17 июня 2005 года из Калининградского рыбного порта «Крузенштерн» вышел в свою вторую кругосветную экспедицию. Она была посвящена: 60-летию Победы в Великой Отечественной войне, 200-летию окончания первого русского кругосветного плавания под руководством И.Ф. Крузенштерна и Ю.Ф. Лисянского, 80-летию самого барка и 10-летию первой кругосветной экспедиции «Крузенштерна».
Вернулся «Крузенштерн» в Калининградский рыбный порт 14 августа 2006 года, спустя 14 месяцев. За бортом осталось 45,77 тысяч морских миль, 21 зарубежный порт, в которых проведены 121 сутки. А всего плавание продлилось 425 суток.
После 8 месяцев ремонта "Крузенштерн" начал учебные рейсы.
Барк «Крузенштерн» ежегодно совершает, как правило, 3 учебных рейса по разным маршрутам. Навигация начинается обычно в марте-апреле, а осенью парусник возвращается в Калининград, чтобы в течение осени-зимы пройти необходимые ремонты или докование.
30 апреля 2007 года барк вышел в небольшой рейс по Балтике – от Калининграда до Гамбурга, с заходом в Гдыню – и назад, в Калининград.
В этом рейсе был организован курсантский обмен с учебным судном Академии Морской в Щецине – «Навигатор XXI» (Польша). 10 курсантов с обеих сторон имели возможность сравнить содержание и порядок прохождения учебной морской практики.
Весной 2008-го года барк отправился, как уже стало традицией, на День рождения порта в Гамбург (7 мая). Вёл в Северное море барк капитан О.К. Седов. Этот короткий рейс стал последним для него.
Олег Константинович Седов (1956 - 2009). Выпускник Калининградского высшего инженерного морского училища - КВИМУ (1982 год). Заслуженный мастер спорта по парусному спорту. Кандидат географических наук - океанология. Автор многих публикаций, посвященных мореплаванию и путешествиям. С 1982 года начал работать на Учебном парусном судне "Крузенштерн". В 1995 году, пройдя всю судовую "служебную лестницу", стал капитаном "Крузенштерна".
С июня 2008 до 2014 года капитаном барка был воспитанник школы Г.В. Коломенского – Михаил Вячеславович Новиков. В 1992 году он окончил Балтийскую государственную академию рыбопромыслового флота - БГАРФ (до 1991 года КВИМУ), по специальности «судовождение на морских путях». После окончания вуза начал трудовую деятельность на УПС «Крузенштерн» матросом. Прошёл на паруснике все офицерские должности. Участвовал в двух кругосветных плаваниях барка: в 1995–1996 гг. и 2005–2006 гг.
1-го июня начался второй рейс: поход на Кильскую неделю (Германия), плавание вокруг Дании в Брест и Дуарнене (Франция), Варнемюнде (под Ростоком) на фестиваль “Hanse Sail 2008” (Германия).
12 сентября парусник отшвартовался в Светлом.
Для съёмок мелодрамы «Пассажирка», по одноимённому рассказу Станюковича, на борту "Крузенштерна" график рейсов кроить не пришлось. Осенний рейс с заходом на Канарские острова начали со съёмочной группой на борту. Порты заходов были тоже привычные – Бремерхафен (Германия), Сантандер (Испания), Варнемюнде (Германия).
Для того, чтобы перестроить парусник в клипер «Смелый», пришлось прятать всё современное оборудование и крепить декорации. На период съёмок команда и курсанты, переодетые в форму русских моряков 19 века, превратились в статистов.
Уже 1-го декабря барк был в Светлом.
Во время зимнего ремонта на Светловском судоремонтном заводе на верхней палубе, в помещении учебного класса, была обустроена походная православная часовня.
Также был установлен новый парадный трап особой конструкции, заказанный по специальному техническому заданию у немецкого предприятия. Посещение большого количества портов, с не всегда удобными для большого «Крузенштерна» причалами, требовали такого трапа, который мог, оставаясь безопасным, быть подвешенным вдоль борта.
