Наверняка вы не раз слышали о высокоскоростной магистрали Москва - Санкт-Петербург. По ней поезда должны преодолевать расстояние между этими двумя городами за 2,5 часа. Построить её планировалось ещё в 1998 г., но из всех работ было выполнено только возведение котлована вблизи Московского вокзала в Санкт-Петербурге, сейчас там стоит ТРЦ "Галерея".
Хронология событий
1. В 2004 г. об этом проекте заговорили снова и в 2006 г. создали компанию ОАО "Скоростные магистрали".
2. 17 декабря 2009 г. в первый рейс отправился "Сапсан". Уже тогда появилась возможность перемещения всего за 3 ч 45 мин. Тогда активно говорили о строительстве ВСМ Москва - Санкт-Петербург и Москва - Нижний Новгород - Казань.
3. В 2013 г. планировали открыть дорогу к ЧМ по футболу в 2018 году. Был даже готов подробный проект: протяжённость трассы - 658 км, она должна была пройти почти параллельно существующей трассе. Однако строительство вновь отложили на неопределённый срок.
4. После длительного затишья, в 2019 г. о трассе вновь заговорили. Строительство оценивалось в 1,5 трлн рублей. Строительство планировали завершить к 2027 году.
5. В 2021 г. планировалось заключение контракта между РЖД и заводом "Уральские локомотивы" на проектирование, строительство и поставку 42 электропоездов, способных двигаться со скоростью 350 км/ч.
6. В 2022 г. началось строительство на входе в Москву - самом сложном участке трассы.
7. В 2023 г. на саммите "Россия - Африка" было объявлено, что поезда будут делать 12 остановок (из них 3 в Москве). Протяжённость трассы составит 679 км, время в пути - 2 ч 15 мин. Как это возможно при таком количестве остановок, не уточнили.
Как пройдёт трасса
1. Согласно проекту, пунктами отправления и прибытия (Московский и Ленинградский вокзалы) оставят прежними. Правда, эти два вокзала ждёт реконструкция для увеличения пропускной способности.
2. Далее до ст. Алабушево (43 км от Ленинградского вокзала Москвы) трасса пройдёт по существующей железной дороге. Однако стоит учитывать, что этот участок очень загружен. Через него проходит очень много пригородных электричек, МЦД-3 (откроют в августе 2023 г.) с интервалами 5-10 мин, "Экспрессов", поездов дальнего следования, "Сапсанов" и т. д. С 2015 г. от Ленинградского вокзала до Крюково (Зеленоград) существует 4 главных пути (по 2-м боковым идут пригородные электрички с остановкой "у каждого столба", по остальным 2-м скоростные электрички, поезда дальнего следования, "Ласточки" и "Сапсаны"). При этом "Сапсаны" на этом 39-километровом участке больше 160 км/ч не разгоняются, а при проследовании ст. Крюково и вовсе снижают скорость.
3. Уже сейчас понятно, что будущие поезда высокоскоростной магистрали не смогут уместиться на этих 4-х путях (очень большой поток поездов). По этой причине в 2022 г. началось строительство 5 и 6 главного путей (по одному в каждую сторону) от Ленинградского вокзала до Крюково. Они будут предназначены для высокоскоростных поездов и пройдут западнее (левее, если ехать из Москвы) существующих. Платформы на этих путях будут только на ст. Рижская, Петровско-Разумовская и Крюково. Впрочем, это является единственным очертанием строительства ВСМ. Их планировали открыть в 2024 году, но сообщается, что сроки могут сдвинуть вплоть до 2027 года. И это лишь 39-километровый участок, а всю трассу планируют открыть тоже к 2027 году. Как, непонятно...
4. От Крюково до Алабушево построят ещё 2 главных пути (к уже 2-м существующим). Этот 3-километровый участок станет последним на трассе ВСМ, где пути будут идти параллельно уже существующей инфраструктуре. Далее трассу ВСМ придётся строить с нуля, на ней также должны построить 8 железнодорожных вокзалов (в т. ч. Тверь и Великий Новгород).
5. Примечательно, что сейчас Великий Новгород находится в стороне от железной дороги Москва - Санкт-Петербург.
