Настоящий художник не должен оставлять публику равнодушной. Вот и Кристофер Нолан, как подлинно талантливый человек, невольно делит аудиторию на своих преданных сторонников, ставящих режиссера в первые ряды творящих сегодня гениев, и жестких хейтеров, считающих постановщика переоцененным. Но даже самые яростные ненавистники вынуждены соглашаться с тем, что определенные таланты у Нолана есть – как минимум, он смог превратить комиксы в эпические трагедии, а фантастике задал головокружительный масштаб. Полно у режиссера и профессиональных наград (а "Оппенгеймер" принесет еще больше), но сегодня мы отметим особенное достижение в карьере британца. Такого точно нет ни у кого. И вряд ли будет.
ДАННАЯ СТАТЬЯ (МАТЕРИАЛ) СОЗДАНА И (ИЛИ) РАСПРОСТРАНЕНА АВТОРОМ, ВЛЮБЛЕННЫМ В КИНО И ОЦЕНИВАЮЩИМ ФИЛЬМЫ, СОДЕРЖАНИЕ, КАДРЫ И СЮЖЕТЫ КОТОРЫХ ИСПОЛЬЗОВАНЫ ВЫШЕ И НИЖЕ, ТОЛЬКО В ПРЕВОСХОДНЫХ ТОНАХ, БЕЗ ЖЕЛАНИЯ ЗАДЕТЬ, ОСКОРБИТЬ ИЛИ УНИЗИТЬ ИХ АВТОРОВ ИЛИ ЗРИТЕЛЕЙ
Итак, о чем речь? Уже довольно давно Кристофер Нолан является главным мировым амбассадором технологии IMAX – он активно работает с камерами этой канадской компании, кинотеатры, построенные на этом стандарте, отдают предпочтения его фильмам, даже если для этого на обочину придется выкинуть Тома Круза с его очередной "невыполнимой миссией". Накануне премьеры "Оппенгеймера" самые главные киноманские площадки мира легко пошли на перестройку своих пленочных IMAX-кинозалов, потому что бобины с 70-миллиметровым целлулоидом просто не помещались в кабинке проектора. В общем, Нолан находится на острие кинопроизводства высокой четкости. Но где есть доступ к уникальной технике, там обязательно лучится форс-мажор.
Всё дело в том, что высокотехнологичные, но требовательные к свету и пространству камеры IMAX позволяют снимать кино самого высокого визуального качества, однако взамен требуют к себе очень бережного отношения. Из-за особого формата пленки и строения линз такие камеры оказываются заметно более габаритными и тяжелыми. Кроме того, их стоимость неимоверно высока – каждая стоит порядка 500 тысяч долларов, они буквально на вес золота. Поэтому от любой операторской команды, берущейся расширять пространство своего кадра, требуют максимальной осторожности, внимательности и профессионализма, повреждение такой камеры недопустимо... А теперь, собственно, достижение Нолана – он умудрился угробить три (ТРИ!) IMAX-камеры! Ну, гений же!
Первая потеря случилась на съемках "Темного рыцаря". Лента о противостоянии Бэтмена и Джокера во многом стала прорывным событием в киноиндустрии – тут вам и совершенно нестандартный подход к кинокомиксу, и режиссура достойная всяческих похвал, и самоотверженная игра актеров. С технической точки зрения лента тоже стала новаторской – целых 28 минут фильма было снято на камеры IMAX. Это довольно много, потому что эти устройства слишком шумно работают и часто мешают актерам не только произносить свои реплики, но и просто сосредоточиться. В 2008 году такой объем материала мог себе позволить снять только Нолан.
Но не всё прошло гладко. Имеющий болезненную страсть к красочным взрывам и катастрофам Нолан (вспомните взорванный самолет в "Доводе", поезд на улице в "Начале" или испытания бомбы в том же "Оппенгеймере") для "Темного рыцаря" решил перевернуть вверх колесами огромный грузовик прямо в центре Чикаго. Эпическое крушение снималось с четырех ракурсов – для этого были задействованы все четыре работавшие на тот момент IMAX-камеры. Разумеется, по законам Мерфи (привет, "Интерстеллар"), сделавшая сальто махина упала на один из ценных аппаратов, полностью его уничтожив. К счастью, из съемочной команды никто не пострадал, но бухгалтеры Warner Bros. вряд ли остались довольны финансовыми потерями.