Правительство Российской Федерации 1 декабря 2008 года приняло распоряжение № 1777-р «Об организации и проведении в 2009-2010 годах Международной трансатлантической экспедиции учебного парусного судна «Крузенштерн».
19 апреля 2009 года в Калининграде торжественно проводили парусник в рейс. На церемонии присутствовали официальные лица - руководители отрасли и Калининграда, представители Министерства иностранных дел.
Плавание, состоящее из двух этапов, было посвящено сразу нескольким памятным датам: 65-летию Победы в Великой Отечественной войне 1941-1945 годов, 90-летию образованию рыбной промышленности России и 60-летию первой российской сельдяной экспедиции в Атлантическом океане (в 1948 году состоялся первый выход калининградских рыбаков на лов сельди к берегам Исландии).
На первом этапе экспедиции с 30 апреля по 20 июля 2009 года "Крузенштерн" участвовал в Международной трансатлантической регате «Tall Ship Atlantic Challenge-2009» (Вызов Атлантики-2009»), стартовавшей из испанского Виго 3 мая.
Во время стоянки в порту Виго с 30 апреля по 3 мая «Крузенштерн» был открыт для посещения гостями и жителями города, которые воспользовались возможностью побывать на паруснике: пройтись по палубам, ознакомиться с судовым музеем и фотовыставками.
Экипаж барка принял участие в параде участников регаты в Виго. Курсанты совершили экскурсии по городу.
В регате участвовали 22 судна из 15 стран мира, которые 9 мая завершили первый этап регаты в Санта-Круз-де-Тенерифе. «Крузенштерн» в регате продемонстрировал свои быстроходные качества и слаженную работу экипажа и курсантов. Он занял второе место, и был отмечен специальным призом за обеспечение связи между судами.
Во время первого этапа Международной трансатлантической экспедиции на борту судна проходили практику 115 курсантов из Балтийской государственной академии рыбопромыслового флота, Калининградского, Санкт-Петербургского и Волжско-Каспийского (Астрахань) морских рыбопромышленных колледжей, студенты Астраханского государственного технического университета и 10 юнг Морской Молодежной лиги.
9 мая на борту «Крузенштерна» состоялись торжественные мероприятия, посвященные празднованию 64-й годовщины Победы в Великой Отечественной войне.
В полдень курсанты в парадной форме, руководители практики и члены экипажа судна были построены на палубе. Был торжественно поднят большой Государственный флаг Российской Федерации, который поднимается только по большим праздникам. Экипаж «Крузенштерна» и курсантов с праздником поздравили капитан Михаил Новиков и ректор БГАРФ Владимир Волкогон.
В море опущены цветы в память о погибших в войне.
В помещениях барка была развернута экспозиция материалов о войне, включая копии газет 1945 года с сообщением о победе, плакаты периода войны.
В памятных мероприятиях участвовали и иностранные практиканты на «Крузенштерне», в том числе испанцы, португальцы и представители Бермудских островов.
Вечером состоялся концерт курсантов, исполнивших песни военных лет.
На 16-й день 2-го этапа от Санта‑Крус-де-Тенерифе до порта Гамильтон (Бермудские острова, Великобритания) оргкомитет регаты постановил прекратить гонку. Причина — штиль.
Маршрут трансатлантического перехода проходил через «конские» широты, плачевно известные своим безветрием. Название закрепилось за этими местами ещё в те времена, когда перевозившие лошадей из Европы в Америку корабли часто попадали в такие безветренные ловушки. В конце четвертой недели, когда заканчивался корм для лошадей, от драгоценного груза приходилось избавляться. Их выбрасывали за борт. По подсчётам экспертов, на глубине 3-4 км покоятся более 25 тыс. лошадей.
Победителем объявлена британская шхуна Jolie Brise. На втором месте голландская Tecla, от которой «Крузенштерн» отделяли 15 миль.
Спасательный плот без людей обнаружил экипаж российского барка «Крузенштерн» в Саргассовом море, в районе «Бермудского треугольника», в 475 морских милях (около 900 км) к востоку от Бермудских островов. Парусник следовал под машинной со скоростью 8 узлов. Погода была ясной, температура воздуха +29°C, воды +28°C.
