Найти в Дзене
Грамматика легко

Методы философского познания

Далее речь пойдет о познании как о специфической, свойственной человеку форме деятельности, благодаря которой или вопреки, он получает некоторое представлене о мире. Нас интересует способность человека получать знание. Гносеология и Эпистемология. Гносеология - о познании вообще, Эпистемология - о научном познании. Но чаще всего эти понятия синонимируют. Вообще представление о человеке, как о пассивном существе очень распространненое, оно максимально неверное. Например, школа, та модель познания, котрая прививается в школе, она прямо противоположна той действительной модели, с которой мы имеем дело. Как это обычно представляется - есть учитель, который дает ученикам материал. На уровне обыденного языка здесь существует абсолютно неверная схема, Получается, что субъект, тот, кто познает, он пассивен. А учитель, который всего лишь помощник - активен. В этом смысле ученик болььше поход на коробку от телевизора, в которую учитель запихивает знания. И это максимально неверно, то есть то, чт

Далее речь пойдет о познании как о специфической, свойственной человеку форме деятельности, благодаря которой или вопреки, он получает некоторое представлене о мире. Нас интересует способность человека получать знание.

Гносеология и Эпистемология. Гносеология - о познании вообще, Эпистемология - о научном познании. Но чаще всего эти понятия синонимируют. Вообще представление о человеке, как о пассивном существе очень распространненое, оно максимально неверное. Например, школа, та модель познания, котрая прививается в школе, она прямо противоположна той действительной модели, с которой мы имеем дело. Как это обычно представляется - есть учитель, который дает ученикам материал. На уровне обыденного языка здесь существует абсолютно неверная схема, Получается, что субъект, тот, кто познает, он пассивен. А учитель, который всего лишь помощник - активен. В этом смысле ученик болььше поход на коробку от телевизора, в которую учитель запихивает знания. И это максимально неверно, то есть то, что знания впихивают в человека - это на самом деле не так.

Хотя и в философии - это позиция господствовала большое количство времени. Есть субъект - познающий, есть внещний мир - и он отражается в органах чувств. Задача адекватно это вопринять. Идея, в которой говорится, что внешний мир пораждает знания. Познавательная активность - это в первую очередь активность внешнего мира

НО познающим, активным, действующим лицом является субъект. Тот, кто познает.

Что мы знаем о процессе познания?

1) Это вид деятельности (пример с человеком и книгой).

2) Это активность,и анправленная во вне.

3) Это вид деятельности, который исторически, культурно или политически всегда обусловлен.

То есть человек находится в какой-то историческое ткани, в историческом бытии. классическая познавательная схема - это субъектно-объектная схема.

Понятно, что субъект не существует просто как набор познавательных способностей. Что объект не существует независимо и сильно объективно. Понятно, что понятие объекта во многом конструируется деятельностью субъекта, создается им.

Откуда мы берем знания?

Платон говорил, что истинное познание лежит в мире идей. Для этого нам не нужен чувственный мир. А Аристотель говоирт, что истинное познание можно получить только на основе самих вещей, которые существуют в мире.

Слово «метод» переводится с греческого языка как «путь», «способ». Под методом науки понимают средства, способы исследования.

Рефлексивный метод – метод самоанализа. В процессе рефлекторной деятельности мышления анализируется не объективная реальность как таковая, а то, как она отображается, какой вид принимает в собственном внутреннем мире субъекта, какие порождает противоречия и состояния в его сознании.

Диалектический метод – метод философского исследования, при котором вещи, явления рассматриваются гибко, критически, последовательно, с учетом их внутренних противоречий, изменений, развития, причин и следствий, единства и борьбы противоположностей.

Слово «диалектика» – в Древней Греции означало искусство вести беседу, аргументировать свою точку зрения. Это учение о противоречивости всего существующего и о возможности разрешения противоречий в жизни и в мысли.

Зенон Элейский: диалектика – методическое опровержение доводов оппонента методом «от противного».

Феноменологический метод – один из самых утонченных инструментов философских исследований. Он создан Э. Гуссерлем (1859-1938) и получил развитие в работах М. Хайдеггера, М. Шелера, Ж.-П. Сартра и у таких русских мыслителей, как Л. Карсавин, С. Франк, И. Ильин, Г. Шпет и др.

Гуссерль стремился выйти к безусловным, самоочевидным первоначалам всякого знания, к его чистым структурам. Феноменологический метод помогает перейти от дуализма физической и метафизической реальностей к монистическому взгляду на бытие.

Герменевтический метод – совокупность познавательных средств, которыми оперирует герменевтика, получившая свое название от древнегреческого бога Гермеса, истолковывающего людям глубинные смыслы поведения богов. Герменевтика исследует практику постижения и истолкования разнообразных смыслов, содержащихся в письменной и устной речи, в знаках и символах, в суждениях о должном и сущем. Ее основателем считается немецкий мыслитель Ф. Шлейермахер (1768-1834), видевший в герменевтике универсальный метод всех гуманитарных дисциплин. В данном методе главным является вопрос о том, как возможно понимание смыслов сущего и должного и каковы пределы свободы в толковании, интерпретации текстов и устной речи.

Софисты: диалектика – опровержение доводов противника как самоцель.

Сократ: диалектика – искусство диалога, направленное на достижение истины путем столкновения различных мнений. По Сократу, диалектика как метод состоит из иронии и майевтики. Ирония состоит в том, что обмен мнениями сначала дает негативный результат: «Я знаю, что я ничего не знаю». Но постепенно через перебор мнений рождаются новые мысли.

Майевтика – прием, способствующий рождению мысли, понятия (искусство правильно задавать вопросы, подводить оппонента к истине, но не навязывать ему свою точку зрения).

Платон: диалектика – процесс разделения понятий на виды и связывание их в более общие понятия – роды.

Гегель расширил понятие диалектики, вывел ее за рамки движения человеческой мысли. Гегель видел мир в развитии. Развитие происходит через взаимодействие противоположностей. Марксизм создал учение о материалистической диалектике. Носитель диалектики – материя.

В современных условиях практически отсутствует понимание ее как учения о развитии. Доминирует представление о диалектике как форме осмысления полярностей, противоположностей, пронизывающих нашу жизнь, познание, историю.

Человеческое сознание имеет две ипостаси – опытную (эмпирическое «эго») и до-опытную (трансцендентальное «эго»). Эмпирическое «эго» восприимчиво к отдельным фактам, погружено в мир явлений, частностей.

Трансцендентальное «эго» пребывает вне времени. Его содержание – предсознание (чистые эйдосы), в которых сосредоточено то необходимое и всеобщее, что имеется во всех конкретных вещах и фактах. Через интуицию человек приникает в смыслы эйдосов.

Феноменология разработала сложную систему способов погружения в содержание индивидуального «Я» («Эго») и поиска в нем безусловных форм, которые предшествуют человеческим представлениям о должном и нравственности.

Феноменология перемещает доминанту нормативности из внешнего, трансцендентного мира во внутренний, трансцендентальный. В результате человек предстает не как марионетка высших сил, а как самозаконодательствующий субъект, несущий в самом себе необходимые предпосылки для цивилизованного существования.