Четыре года спустя Нолан воплотил в жизнь еще более амбициозный план – он отснял на IMAX-камеры еще больше кадров, причем использовал дорогостоящую аппаратуру в самых экстремальных условиях. На них, например, снят открывающий фильм эпизод с нападением на самолет, также всё финальное противостояние отрядов Бэйна с полицией Готэма снято на камеры канадского производителя. Никто к тому времени не задавался вопросом, зачем Нолану высокая детализация улиц города – раз режиссер говорит, что ему нужен максимум, команда выполняет. Главное – сохранить оборудование в целости.
Не тут-то было. Хотя в фильме использовалось достаточно самых хитроумных средств передвижения Темного рыцаря, наиболее ощутимой головной болью для операторов отозвался байк под названием Batpod. В одной из сцен дублерша Энн Хэтэуэй спускалась на бэт-мотоцикле по ступеням здания и оказалась возле операторской группы слишком быстро. Камеру не успели вовремя отодвинуть и хрупкий аппарат оказался на земле. Хотя на видео с места происшествия падение не кажется фатальным, техники IMAX после обследования вынуждены были констатировать потерю еще одной ценной единицы из своего и без того весьма скудного парка.
В 2017-м Кристофер Нолан сделал неожиданный для многих своих поклонников финт – вместо красочной космической фантастики уровня "Интерстеллара" или головокружительной сай-фай-головоломки уровня "Начала" он взялся за историческую военную драму. Нужна ли для съемок боевых действий IMAX-камера? На этот вопрос Нолан дает однозначный ответ – конечно, как без этого! Больше того, именно в "Дюнкерке" ей самое место. Здесь не так много диалогов, но часто используются масштабные панорамы – режиссер использовал технологию по максимуму.
Не представляю, как себя чувствовал человек, подписывавший финальное разрешение, но Нолан использовал очередную погубленную IMAX-камеру крайне рискованно, его трюк можно назвать безумным. Для съемок эпизода с падением самолета в воды океана режиссер буквально привязал дорогостоящее устройство к фюзеляжу истребителя. И да, камера вместе с самолетом рухнула в залив. В принципе, так и было задумано – IMAX-объектив поместили в защитный кожух – вот только специальная команда рассчитывала на то, что самолет сколько-то времени будет держаться на поверхности, а он сразу пошел на дно. Водолазам удалось достать камеру только спустя 90 минут – запись восстановили и использовали в фильме, а вот само устройство оказалось безнадежно испорчено морской водой.
Далеко не все из нас могут себе позволить вот так запросто уничтожить ценное оборудования на общую сумму полтора миллиона долларов, но корпорация IMAX относится к таким потерям философски. В конце концов, фильмы Кристофера Нолана на сегодня собрали в мировом прокате свыше пяти миллиардов долларов, сопровождающие его творчество компании могут себе позволить некоторые "незапланированные расходы". У канадцев не возникло ни тени сомнения, когда Нолан вновь обратился к ним за оборудованием для своих последующих картин – с использованием дорогостоящих камер были сняты и "Довод", и "Оппенгеймер", причем для последнего оборудование пришлось дорабатывать, ведь прежде IMAX-фильмы никогда не снимались на черно-белую пленку.
Очевидно, что на съемочной площадке никто не застрахован от неприятных происшествий – всё, что может пойти не так, обязательно пойдет не так. Режиссерам и продюсерам остается только уповать на то, что финальный результат окупит все расходы и переживания. У Нолана это прекрасно получается, так что можно быть уверенными – для следующей картины он снова расчехлит камеры IMAX. Ну, а если возвращать компании-владельцу по итогам работы придется меньше аппаратов, чем было выдано – так ведь это кино. Причем кино, которое ценят и любят миллионы зрителей по всему миру.
И это еще не всё о Нолане. Я обязательно соберусь с силами и что-то напишу об "Оппенгеймере", но как-нибудь в другой раз – пока же переключимся на другие, менее концептуальные и громоздкие темы. Вы не расстраивайтесь, ведь новые тексты будут ничуть не менее интересными и увлекательными. Чтобы ничего не пропустить, заглядывайте на канал Киноведа в штатском регулярно. А еще лучше подпишитесь на нас в телеграме – там есть все анонсы, ссылки и дополнительные материалы. Смотрите, читайте, не болейте, берегите себя и близких, смотрите в оба за дорогостоящей техникой, и...
Увидимся в кино!