«Впередсмотрящий курсант обнаружил 7 июня в море плавающий объект примерно в одной миле (1,8 км). "Крузенштерн" лёг в дрейф в двух кабельтовых (около 370 м) от находки Дежурная шлюпка подошла к объекту, оказалось, что это спасательной плот большой вместимости (25 человек), людей на борту не обнаружено.
Плот был отбуксирован и поднят на палубу. Было видно, что он дрейфовал в море не одну неделю. На плоту H 626107 02 иностранного производства обнаружена аварийная батарейка английского производства со сроком годности до 2013 года, лампа освещения, нож и пустой баллон для сжатого воздуха американского производства.
Плот разложили на шлюпочной палубе для просушки. А команда вернулась к своим занятиям: запланированной покраске правого борта с беседок», - сообщение капитана «Крузенштерна» М.В. Новикова.
https://ria.ru/20090608/173711592.html
Сообщение о находке было отправлено с борта «Крузенштерна» в спасательно-координационный центр на Бермудских островах.
На этапе от Бермудских островов до Чарльстона (США) от сильного порыва ветра на "Крузенштерне" сломалась мачта, и барк сошёл с дистанции 3-го этапа международной регаты.
«16 июня в 05:00 утра судового времени во время дождевого заряда и внезапного ветрового шквала силой до 16 м/с часть парусного вооружения фок-мачты получила повреждение и вышла из строя. Силами палубной команды срезали все косые паруса на бушприте, подкрепили оборванные и ослабленные снасти и продолжали движение под парусами», - сообщение капитана Михаила Новикова.
«Экипаж доложил в комитет гонки о происшедшем. Капитан сообщил о намерении следовать в ближайший порт для демонтажа вышедшего из строя парусного вооружения и возможного его ремонта.
В настоящее время барк «под машинами, идёт в порт Чарльстон (США)». Безопасности судна ничего не угрожает, на борту пострадавших нет. Экипаж и курсанты работают по обычному судовому распорядку», - рассказала пресс-секретарь УПС «Крузенштерн».
https://www.korabel.ru/news/comments/parusnik_kruzenshtern_soshel_s_distantsii_tretego_etapa_mezhdunarodnoy_regati_tall_ships_atlantic_challenge-2009_v_svyazi_s_polomkoy.html
Когда судно участвовало в гонке от Бермудских островов до США, ночью ударил такой сильный шквал, что у нас сломало мачту. До дома далеко, до Америки - ближе. Что делать, когда 16 тонн железа повисли на снастях? Решили зайти в Америку - отпилить полмачты и продолжить маршрут, а ремонтироваться уже в России. Экипаж сработал оперативно: отрезали и разоружили мачту, вовремя появились на открытии фестиваля. Все наши обязательства перед американцами по поводу проведения мероприятия выполнили. Никто и не заметил, что у нас что-то случилось.
Интервью капитана "Крузенштерна" М.В. Новикова. https://klg.aif.ru/society/pod_parusom_kapitan_kruzenshterna_-_o_kaprizah_stihii_i_sudovyh_tradiciyah?ysclid=ll4rbvqeyh314366621
С мая по июль в рамках регаты «Tall Ships Atlantic Challenge 2009» парусник посетил порты: Виго и Санта-Круз-де-Тенерифе (Испания), Гамильтон (Бермудские острова, Великобритания), восточного побережья США (Чарлстон и Бостон), а также канадские (Галифакс и Сент-Джонс).
В порту Чарлстона (Charleston) решили вопросы с необходимым ремонтом мачты и парусов. Пришлось срезать сломанную часть мачты и продолжать участие в соревнованиях в неполном снаряжении. Там же 24 июня в отметили 83-летие барка.
Экипаж и курсанты приняли участие во всех мероприятиях регаты в этом порту, участвовали в параде 26 июня. На церемонии вручения призов, за прошедший этап гонки, капитану российского барка вручили приз за самый уникальный старт. После выстрела из пушки, возвещающего об открытии стартовой линии, суда могут пересекать эту линию в течение 15 минут. "Крузенштерн" пересек её через 7 минут 31 секунду,
В Чарлстоне на "Крузенштерн" прибыл священник Александр Пермяков.
