Ну надо же было, чтобы сей мне подвернулся в отпуску! Впрочем, чтение не зряшное: лишняя иллюстрация - из чего делаются современные бестселлеры. А ведь бестселлерщик...
Добив волюм о дивной Елизавете Тюдор, которая взяла Англию с сохой, а оставила с ядерной бомбой цветущим вертоградом, я открыла следующее многостраничное творение: "Гибель гигантов" (название опять - пафосное и ни о чём). На сей раз эпопея охватывает первые десятилетия ХХ века.
Подробнейшие описания мучений рабочего класса в шахтах мы, пожалуй что, пропустим. Во-первых у Арчибальда Кронина (современника) это получилось много талантливее. Есть и второе. Более ста лет назад, когда Кронин ужасался жизни шахтеров и немножечко забрел в социализм, он знать не мог о том, что его страна убережется от революций, что и обеспечит со временем ее шахтерам куда лучшую жизнь, чем в подавшихся на поиски справедливости иных странах. Но этот-то Фоллет ваял своих гибнущих гигантов в конце 80-х годов. Мог бы поглядеть в окошко и увидеть, что шахтеры имеют и автомобили, и дома, и медицинские страховки, а отдыхают на курортах. Поднимать проблему, которой сто лет нету - это могуче.
Меня больше заинтересовала другая линия. Главный герой, весь из себя граф, с королем знаком, женат на русской княжне с типично русским именем Би.
Вот тут начинается интересное, ибо антикатолическая пропаганда стремительно переходит в русофобскую.
Оная графиня, в девичестве княжна без фамилии, бъет по щекам и колет булавками британскую прислугу и вообще простолюдинов. Что сие? Незнание того, что чем выше был социальный статус подданной Российской империи, тем строже девушек воспитывали в безупречной корректности к нижестоящим? Но это была только разминка.
Перенесясь на родину княжны (где тоже страдают угнетенные рабочие, а полицейские являются сущими бандитами), автор знакомит нас с фактами ее предшествующей биографии. Так, рабочий и большевик Григорий вспоминает о том, как в их деревню примчались полицейские, которыми командовал некто князь Андрей (без фамилии). Ибо жители посмели вступить с ним в имущественный спор о пастбище для скота. Покорно подчиняясь князю Андрею (?), полициейские сколачивают посреди деревни эшафот (!) и публично вешают (!!) папашу будущего революционера Григория. Князь Андрей и княжна Би Андреевна стоят и наблюдают за казнью.
По возрасту персонажей - описываемое происходит в конце восьмидесятых годов позапрошлого столетия. (В той самой стране, где ещена два десятилетия раньше суд вынудил отчаянно негодующего графа Льва Толстого выплатить компенсацию крестьянину, покалеченному его быком). Слов нет, во всяком случае приличествующих моему полу.
Невежество? Или? Мне думается, что скорее или.
Повторюсь - эти книги расходились милионными тиражами, и вот теперь достигли российских берегов. (Издатель, конечно же, АСТ).
Так что - я ухожу "наслаждаться" творчеством дальше, вероятно ещё поделюсь. Не одной же мне страдать?
PS Я не забыла, что обещанная серия про Смутное время еще не закончена. Но это тема, требующая серьезного внимания. Так что - не на отдыхе.
изображения из открытого доступа