Найти в Дзене
НАУМОВ 2.0

Пуля в динамике. Текстовая версия

Некоторые динамики, чаще всего среднечастотные, оснащают красивой массивной пулей, располагающейся в центре диффузора. Существует много вариантов исполнения этого конструктивного элемента, он имеет несколько названий, и самое главное — необходимость использования пули в динамике объясняют очень по-разному. С этими вопросами мы разберёмся прямо сейчас. История Как правильно называется эта самая пуля? Данный вопрос оказывается не таким простым, как кажется на первый взгляд. Чаще всего её называют «фазовыравнивающая пуля» или «фазовыравнивающее тело», а самое солидное название, которое можно встретить — это тело Венте. Однако если обратиться к изначальной разработке Эдварда Венте, оказывается, что названное в его честь тело имеет полусферическую форму и располагается напротив купола высокочастотного драйвера в компрессионном рупорном излучателе. Главная задача тела Венте — перенаправить поток воздуха от движущегося диффузора таким образом, чтобы минимизировать фазовые задержки и связанные
Оглавление

Некоторые динамики, чаще всего среднечастотные, оснащают красивой массивной пулей, располагающейся в центре диффузора. Существует много вариантов исполнения этого конструктивного элемента, он имеет несколько названий, и самое главное — необходимость использования пули в динамике объясняют очень по-разному. С этими вопросами мы разберёмся прямо сейчас.

История

Как правильно называется эта самая пуля? Данный вопрос оказывается не таким простым, как кажется на первый взгляд. Чаще всего её называют «фазовыравнивающая пуля» или «фазовыравнивающее тело», а самое солидное название, которое можно встретить — это тело Венте.

Фазовыравнивающая пуля или тело Венте?
Фазовыравнивающая пуля или тело Венте?

Однако если обратиться к изначальной разработке Эдварда Венте, оказывается, что названное в его честь тело имеет полусферическую форму и располагается напротив купола высокочастотного драйвера в компрессионном рупорном излучателе. Главная задача тела Венте — перенаправить поток воздуха от движущегося диффузора таким образом, чтобы минимизировать фазовые задержки и связанные с этим искажения звука, возникающие внутри компрессионной камеры. Интересующая нас пуля появилась позже, как развитие этой концепции, когда тыльную часть тела Венте начали делать более вытянутой, частично выходящей за пределы компрессионной камеры. Благодаря этому удавалось стабилизировать воздушный поток на всём пути от поверхности диффузора до входа рупора. Некоторое время спустя вставка пулевидной формы стала появляться в рупорных высокочастотниках в качестве отдельного элемента конструкции, а после ряда экспериментов оказалось, что она неплохо работает и на средних частотах.

Таким образом пуля, которую мы наблюдаем в среднечастотных динамиках и некоторых моделях твитеров, имеет лишь косвенное отношение к изначальной концепции тела Венте, да и эффект от её применения в открытом пространстве явно другой.

Теория

Для того, чтобы понять, зачем нужна пуля в среднечастотнике и какой эффект она производит, рассмотрим, как распространяется звуковая волна в пределах диффузора, имеющего плоский пылезащитный колпачок. В процессе работы динамика часть звуковых волн средне- и высоко частотного диапазона доходит до противоположной стороны диффузора и либо отражается в сторону слушателя, формируя дополнительную звуковую волну, идущую с небольшой фазовой задержкой, либо встречается со встречной звуковой волной, идущей от противоположной стороны диффузора, в следствие чего происходит их взаимное поглощение, а в амплитудно-частотной характеристике образуются локальные провалы.

Наличие в центральной части динамика физического препятствия исключает прохождение звуковой волны от одной стороны диффузора до другой, а его пулевидная форма позволяет перенаправить звуковые волны вперёд и в стороны, усиливая тем самым отдачу динамика и немного расширяя его диаграмму направленности.

Фазовыравнивающая пуля делает переотражения более полезными
Фазовыравнивающая пуля делает переотражения более полезными

Всё это будет работать при том условии, что пуля установлена на керне магнитной системы и, соответственно, является неподвижной. Если же превратить в пулю пылезащитный колпачок, с одной стороны он тоже сыграет роль препятствия, но с другой стороны он, двигаясь вместе с диффузором, также является дополнительным источником звуковых волн, что кратно усложняет картину переотражений в зоне диффузора и не обеспечит того положительного эффекта, который даёт неподвижная пуля, установленная на керне.

Если установить пулю на диффузор она станет дополнительным даст негативный эффект
Если установить пулю на диффузор она станет дополнительным даст негативный эффект

Кроме того, наличие пули на керне даёт целый ряд дополнительных плюсов. Для начала — это подразумевает отсутствие пылезащитного колпачка, что гарантирует отсутствие компрессии, которая возникает при сжатии воздуха, находящегося под ним. Кроме того, без пылезащитного колпачка воздух в магнитном зазоре ходит более свободно и тем самым обеспечивается лучшее охлаждение звуковой катушки и магнитной системы. Если же сама пуля выполнена из металла, она станет теплоотводом и радиатором, охлаждающим магнитную систему и повышающим тем самым перегрузочную способность динамика. А ещё металлическая пуля может выполнять роль кольца Фарадея, выравнивающего магнитную индукцию и снижающего искажения.

Металлическая пуля может выровнять индукцию в зазоре и к тому же увеличивает массу неподвижной части динамика
Металлическая пуля может выровнять индукцию в зазоре и к тому же увеличивает массу неподвижной части динамика

Можно также вспомнить о том, что отсутствие пылезащитного колпачка — это снижение массы подвижной части динамика, а наличие тяжелой пули на керне — увеличение массы его статичной части, что также вносит положительный вклад в качество звука. Одним словом, достаточно много рабочих характеристик динамика можно улучшить в той или иной степени, установив пулю на керн. А если изготовить пулю из резонирующего или звукопоглощающего материала, можно придать звуку желаемую окраску или скорректировать частотную характеристику.

Динамику с пулей нужен жесткий диффузор, чтобы избежать его деформации при работе
Динамику с пулей нужен жесткий диффузор, чтобы избежать его деформации при работе

Однако свои недостатки у такого решения тоже есть. Главный из них — отсутствие какой-либо защиты магнитного зазора от пыли и иных загрязнений. Второй недостаток — повышенные требования к материалу диффузора. В связке с пылезащитным колпачком конический диффузор превращается в жесткую пространственную конструкцию, а без него вся нагрузка переносится исключительно на диффузор, и поэтому материал, из которого он изготовлен, должен обладать повышенной жесткостью.

Итог

Применение пули в конструкции динамиков имеет немало плюсов помимо заявленного в её названии выравнивания фазы. Но стоит отметить, что сам факт её наличия не придаёт динамику каких-либо уникальных свойств вроде радикально более широкой диаграммы направленности или значительного снижения искажений.

Одной только пулей всех проблем не решить, но
Одной только пулей всех проблем не решить, но

Пуля — это один из многочисленных конструктивных элементов, грамотное использование которого позволяет улучшить несколько рабочих характеристик динамика. Таким образом, по её наличию в среднечастотнике мы можем сделать вывод, что разработчик приложил усилия и не пожалел средств для того, чтобы улучшить звучание излучателя. Что получилось в итоге — мы можем оценить уже по общему качеству в составе акустической системы.