Когда я прибыл в Чарлстон, уже темнело. На такси приехал к пирсу и неожиданно попал... на маскарад. Я шёл со своим багажом на судно, а вокруг меня хохотали и пили пиво разные пираты, конкистадоры. Вообще, жители Чарлстона — настоящие эпикурейцы, ведущие лёгкую и весёлую жизнь. Они очень любят болтаться по городу в разных старинных нарядах с бутылочкой пива. Самыми популярными костюмами здесь являются пиратские и серая форма южных штатов времён гражданской войны.
Дневник идеального романтика, или как я служил на «Крузенштерне» https://pravoslavie.ru/37981.html
Я отправился в Чарлстон знакомиться с достопримечательностями. Город в буквальном смысле утопает в цветах, здесь очень много садов и парков. И в то же время среди местной молодежи Чарлстон получил неофициальное прозвище «приют маньяков»: в городе немало заброшенных домов, которые идеально подошли бы для съёмок какого-нибудь фильма ужасов.
Жители Чарлстона почти никогда не говорят о политике. Именно здесь из года в год фиксировалась самая низкая явка избирателей во время президентских выборов. «Новости и современные технологии доходят в Чарлстон с полувековым опозданием», — шутят жители. С этим утверждением трудно не согласиться, ведь многие чарлстонцы до сих пор в качестве средства передвижения используют конные подводы. Человек, приехавший в магазин за покупками на лошади, — явление привычное.
Дневник идеального романтика, или как я служил на «Крузенштерне» https://pravoslavie.ru/37981.html
29 июня стартовал 4-й этап регаты из Чарлстона в Бостон.
3 июля "Крузенштерн" зашёл в порт Нью-Бедфорд (New Bedford) — штат Массачусетс, округ Бристоль, в 82 км к югу от Бостона на берегу залива Баззардс-Бэй. Здесь находится Массачусетская морская академия.
На борт барка поднялся заместитель ректора академии капитан Томас Буше. Он поблагодарил руководство БГАРФ за организацию этого визита. В свою очередь, капитан «Крузенштерна» Михаил Новиков отметил, что дружба между двумя учебными заведениями началась во время первого визита «Крузенштерна» в 2000 году. https://ria.ru/20090709/176802674.html
По приглашению руководства Морской академии экипаж и курсанты «Крузенштерна» приняли 4 июля участие в параде в День независимости США в Нью-Бедфорде.
Колонну «Крузенштерна» возглавляли преподаватели Массачусетской морской академии. Следом шли капитан «Крузенштерна» и весь командный состав барка. Юнги несли огромный государственный флаг России, за ними шагали члены палубной команды и курсанты. Замыкали колонну члены экипажа и иностранные практиканты.
Дневник идеального романтика, или как я служил на «Крузенштерне» https://pravoslavie.ru/37981.html
За нами на некотором отдалении ехала машина с металлистами в цепях, которые играли на электрогитарах и пели о том, как они любят Америку. Следом катился армейский грузовик, замаскированный под пиратскую шхуну.
Видя русских моряков, американцы кричали: «Russia — forever! Спасибо!» Несколько курсантов «Крузенштерна» в русской национальной одежде демонстрировали акробатические номера впереди колонны.
В центре города «пиратская шхуна» догнала нашу колонну. Российские курсанты поднялись на «борт», чтобы сфотографироваться с «корсарами». И тут начинается импровизация. Пираты нападают на наших моряков, чтобы взять их в плен, но наши — крепкие ребята: голыми руками бросают пиратов «за борт»... А когда приехала полиция, мы сказали, что передаем захваченную нами пиратскую шхуну Соединенным Штатам в качестве гуманитарной антикризисной помощи в честь Дня независимости США.
Дневник идеального романтика, или как я служил на «Крузенштерне» https://pravoslavie.ru/37981.html
Утром 6 июля барк взял курс на Бостон.
