Советский кинематограф оставил богатое наследие. Вопреки стереотипу, в СССР снимали разное кино, в том числе и совершенно посредственное. Было много штамповок и дешёвки. К таким относится, например, фильм «Несовершеннолетние», который просто невыносимо смотреть физически, да и большая часть фильмов о рабочих и колхозниках.
Но было много и качественного кино. Российская и советская театральная школа повлияла и на качество кино.
В детстве мы бежали домой после школы, чтобы посмотреть не только диснеевские фильмы или американские мульты, но и «Мушкетёров», «Гардемаринов». До сих пор смотрю с удовольствием, несмотря на большую долю наивности и пафоса.
Но, повторюсь, штамповки и дешёвки было много.
Сейчас у многих это вызовет удивление и возмущение, но приключенческое кино в СССР было посредственным.
Что я понимаю под приключенческим кино?
Я имею ввиду «боевики». Такого термина у нас не было, его заменяли приключенческим кино.
Я здесь целенаправлено не отношу к таковым детективы, фильмы о войне (хотя в 70-х они тоже стали штамповкой), музыкальные приключенческие фильмы, так как они граничили между комедией и мюзиклом («Не бойся, я с тобой!», «Мушкетёры») вестерны. Так же не отношу исторические фильмы.
Вестерны?
Да. По канонам жанра «Неуловимые», «Белое солнце пустыни», фильмы о доблестных чекистах, это вестерны. Просто у нас так их называть было нельзя.
Все вышеперечисленные фильмы подходят под категорию «приключения», но надо понимать, что сюда можно и детские сказки отнести, тогда, в принципе, даже «Буратино» у нас станет приключенческим кино.
Мы говорим здесь о советских «боевиках», то есть где крутые мужественные ребята побеждают плохих ребят (обычно это были американцы).
Неоднократно СССР пытались сделать чисто приключенческое кино («Одиночное плавание»), например, про лихих морпехов, спасающих американское побережье от ядерной катастрофы, про пиратов и прочее. В целом, были неплохие фильмы «Кто ты, всадник?», «Непобедимый», «Перехват» но все они пытались повторить голливудский опыт, не к месту пихали приёмы каратэ, а чтобы их пропустили на экране, изобиловали пропагандой.
Недавно пытался пересмотреть «Пираты XX века» и понял, что смотреть этот фильм физически невыносимо. Он жутко неприятен во всём. В нём много акцентировано внимания на насилии, при том с намёками на какой-то БДСМ, сексуальное насилие. В нём совершенно пафосный нелогичный сюжет. Чего только стоит невероятная крутизна советского радиста в лице Еремёнко, который один отправляется, чтобы уничтожить всех пиратов.
Собственно, если бы не Брежнем, к которому картина попала чуть ли не чудом, «Пираты» бы так и остались пылиться на полке.
И мы ничего бы не потеряли.
Вслед за ним выходит «Тайны Мадам Вонг».
Подробнее о загадочной предводительнице пиратов читайте здесь.
Фильм планировался как продолжение «Пиратов», но актёры отказались от съёмок.
И вот странная штука. Ведь «Тайны Мадам Вонг», «Одиночное плавание», «Пираты» должны были выйти настоящей бомбой. С учётом каких актёров там задействовали, как много «импортного» там показали, а в СССР обожали фильмы, в которых показывали жизнь на «загнивающем Западе».
Всем хотелось, да и хочется «позагнивать» так же.
Я помню пересматривал «Тайны Мадам Вонг» и правда не мог понять, почему он не цепляет, ведь там столько собрано первоклассных актёров, такой сюжет приключенческий.
«Перехват» и вовсе, в главных ролях Меньшов, Ростоцкий, но это такая клюква.
А самая большая клюква, это «Одиночное плавание». Хорошие русские там спасают мир. Понятно, что фильм полностью «слизан» с американских боевиков, где хорошие американцы спасают мир. Странно, почему, ругая американское кино, мы забываем, что в отечественном кино у нас было клюквы не меньше.
Даже на счёт формы. На полевую форму такие погоны не нашивались, а "треугольник" в виде флага носился на парады, ну или на "дембель" их цепляли.
Не шли у нас и спортивные фильмы. «Парашютисты», «Гонщики» отдавали такой наивностью и совдепом, что смотреть их просто невыносимо.
Неплох был детективный фильм, с элементами спортивной драмы «Ралли», но он снимался прибалтами на экспорт, да и акцент там был именно на детективный сюжет.
Что касается каратэшных сцен, то они могли вызвать восторг только в 70-е. Их либо урезали, либо это было советское книжное каратэ, которое стояло невероятно далеко от каратэ настоящего.
Пишите в комментариях, почему в СССР не было хороших «боевиков».
Кстати, в литературе тоже самое. У нас нет классиков, которые бы написали хороший добротный приключенческий роман. Была попытка только у Лермонтова. «Герой нашего времени» планировался быть написанным в духе Фенимора Купера, но русская хтонь взяла своё.