6. На подходе к Санкт-Петербургу трасса также пройдёт вдоль существующей железной дороги. Участок от Московского вокзала до Обухово длиной почти 11 км также придётся модернизировать: построить ещё 2 главных пути. При этом здесь не 4 пути как в Москве, а всего 2.
7. На ст. Обухово можно пересесть на метро, также будет удобно жителям юга города.
Строительство
1. По состоянию на 2023 г. строительство ведётся только на участке Москва - Алабушево. Стоит учитывать, что на август 2023 г. запланировано открытие МЦД-3 - городских поездов, которые должны насквозь пройти Москву, соединив Зеленоград (Ленинградское напр.) и Раменское (Казанское напр.) Понятно, что это строительство сейчас приоритетнее, чем ВСМ.
2. Строительство МЦД-3 ведут ещё с 2019 г. За это время успели построить и модернизировать ряд железнодорожных станций. Это обстоятельство значительно изменило расписание и увеличило время в пути всех поездов Москва - Санкт-Петербург (в т. ч. "Сапсанов"), а также электричек Ленинградского направления.
3. Даже если начать активное строительство ВСМ прямо сейчас, построить её к 2027 году всё равно не успеют. Как я уже сказал, только 39-километровый участок о Москвы до Зеленограда могут строить до 2027 г.
4. Поезда, способные двигаться со скоростью 350-400 км/ч необходимы для ВСМ. Однако, их никто ещё не строит, а "Сапсаны" хоть и могут двигаться со скоростью 350 км/ч, конструкционная скорость ограничена 250 км/ч. С такой скоростью, да ещё и с таким количеством остановок за 2 ч 15 мин 679 км не проедешь. При этом даже "Сапсаны" сейчас на вес золота, их поставок больше не будет. Об этом я писал здесь.
Выше представлена модель высокоскоростного поезда.
Какие проблемы решит ВСМ?
1. Москва - Санкт-Петербург всегда было самым продвинутым направлением в России. Почти на всём протяжении поезда могут разгоняться до 200 км/ч, а на одном участке (протяжённость 30 км) до 250 км/ч. С такой скоростью сейчас могут ходить только "Сапсаны" и "Невский Экспресс" с электровозами ЧС200 и ЭП20.
2. При существующей инфраструктуре "Сапсаны" могут доезжать всего за 3,5 часа. А это всего на 1 час 15 минут дольше запланированного времени в пути на ВСМ.
3. "Это совсем небольшая разница" - скажете вы. Однако существующая линия Москва - Санкт-Петербург предполагает движение на высоких скоростях. Большинство пассажирских поездов пропускает "Сапсаны", вставая на запасной путь станций. Многие пассажирские поезда могут двигаться со скоростью 160 км/ч, а практически все - 140 км/ч. Электрички ЭТ2М и ЭД4М способны двигаться со скоростью 120 км/ч, "Ласточки" - 160 км/ч. Если с линии снять нагрузку "Сапсанов", то значительно (на 0,5-3 часа) сократится время в пути почти всех поездов, в т. ч. электричек.
Примеры длительных стоянок поездов для пропуска "Сапсанов" и скоростных поездов приведены ниже.
Данная электричка преодолевает расстояние 164 км (Тверь - Бологое) за 4 ч 24 мин в то время как "Сапсан" за 56 мин, "Ласточка" за 1 ч 17 мин. Электричка может ехать гораздо быстрее (даже с учётом 35 остановок), но несколько раз пропускает другие поезда.
4. Можно будет запустить грузовое движение по существующей железной дороге. С 2010 г. грузовое движение сведено к минимуму, большинство поездов направлены через Вологду (1100 км вместо 650). Это привело к удорожанию перевозок, некоторые перевозки стали осуществляться автотранспортом.
5. Железнодорожная линия Санкт-Петербург - Вологда (особенно участок Санкт-Петербург - Волховстрой) переполнена грузовыми поездами. Грузовые поезда на Север, Урал, в Сибирь и на Дальний Восток идут друг за другом. Пропускная способность на пределе, а тут ещё нагрузку дают грузовые поезда Санкт-Петербург - Москва. Из-за этого по направлению Санкт-Петербург - Вологда пассажирские поезда едут очень медленно, да и много их не назначить - инфраструктура не выдержит. Открытие ВСМ однозначно упростит эту ситуацию.
Спасибо за прочтение статьи.