Найти тему

Пулемет ручной Максима-Токарева. Опытный образец. Тульский оружейный завод. 1924–1925 г.

К 150-летию Тульского государственного музея оружия!

Продолжаем знакомить вас с шедеврами уникальной коллекции музея.

Пулемет ручной Максима-Токарева. Опытный образец.
Тульский оружейный завод. 1924–1925 г.

Калибр – 7,62 мм.
Длина общая – 135,0 см.
Длина ствола – 66,0 см.
Вес – 12,5 кг.

Пулемет Максима-Токарева (МТ) стал первым из серийных ручных пулеметов отечественной конструкции. Создан в 1924 году на Тульском оружейном заводе конструктором Федором Васильевичем Токаревым на базе станкового пулемета системы Максима обр. 1910 г. Принят на вооружение Красной Армии 26 мая 1925 г.


В 1926–1927 гг. выпущено 2450 единиц этой модели. В 1927 г. МТ был заменен ручным пулеметом системы Дегтярева ДП. Пулемет Максима Токарева использовали во время гражданской войны в Испании и в ходе японо-китайской войны 1937–1945 гг.

В октябре 1941 г. сохранившиеся в арсеналах МТ поступили на вооружение дивизий Московского народного ополчения.

-2

Данный образец изготовлен из частей нескольких станковых пулеметов Максима обр. 1910 г. Отличается от штатного образца МТ наличием предохранителя на шейке приклада, стоечным прицелом и проушинами для установки короба на станке.

Поступил в музей оружия в составе коллекции стрелкового оружия, переданной Ф.В. Токаревым в 1948 г.

-3

Ствол отъемный, помещен в кожух с овальными вентиляционными окнами. Короб и прицел станкового пулемета Максима. Прицел стоечный с латунной накладкой, мушка на высоком основании, с предохранительными
крыльями. На коробе справа рукоятка и задвижка, слева – коробка возвратной пружины. Приемник бронзовый разъемный. За спусковой скобой подпружиненный предохранитель. Спусковой крючок утрачен. Приклад деревянный, затыльник стальной с откидным крюком. В прикладе гнездо для пенала. Сошки трубчатые. На коробе снизу проушины. На пальцах приемника выбито: Т; на корпусе приемника – 3 (дважды); на верхнем колене рычага приемника – К, Т, 15, 657 (заводской номер), 221 (заводской номер детали); на правой задвижке снаружи – 602 (заводской номер детали), изнутри – 6020 (заводской номер); на задержке – Т, 530 (заводской номер детали), 600 (заводской номер детали); на шайбе задержки, на раме и шатуне – 600; на муфте ствола – 011, ВШ в квадрате, СБ РН плм, лек. № 38, 916. На крышке короба электрографическим способом нанесено: Ин № 52.