Найти тему

Если завтра … дитя

Мне, в силу своей профессии, иногда доводится вести дела целых семей и консультировать отдельных их членов. Как говорят некоторые семьи, я знаю о них больше, чем отдельно взятые члены. Семейный юрист. Вопросы тут могут самые разные: от банальной консультации по вопросу защиты прав потребителей до ведения судебных процессов. Так, я – частый гость на свадьбах, именинах и похоронах в таких семьях.

Если семья достаточно обеспеченная, то редкий шаг она делает без консультации юриста, особенно если последствия принятия решения не ясны и не понятны.

Так было и в этот раз. О встрече попросило так называемое «старшее» поколение одной из семей, дела которых я веду. Пришла пожилая пара. Назовём их Аркадий Моисеевич и Зинаида Степановна. Весьма состоятельная семья, которая владеет несколькими квартирами и владела бизнесом по производству каких-то приборов, название которых я не запомнил. Естественно, что жилищный вопрос перед данной семьёй не стоял. Живут они в просторном доме недалеко от берега Финского залива и сдают несколько принадлежащих им квартир в аренду в Петербурге.

У Аркадия Моисеевича и Зинаиды Степановны четверо детей, причём взрослых и довольно состоятельных, которые добро семейное только и преумножают. Если трое детей обзавелись семьями и детьми, то вот судьба одного из них, назовём его Игорем, вызывала и старшего поколения тревогу и опасения. На тот момент было ему около тридцати годиков, хороший он специалист в сфере биотехнологий. Трудился Игорь в зарубежной компании с весьма внушительным доходом. В плане же личной жизни Игорь был непутёвым, по мнению его родителей: жениться надумал только сейчас. А в это время должны быть уже дети! Да только не за обсуждением невесты Игоря пришли ко мне его родители.

Аркадий Моисеевич и Зинаида Степановна как коренные петербуржцы, чья родословная идёт чуть ли не с момента основания города на Неве и чьи родители в грозные годы Блокады решили разделить все невзгоды с любимым городом, были очень недовольны выбором Игоря. Их не смущало, что Татьяна, назовём так избранницу Игоря, была из глухого села, что затеряно на просторах между Омском и Новосибирском. Им главное, чтобы человек был хороший. Да только прыть молодой спутницы Игоря, с которой он собрался идти в ЗАГС, окрылённый светлыми чувствами, старшее поколение сильно смущала. Через месяц с момента первой встречи Таня переехала в квартиру Игоря, где установила свои порядки, так ещё очень стремилась понравиться всей семье. Но ещё через месяц Таня заявила Игорю, что её дело – это рожать детей и следить за ними, а муж обязан содержать её и детей. Как говорится, Игорь бы тут сам разобрался: его семья. Только есть одно «но».

https://mykaleidoscope.ru/x/stil/35502-obraz-beremennoy-64-foto.html
https://mykaleidoscope.ru/x/stil/35502-obraz-beremennoy-64-foto.html

Таня усиленно хотела зарегистрироваться по месту жительства в доме Аркадия Моисеевича и Зинаиды Степановны. Мол, нужна только регистрация. Ведь там и поликлиники лучше, и прочая инфраструктура. Ведь Таня желает скоро забеременеть и родить Игорю сына, о котором он давно мечтал. Доводы о том, что живёт «старшее поколение» на другом конце Петербурга и ехать к ним добрых пару часов, Татьяной игнорировались. Стоит отметить, что Игорь учился в зарубежном ВУЗе и перед отъездом на учёбу снялся с регистрационного учёта по месту жительства. Вернувшись же на Родину Игорь уже снимал отдельное жильё и арендодатели делали ему временную регистрацию в арендованных квартирах.

В чём заключается интерес Татьяны к жилью «старшего поколения» решили и поинтересоваться Аркадий Моисеевич и Зинаида Степановна. Не грозит ли им чем нехорошим такая регистрация? Ведь мало нажить добро, его ещё надо сберечь и не разбазаривать налево и направо. С одной стороны, не хочется разрушать молодую семью, ведь Игорь, к удивлению старших, успехом у женщин не пользовался. С другой же – мало ли что. Лучше перебдеть.

При работе с клиентами у меня всегда в голове прокручиваются и проигрываются самые негативные и жёсткие сценарии. При этом самые светлые тоже не игнорируются. Правда в этом случае была задача рассчитать последствия первого. Я привык относиться ко всему «с заботливостью доброго хозяина».

Аркадий Моисеевич и Зинаида Степановна своё имущество заработали честным трудом, выжив в лихие 90-е, превратившись из нищих и голодных научных работников в матёрых бизнесменов. Бизнес их держался исключительно на академических знаниях и деловой хватке обоих. Это не хапуги, укравшие в своё время то, что плохо лежит, а выстрадавшие свой капитал сполна. Потому и подставлять их не хотелось. Да и вопрос показался мне весьма интересным.

Я взял пару-тройку дней на изучение темы и пригласил своих клиентов на новую встречу. Так совпало, что впереди был день рождения одного из членов семьи, куда я и был приглашён.

Я смоделировал следующую ситуацию. Допустим, Игорь с Таней женятся, Татьяну регистрируют Аркадий Моисеевич и Зинаида Степановна в своём доме. Таня рожает ребёнка, а потом случается…развод. Место жительства ребёнка, как и водится в абсолютном большинстве случаев определено с Татьяной. Смогут ли Аркадий Моисеевич и Зинаида Степановна снять Татьяну с ребёнком с регистрационного учёта в своём доме?

