Анна Губина, владелец собственной студии грумминга, сделала сайт. Основные страницы («О компании», «Услуги») заполнила сама. Опыт и знания позволяли, да и с текстами она хорошо справлялась. Но так было ровно до тех пор, пока она не решила сделать на сайте раздел со статьями.
Фаза 1. Понимание проблемы
Разрываясь между управлением компанией и стрижками собак вип-клиентов, она опубликовала несколько материалов за первый месяц и поняла, что больше так продолжаться не может. Причин для пересмотра ситуации было ровно три.
- Чтобы одновременно заниматься производством и писать о нем, в сутках должно быть, как минимум 36 часов, а еще лучше — все 48.
- Энтузиазма и задора для захватывающих описаний стало не хватать. Оказывается, для регулярных публикаций нужно больше, чем просто любовь к писательству.
- Чтобы высвободить время на развитие, в том числе открытие пару новых салонов, пришлось отказаться от пыхтения над текстами.
Вывод, к которому однажды приходят все предприниматели, нацеленные на будущее, стал ясен и для Анны. Нормальный бизнесмен не должен писать статьи и выдумывать продающие заголовки. Эту функцию дешевле передать человеку, который поднаторел в коммерческом писательстве — копирайтеру.
Фаза 2. Поиск исполнителя
Анна решила заказать тексты для блога у копирайтера и столкнулась с проблемой поиска исполнителя. Вариантов, которые сразу пришли в голову, было три. Это биржи копирайтинга, форумы и сайты фрилансеров, поиск по ТОПу «Яндекса». У каждого нашлись свои плюсы и минусы.
- Биржи копирайтинга. Дешево (от 100 ₽/1000 символов), мало профессионалов, очень часто — некачественно.
- Форумы и сайты фрилансеров. Уже лучше. У копирайтеров есть портфолио и отзывы. Цены средние по рынку (500 ₽/1000). Качество выше.
- ТОП10 «Яндекс». Здесь обитают сайты лидеров рынка: Дмитрия Кота, Петра Панды, Дениса Каплунова. Качество текстов именно такое, как надо. Минус — в высокой цене (от 10 000 ₽ за материал).
Взвесив все варианты, Анна остановилась на номере втором и разместила вакансию на kadrof.ru. Откликнулись десять копирайтеров. Началась фаза переговоров.
Фаза 3. Переговоры
Наконец, перед Анной оказались контакты 10 исполнителей, которым можно было задавать вопросы. Здесь начались сложности. Три человека испарились, когда их попросили показать примеры работ. Еще два пропали, когда узнали подробности о задаче.
Четверых Анна отсеяла сама, так как они позиционировали себя как универсалов, которые пишут одинаково хорошо о модной одежде, строительстве, герпесе и бирже Форекс. В распоряжении осталась девушка-собачница, которая как раз не понаслышке знала о грумминге. С ней и начали работу.
Фаза 4. Озвучивание требований
Анна уже общалась с другими заказчиками и примерно представляла, что автор не строитель, не стилист и в ее случае — не груммер. «Будем делать, из чего есть», — махнула она рукой и начала переговоры. Рассказала, какую цель преследуют регулярные публикации, сколько их нужно будет в месяц, где можно найти актуальную информацию и какой стилистики придерживаться. Собачница информацию впитывала, как губка, задавала на скайп-колле вопросы и что-то записывала в тетрадь. После чего даже прислала заполнить бриф — мол, давайте поговорим о вашей компании.
Бриф включал следующие вопросы:
- адрес сайта и ссылки на публикации в блоге;
- какие услуги предоставляет компания;
- есть ли отзывы;
- чем отличаетесь от конкурентов;
- что дополнительно предлагаете;
- кто ваша целевая аудитория.
По итогам предварительной работы решили, что напишут серию текстов про особенности грумминга, инструменты и варианты стрижек для разных пород собак. Начали с одной публикации, структуру которой Анна частично предложила сама (в формате плана), уточнив, что внесение корректировок возможно на усмотрение автора.
Фаза 5. Версия текста номер один
И вот долгожданный текст оказался на руках у Анны. Так как она разбирается и в проблеме, и в копирайтинге (помним про опыт наполнения сайта) помимо стандартных требований — насколько текст полно раскрывает тему — она выставила собственные:
- длина предложений;
- соотношение «воды» и полезной информации;
- есть ли открытые вопросы;
- использование фактов.
Главный вопрос: способен ли текст заинтересовать ее саму и потенциальных клиентов. В целом, работа Анну устроила. Настал этап шлифовки.
Фаза 6. Внесение правок
Текст оказался приемлемым по структуре и содержанию. Небольшие фактические ошибки, которые Анна нашла, она сразу назвала исполнителю. Поиск новых формулировок для отдельных мест занял еще пару часов. После чего заказчик получила свою первую статью на тему «Грумминг: азы профессии». С готовыми наработками, контент-планом, а также автором, который вник в тему, заполнение блога пошло быстрее. Уже через месяц на сайте появились первые 10 платных публикаций.
Такая вот иллюстрации на тему создания и согласования текста. Здесь у нас редкий случай, когда автор и заказчик сработались сразу. Но бывает иначе. Когда копирайтер вообще не в теме и пишет ахинею или принимающая сторона вносит безумные правки, сводя на нет СЕО-анализ. Все эти ситуации я тоже освещу чуть позже. Так что подписывайтесь на обновления и будьте в курсе публикаций от «Укротителя Контента».
Ирина РИПВАМ