Меня не взяли работать учителем в школу после преподавания этого же предмета в вузе. Кто хорошо знаком с реалиями среднего образования в нашей стране, напишите в комментариях, права ли администрация школы.
На днях просматривая сайт школы, в которую мы переводим учиться сына, я увидела объявление о том, что в школу требуются учителя математики и информатики. И что-то екнуло в моем сердце – я видимо хоть и делаю вид, что не волнуюсь по поводу переезда и смены школы, все-таки переживаю за ребенка. Я решила позвонить и узнать требования и условия работы. Представила, как утром вместе будем идти на учебу/работу, а через некоторое время еще и младшего с собой вести. Вот такая фантазия)
Когда-то давно я отработала 4 года преподавателем высшей математики в экономическом университете, учила студентов 1-3 курсов. Под высшей математикой в разных семестрах подразумевались математический анализ, теория вероятностей и математическая статистика, методы оптимизации, линейная алгебра.
Но! по образованию я физик. Так написано в моем дипломе. Правда, все перечисленные и некоторые другие математические дисциплины в большем, чем в вузе, где я работала, объеме, я изучила и сдала в свое время на отлично в рамках освоения этой самой специальности "физика". И поэтому тогда мое образование не смутило отдел кадров вуза. Много воды утекло, законы меняются постоянно, реформа образования идет непрерывно:)
И вот я звоню в школу, по телефону, указанному в объявлении на сайте и спрашиваю, примут ли меня с моим опытом и образованием учителем в школу. Еще добавила, что последние два года вела уроки программирования в своей частной школе как очно так и онлайн, закончила девятимесячные курсы от Яндекс.Практикум по программе «Python-разработчик». А меня, спрашивают есть ли у меня педагогическое образование или курсы повышения квалификации в размере 560 часов в области педагогики. Я ответила, что перечисленного у меня нет и мне сказали, что с моей специальностью в дипломе (напомню «физик», а не «математика» или «прикладная математика» или «прикладная информатика» или подобное со словами математика или информатика) меня не могут взять ни учителем информатики, ни математики.
Я не ожидала такого исхода разговора, если честно. Ведь везде говорят и пишут, что в образовании кадровый голод. Я не совсем владею информацией, потому что до этого мой ребенок учился в частной школе и там немножко не как везде. Но алгоритмы Дзена мне часто предлагают статьи учителей о том, что в школе никто работать не хочет, а тем, кто всё-таки держится, приходится заменять своих коллег, проводя уроки даже не по своему предмету. Знакомые, чьи дети учатся в государственных школах тоже не раз говорили, что иногда больше месяца у детей нет нормальных уроков по одному или нескольким предметам, потому что некому вести...
Учитывая, что я не только физик, но и юрист мне стало любопытно проверить, что говорит российское законодательство. Вот что я обнаружила.
Согласно ч. 1 ст. 46 Федерального закона от 29.12.2012 N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации" право на занятие педагогической деятельностью имеют лица, имеющие среднее профессиональное или высшее образование и отвечающие квалификационным требованиям, указанным в квалификационных справочниках, и (или) профессиональным стандартам.
Согласно Профессиональному стандарту "Педагог (педагогическая деятельность в сфере дошкольного, начального общего, основного общего, среднего общего образования) (воспитатель, учитель)" (далее – Профстандарт), утвержденному приказом Минтруда России от 18.10.2013 N 544н, к образованию учителя предъявляются следующие требования: высшее образование или среднее профессиональное образование в рамках укрупненных групп направлений подготовки высшего образования и специальностей среднего профессионального образования "Образование и педагогические науки" или в области, соответствующей преподаваемому предмету, либо высшее образование или среднее профессиональное образование и дополнительное профессиональное образование по направлению деятельности в образовательной организации.
В письме Минпросвещения России от 28.03.2019 N ТС-817/08 отмечается, что требование профстандарта о наличии высшего образования или среднего профессионального образования в области, соответствующей преподаваемому предмету, является достаточным основанием для осуществления образовательной деятельности в должности "учитель" как для работающих учителей, так и для работников, которые будут приняты на эту должность.
В перечисленных ссылках на нормативно-правовые акты больше всего меня зацепили следующие слова: «наличие профессионального образования в области, соответствующей преподаваемому предмету, является достаточным основанием». Что значит «в области»? Нечеткая формулировка. Посмотрела свой диплом еще раз. Из общего количества академических часов различные математические дисциплины занимают солидное место - 1472 часа в совокупности, информатика и информационные технологии - 380 часов. Можно ли сказать, что мое образование является образованием в области, соответствующей предмету «математика» или "информатика" в школе?
Ведь даже среднего профессионального образования в области, соответствующей преподаваемому предмету по закону достаточно...
Мне все-таки кажется, что меня должны были допустить до работы по собственному желанию за 25-40 тысяч рублей в месяц:)
Мне не захотелось ничего доказывать в школе, потому что осторожное соблюдение формальностей со стороны администрации школы может это и неплохо. Но в суде я бы точно доказала, что человек с моим образованием может вести математику в школе) Не стану этим заниматься конечно) Мой романтический порыв поработать в школе уже прошел.
Что думаете вы о ситуации со школьным образованием в России в целом?✍️
Развитие истории читайте тут.