Тут грянул гром. Судьи Верховного суда РФ решили устроить коммунизм для бывших членов семьи с ребёнком. Коммунизм предполагается устроить исключительно за счёт собственников жилых помещений – бывших членов семьи. Конечно, всё под предлогом заботы о детях. Ведь всё лучшее детям. Только почему такой заботой должны заниматься свёкр со свекровью, а не непосредственные родители дитя – Верховный суд РФ не ответил.

В пункте 4 статьи 31 Жилищного кодекса Российской Федерации установлено, что если у бывшего члена семьи собственника жилого помещения отсутствуют основания приобретения или осуществления права пользования иным жилым помещением, а также если имущественное положение бывшего члена семьи собственника жилого помещения и другие заслуживающие внимания обстоятельства не позволяют ему обеспечить себя иным жилым помещением, право пользования жилым помещением, принадлежащим указанному собственнику, может быть сохранено за бывшим членом его семьи на определенный срок на основании решения суда.

Указанная норма части 4 статьи 31 Жилищного кодекса Российской Федерации, наделяя суд известной свободой усмотрения при решении вопросов о сохранении за бывшим членом семьи собственника права пользования жилым помещением, сроке существования данного права, а также об обязании собственника обеспечить соответствующее лицо иным жилым помещением, предполагает необходимость всестороннего и глубокого изучения судом фактических обстоятельств дела с целью проверки того, имеются ли в действительности основания для сохранения права пользования жилым помещением за бывшим членом семьи собственника данного помещения или предоставления ему иного жилого помещения собственником.

Согласно пункту 15 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 2 июля 2009 г. № 14 "О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при применении Жилищного кодекса Российской Федерации", при рассмотрении иска собственника жилого помещения к бывшему члену семьи о прекращении пользования жилым помещением и выселении суду в случае возражения ответчика против удовлетворения иска в целях обеспечения баланса интересов сторон спорного правоотношения надлежит исходя из положений части 4 статьи 31 Жилищного кодекса Российской Федерации решить вопрос о возможности сохранения за бывшим членом семьи права пользования жилым помещением на определенный срок независимо от предъявления им встречного иска об этом.

Принятие судом решения о сохранении права пользования жилым помещением за бывшим членом семьи на определенный срок допускается частью 4 статьи 31 Жилищного кодекса Российской Федерации при установлении следующих обстоятельств:

а) отсутствие у бывшего члена семьи собственника жилого помещения оснований приобретения или осуществления права пользования иным жилым помещением (то есть у бывшего члена семьи собственника не имеется другого жилого помещения в собственности, отсутствует право пользования другим жилым помещением по договору найма; бывший член семьи не является участником договора долевого участия в строительстве жилого дома, квартиры или иного гражданского правового договора на приобретение жилья и др.);

б) отсутствие у бывшего члена семьи собственника возможности обеспечить себя иным жилым помещением (купить квартиру, заключить договор найма жилого помещения и др.) по причине имущественного положения (отсутствует заработок, недостаточно средств) и других заслуживающих внимания обстоятельств (состояние здоровья, нетрудоспособность по возрасту или состоянию здоровья, наличие нетрудоспособных иждивенцев, потеря работы, учеба и т.п.).

При определении продолжительности срока, на который за бывшим членом семьи собственника жилого помещения сохраняется право пользования жилым помещением, суду следует исходить из принципа разумности и справедливости, конкретных обстоятельств каждого дела, учитывая материальное положение бывшего члена семьи, возможность совместного проживания сторон в одном жилом помещении и другие заслуживающие внимания обстоятельства.

Исходя из вышеизложенных выводов судей Верховного суда РФ Татьяна, не имеющая своего жилого помещения, сможет проживать в доме Аркадия Моисеевича и Зинаиды Степановны до достижения ребёнком совершеннолетия. Прелесть же для Танечки. Просто коммунизм за чужой счёт. То есть фактически, Верховный суд РФ просто трактуя закон фактически создал новую норму права, которая существенно меняет расклад в балансе прав и законных интересов собственников жилых помещений и лиц, проживающих с ними.

Самый ужас, что судебная практика идёт именно по этому пути. Пути, определённом Определением Судебной коллегии по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации от 10.12.2019 № 41-КГ19-41. Именно поэтому я не рекомендовал Аркадию Моисеевичу и Зинаиде Степановне даже близко подпускать Татьяну к своему дому, тем более регистрировать её по месту жительства у себя.

Заключение по данному вопросу я прислал клиентам по электронной почте. На празднике, между делом, я дополнительно переговорил с Аркадием Моисеевичем и Зинаидой Степановной и познакомился с Татьяной. Девушка невероятной красоты и энергетики, которая этим активно пользовалась. Порой казалось, что и я попал под её чары. Правда врождённые недоверие и цинизм сыграли свою роль и чары оказались слишком мимолётными.

«Старшее» поколение последовало моему совету и отказали Татьяне. Возмутившемуся Игорю сказали, что со своим жильём пусть делает что и как хочет, но «на чужой каравай – рот не разевай!». Игорь долго не разговаривал со своими родителями, держа обиду на них.

Знал бы он, что не суждено было ему создать семью с Татьяной. Она, поняв, что в этом семействе ей ничего не светит, укатила в неизвестном направлении. Игорь пострессовал, подепрессовал, но вернулся в нормальное русло. Кто знает, может такая мелочь и уберегла его и всё семейство от куда больших неприятностей.

А что думаете Вы, мои любимые читатели?