Зимний дворец - один из шедевров русского барокко, являющийся важнейшим звеном Дворцовой площади.
Его автор, Бартоломео Франческо Растрелли, создавая проект неповторимого здания, верно понял эффект от его отражения в водах Невы, а также задал тенденцию для последующей застройки близлежащих улиц.
При этом нынешний Зимний дворец - шестой по счету. Ведь начиная от Петра Первого до дочери его Елизаветы, дворцы, в которых императорская фамилия проживала в холодное время, возводились с учетов вкусов их державных обладателей, а также моды.
Кстати, Зимний дворец в разные времена был окрашен в разные цвета. Например, во времена Екатерины Второй он был песочного цвета, по образу Версаля:
А при Николае Первом стены окрасили в темно-красный цвет:
Зимний дворец является одним из зданий Государственного Эрмитажа, который признан музеем художественной культуры человечества, экспозиции которого позволяют сопоставлять и изучать целые пласты истории культуры стран мира.
В Эрмитаже постоянно проводятся выставки.
Я нашла несколько кадров с выставки, привезенной из Национальной галереи Умбрии (Италия), на которую ходила пару лет назад. Она была посвящена средневековому искусству тринадцатого-начала пятнадцатого веков, периоду, который еще называли Проторенессансом. Он знаменовал переход от строгого канона к более реалистичному изображению.
Привлекала внимание мраморная статуя святого Лаврентия:
А вот Мадонна, сделанная из дерева:
Вот это изображение Ангела. О его создателе, Аллегретто Нуци , известно, , что в своем родном городе Фабриано он организовал большую мастерскую, которая исполняла разнообразные церковные заказы: Фрески, алтари, скульптуру, диптихи для домашних молелен Художник был уважаемым гражданином и занимал высокую должность в братстве Санта Мария дель Меркато, которое курировало госпитали и богоугодные заведения. В завещании он оставил большую часть имущества разным храмам Фабриано.
А вот это произведение искусства - "Благовещенье"
"Мадонна с младенцем" - работа мастера,Мариотто ди Нардо представителя знаменитой флорентийской - школы живописи. Сын скульптора, работал в разных техниках - фреске, станковой живописи, миниатюре. Был очень востребован, получал частные и общественные заказы. Большинство церквей города заказывали ему монументальные росписи, монашеские ордена и братья - манускрипты.
Конечно, это не все произведения с выставки, как-нибудь я сделаю отдельную статью про нее.
Ну а дальше - известные и любимые шедевры, которые мы знаем с детства.
Вот это портрет дочерей Павла Первого - Александры и Елены, написанный по повелению их бабушки, Екатерины.Портрет писала французская портретистка Элизабет Виже-Лебрен. Вот как она вспоминала о своих юных моделях:
Княжнам было лет по тринадцати-четырнадцати. Черты их лиц были небесны, но с совершенно различными выражениями. Особенно поразителен был цвет их лиц, настолько тонкий и деликатный, что можно было подумать, что они питались амброзией.
Художница нарисовала девушек в греческих одеждах. Платон Зубов, бывший тогда фаворитом Екатерины, решил подшутить над ней, и сказал, что императрица сочла наряды слишком откровенными. И Лебрен закрыла руки княжон "длинными и скучными рукавами". Обман вскрылся, о чем художнице сказала сама императрица.
Может греческие туники выглядели лучше, но и платья выглядят изумительно. Светящаяся переливающаяся ткань, которая делает девушек похожими на сказочных феи - это, определенно, потрясающая находка художницы.
А ниже - портрет Ивана Петровича Кулибина - знаменитого российского самоучки, сына нижегородского купца.
С юного возраста он проявлял изобретательские способности. Отец отдал его в учение к часовщику-иностранцу. Вскоре талантливый юноша стал собирать собственные надежные хронометры - фактически первые часы российского производства.
Ивану Петровичу посчастливилось познакомиться с фаворитом Екатерины Второй, Григорием Орловым. Изобретатель передал самодержице часы в форме яйца. Каждый час часы показывали модель храма.
Екатерина сделала Кулибина заведующим механическими мастерскими Академии наук.
Иван Петрович сделал множество изобретений, в частности, первых протезов для рук и ног, создал первый лифт в Царском селе.
В виде особого благоволения императрица дозволила Ивану Петровичу не брить бороду и носить простонародную одежду, в которой он и был запечатлен на портрете.
А вот великолепный портрет кисти знаменитого Томаса Гейнсборо "Дама в голубом". Гейнсборо написал ее во время своего расцвета.Можно долго восхищенно рассматривать утончённую красоту и грациозность дамы, которая будто смотрит на себя в зеркало.
Каждый экспонат Эрмитажа - неповторим и имеет не только историю создания, но и историю, которая с ним связана. В своих статьях я обязательно буду обращаться к шедеврам Эрмитажа и рассказывать о них.
Буду благодарна за лайк!