Найти в Дзене
Киновед в штатском

Руки-крюки: Неожиданное достижение Кристофера Нолана, которое вряд ли кто-то захочет повторить

Настоящий художник не должен оставлять публику равнодушной. Вот и Кристофер Нолан, как подлинно талантливый человек, невольно делит аудиторию на своих преданных сторонников, ставящих режиссера в первые ряды творящих сегодня гениев, и жестких хейтеров, считающих постановщика переоцененным. Но даже самые яростные ненавистники вынуждены соглашаться с тем, что определенные таланты у Нолана есть – как минимум, он смог превратить комиксы в эпические трагедии, а фантастике задал головокружительный масштаб. Полно у режиссера и профессиональных наград (а "Оппенгеймер" принесет еще больше), но сегодня мы отметим особенное достижение в карьере британца. Такого точно нет ни у кого. И вряд ли будет.

-2
ДАННАЯ СТАТЬЯ (МАТЕРИАЛ) СОЗДАНА И (ИЛИ) РАСПРОСТРАНЕНА АВТОРОМ, ВЛЮБЛЕННЫМ В КИНО И ОЦЕНИВАЮЩИМ ФИЛЬМЫ, СОДЕРЖАНИЕ, КАДРЫ И СЮЖЕТЫ КОТОРЫХ ИСПОЛЬЗОВАНЫ ВЫШЕ И НИЖЕ, ТОЛЬКО В ПРЕВОСХОДНЫХ ТОНАХ, БЕЗ ЖЕЛАНИЯ ЗАДЕТЬ, ОСКОРБИТЬ ИЛИ УНИЗИТЬ ИХ АВТОРОВ ИЛИ ЗРИТЕЛЕЙ

Итак, о чем речь? Уже довольно давно Кристофер Нолан является главным мировым амбассадором технологии IMAX – он активно работает с камерами этой канадской компании, кинотеатры, построенные на этом стандарте, отдают предпочтения его фильмам, даже если для этого на обочину придется выкинуть Тома Круза с его очередной "невыполнимой миссией". Накануне премьеры "Оппенгеймера" самые главные киноманские площадки мира легко пошли на перестройку своих пленочных IMAX-кинозалов, потому что бобины с 70-миллиметровым целлулоидом просто не помещались в кабинке проектора. В общем, Нолан находится на острие кинопроизводства высокой четкости. Но где есть доступ к уникальной технике, там обязательно лучится форс-мажор.

-3

Всё дело в том, что высокотехнологичные, но требовательные к свету и пространству камеры IMAX позволяют снимать кино самого высокого визуального качества, однако взамен требуют к себе очень бережного отношения. Из-за особого формата пленки и строения линз такие камеры оказываются заметно более габаритными и тяжелыми. Кроме того, их стоимость неимоверно высока – каждая стоит порядка 500 тысяч долларов, они буквально на вес золота. Поэтому от любой операторской команды, берущейся расширять пространство своего кадра, требуют максимальной осторожности, внимательности и профессионализма, повреждение такой камеры недопустимо... А теперь, собственно, достижение Нолана – он умудрился угробить три (ТРИ!) IMAX-камеры! Ну, гений же!

-4

Первая потеря случилась на съемках "Темного рыцаря". Лента о противостоянии Бэтмена и Джокера во многом стала прорывным событием в киноиндустрии – тут вам и совершенно нестандартный подход к кинокомиксу, и режиссура достойная всяческих похвал, и самоотверженная игра актеров. С технической точки зрения лента тоже стала новаторской – целых 28 минут фильма было снято на камеры IMAX. Это довольно много, потому что эти устройства слишком шумно работают и часто мешают актерам не только произносить свои реплики, но и просто сосредоточиться. В 2008 году такой объем материала мог себе позволить снять только Нолан.

-5

Но не всё прошло гладко. Имеющий болезненную страсть к красочным взрывам и катастрофам Нолан (вспомните взорванный самолет в "Доводе", поезд на улице в "Начале" или испытания бомбы в том же "Оппенгеймере") для "Темного рыцаря" решил перевернуть вверх колесами огромный грузовик прямо в центре Чикаго. Эпическое крушение снималось с четырех ракурсов – для этого были задействованы все четыре работавшие на тот момент IMAX-камеры. Разумеется, по законам Мерфи (привет, "Интерстеллар"), сделавшая сальто махина упала на один из ценных аппаратов, полностью его уничтожив. К счастью, из съемочной команды никто не пострадал, но бухгалтеры Warner Bros. вряд ли остались довольны финансовыми потерями.

