно разоблачить, в крайнем случае его можно пресечь с помощью силы; зло всегда несёт в себе зародыш саморазложения. Против глупости мы беззащитны. Здесь ничего не добиться ни протестами, ни силой; доводы не помогают; фактам, противоречащим собственному суждению, просто не верят.
Глупец, в отличие от злодея, абсолютно доволен собой; и даже становится опасен, если в раздражении, которому легко поддается, он переходит в нападение. Здесь причина того, что к глупому человеку подходишь с большей осторожностью, чем к злому. И ни в коем случае нельзя пытаться переубедить глупца разумными доводами, это безнадежно и опасно.

Реакция личности на исторические обстоятельства

Можем ли мы справиться с глупостью? Для этого необходимо постараться понять ее сущность. Известно, что глупость не столько интеллектуальный, сколько человеческий недостаток. Есть люди чрезвычайно сообразительные и тем не менее глупые, но есть и тяжелодумы, которых можно назвать как угодно, но только не глупцами.
Глупость - прирожденный недостаток, но в определенных ситуациях люди оглупляются или дают себя оглуплять.
Замкнутые и одинокие люди подвержены этому недостатку реже, чем склонные к общительности люди и группы людей.
Глупость представляется скорее социологической, чем психологической проблемой. Она не что иное, как реакция личности на воздействие исторических обстоятельств, побочное психологическое явление в определенной системе внешних отношений.

Слепое орудие

При внимательном рассмотрении оказывается, что любое мощное усиление внешней власти поражает значительную часть людей глупостью. Создается впечатление, что это прямо-таки социологический и психологический закон.
Власть одних нуждается в глупости других. Процесс заключается не во внезапной деградации или отмирании некоторых (скажем, интеллектуальных) человеческих задатков, а в том, что личность, подавленная зрелищем всесокрушающей власти, лишается внутренней самостоятельности и (более или менее бессознательно) отрекается от поиска собственной позиции в создающейся ситуации.
Глупость часто сопровождается упрямством, но это не должно вводить в заблуждение относительно ее несамостоятельности. Общаясь с таким человеком, просто-таки чувствуешь, что говоришь не с ним самим, не с его личностью, а с овладевшими им лозунгами и призывами. Он находится под заклятьем, он ослеплен, он поруган и осквернен в своей собственной сущности. Став теперь безвольным орудием, глупец способен на любое зло и вместе с тем не в силах распознать его как зло. Здесь коренится опасность дьявольского употребления человека во зло, что может навсегда погубить его.

На что власти делают ставку

Преодолеть глупость можно не актом поучения, а только актом освобождения.
Но подлинное внутреннее освобождение становится возможным только тогда, когда этому предшествует освобождение внешнее; пока этого не произошло, мы должны оставить все попытки воздействовать на глупца убеждением.
В этой ситуации вполне очевидна тщетность всех наших усилий постичь, о чем же думает "народ" и почему этот вопрос совершенно излишен по отношению к людям, мыслящим и действующим в сознании собственной ответственности. "Начало мудрости - страх Господень" (Пс 110, 10). Писание говорит о том, что внутреннее освобождение человека для ответственной жизни пред Богом и есть единственно реальное преодоление глупости.
Кстати, в этих мыслях о глупости все-таки содержится некоторое утешение: они совершенно не позволяют считать большинство людей глупцами при любых обстоятельствах. В действительности всё зависит от того, на что делают ставку правители, - на людскую глупость или на внутреннюю самостоятельность и разум людей.