-6

Четыре года спустя Нолан воплотил в жизнь еще более амбициозный план – он отснял на IMAX-камеры еще больше кадров, причем использовал дорогостоящую аппаратуру в самых экстремальных условиях. На них, например, снят открывающий фильм эпизод с нападением на самолет, также всё финальное противостояние отрядов Бэйна с полицией Готэма снято на камеры канадского производителя. Никто к тому времени не задавался вопросом, зачем Нолану высокая детализация улиц города – раз режиссер говорит, что ему нужен максимум, команда выполняет. Главное – сохранить оборудование в целости.

-7

Не тут-то было. Хотя в фильме использовалось достаточно самых хитроумных средств передвижения Темного рыцаря, наиболее ощутимой головной болью для операторов отозвался байк под названием Batpod. В одной из сцен дублерша Энн Хэтэуэй спускалась на бэт-мотоцикле по ступеням здания и оказалась возле операторской группы слишком быстро. Камеру не успели вовремя отодвинуть и хрупкий аппарат оказался на земле. Хотя на видео с места происшествия падение не кажется фатальным, техники IMAX после обследования вынуждены были констатировать потерю еще одной ценной единицы из своего и без того весьма скудного парка.

-8

В 2017-м Кристофер Нолан сделал неожиданный для многих своих поклонников финт – вместо красочной космической фантастики уровня "Интерстеллара" или головокружительной сай-фай-головоломки уровня "Начала" он взялся за историческую военную драму. Нужна ли для съемок боевых действий IMAX-камера? На этот вопрос Нолан дает однозначный ответ – конечно, как без этого! Больше того, именно в "Дюнкерке" ей самое место. Здесь не так много диалогов, но часто используются масштабные панорамы – режиссер использовал технологию по максимуму.

-9

Не представляю, как себя чувствовал человек, подписывавший финальное разрешение, но Нолан использовал очередную погубленную IMAX-камеру крайне рискованно, его трюк можно назвать безумным. Для съемок эпизода с падением самолета в воды океана режиссер буквально привязал дорогостоящее устройство к фюзеляжу истребителя. И да, камера вместе с самолетом рухнула в залив. В принципе, так и было задумано – IMAX-объектив поместили в защитный кожух – вот только специальная команда рассчитывала на то, что самолет сколько-то времени будет держаться на поверхности, а он сразу пошел на дно. Водолазам удалось достать камеру только спустя 90 минут – запись восстановили и использовали в фильме, а вот само устройство оказалось безнадежно испорчено морской водой.

-10

Далеко не все из нас могут себе позволить вот так запросто уничтожить ценное оборудования на общую сумму полтора миллиона долларов, но корпорация IMAX относится к таким потерям философски. В конце концов, фильмы Кристофера Нолана на сегодня собрали в мировом прокате свыше пяти миллиардов долларов, сопровождающие его творчество компании могут себе позволить некоторые "незапланированные расходы". У канадцев не возникло ни тени сомнения, когда Нолан вновь обратился к ним за оборудованием для своих последующих картин – с использованием дорогостоящих камер были сняты и "Довод", и "Оппенгеймер", причем для последнего оборудование пришлось дорабатывать, ведь прежде IMAX-фильмы никогда не снимались на черно-белую пленку.

-11

Очевидно, что на съемочной площадке никто не застрахован от неприятных происшествий – всё, что может пойти не так, обязательно пойдет не так. Режиссерам и продюсерам остается только уповать на то, что финальный результат окупит все расходы и переживания. У Нолана это прекрасно получается, так что можно быть уверенными – для следующей картины он снова расчехлит камеры IMAX. Ну, а если возвращать компании-владельцу по итогам работы придется меньше аппаратов, чем было выдано – так ведь это кино. Причем кино, которое ценят и любят миллионы зрителей по всему миру.

-12

И это еще не всё о Нолане. Я обязательно соберусь с силами и что-то напишу об "Оппенгеймере", но как-нибудь в другой раз – пока же переключимся на другие, менее концептуальные и громоздкие темы. Вы не расстраивайтесь, ведь новые тексты будут ничуть не менее интересными и увлекательными. Чтобы ничего не пропустить, заглядывайте на канал Киноведа в штатском регулярно. А еще лучше подпишитесь на нас в телеграме – там есть все анонсы, ссылки и дополнительные материалы. Смотрите, читайте, не болейте, берегите себя и близких, смотрите в оба за дорогостоящей техникой, и...

-13

Увидимся в кино!