8 июля "Крузенштерн" прибыл в Бостон, победив в 4 этапе
международной парусной регаты Tall Ships Atlantic Challenge - 2009. Здесь прошёл «Парад парусов», посвященном открытию фестиваля Sail Boston 2009.
Вечером на борту судна состоялся приём, на котором присутствовали представители организационного комитета фестиваля во главе с его руководителем Бертом Роджерсом. Для гостей барка была проведена экскурсия по судну, с посещением музея и выставок.
В рамках фестиваля Sail Boston 2009 экипажи парусников приняли участие в спортивных состязаниях, прошли также дружеские встречи экипажей и концерты на открытых площадках. Курсанты познакомились с городом, посетили музеи и выставки.
В Бостоне я на время простился с «Крузенштерном» и улетел в Москву. Только позже, в конце августа снова сел на корабль в немецком Бремерхафене и вернулся под парусами в родной Калининград в начале сентября.
Дневник идеального романтика, или как я служил на «Крузенштерне» https://pravoslavie.ru/37981.html
После 5 дней стоянки начался 5-й этап регаты от Бостона до канадского Галифакса.
Как и в предыдущих городах, в Галифаксе (Канада) «Крузенштерн» был в центре внимания организаторов и многочисленных посетителей морского фестиваля. За время стоянки в порту судно посетило более 8,5 тысяч человек.
Курсанты с "Крузенштерна" посетили американский парусник "Unicorn" (Сент-Люсия), корабль Джека Воробья с 2003 года в фильмах «Пираты Карибского моря».
Группа курсантов и юнг Морской молодежной лиги приняла участие в возложении цветов к мемориалу погибшим канадским офицерам, обеспечивающим в годы Второй мировой войны безопасность морских конвоев в Россию.
В спортивных соревнованиях экипажей, участников регаты, курсанты с «Крузенштерна» показали неплохие результаты: заняли первое место в комбинированной спортивной эстафете и второе место в соревнованиях по спортивному ориентированию в городе.
Экипаж барка в Галифаксе принял участие в традиционном параде, покорив публику строевой подготовкой, а также элементами акробатики.
Из канадского Сент-Джонса "Крузенштерн" взял курс на Рейкьявик (Исландия).
Барк посетил промысловые районы в Северо-западной Атлантике, где вели лов рыбы суда России, Испании, Норвегии, Литвы.
Благодаря договоренности с представителем Росрыболовства в Канаде Тимуром Таировым, "Крузенштерн" в районе Ньюфаундленской банки встретил российский траулер "Melkart-2" (Мурманск). Он вёл лов палтуса в районе 47° с.ш., за пределами 200-мильной зоны Канады.
Суда прошли параллельными курсами во время траления "Melkart-2". С борта "Крузенштерна" курсанты наблюдали за этим.
С экскурсией на борт рыболовного траулера на дежурных шлюпках переправили несколько членов постоянного экипажа, которые работали на промысловых судах, и курсантов судоводительского и судомеханического факультетов БГАРФ. Специально для них была произведена выборка трала. Улов составил около 4 тонн палтуса. Затем капитан судна лично провёл гостей по судну и показал весь процесс обработки рыбы.
Курсанты посетили навигационную рубку, машинное отделение, ознакомились с процессом организации несения вахт на промысловом судне, увидели действующее поисковое оборудование и современный уровень автоматизации процесса траления.
Рыбаки угостили крузенштерновцев свежей рыбой. А в качестве памятного подарка вручили "комплект рыбообработчика": пару перчаток и ножей для обработки рыбы. Капитану траулера подарили гобелен с изображением "Крузенштерна" на память о встрече.
В другом промысловом районе Северо-западной Атлантики - море Ирмингера, хребет Рейкьянес вели лов окуня несколько российских траулеров. С одним из них - траулером-сейнером морозильным (ТСМ) "Карачарово" (Калининград) - барк прошёл под всеми парусами параллельным курсом, затем лёг в дрейф и пересадил на борт траулера несколько членов экипажа и 10 курсантов.
Курсанты ознакомились с поисковым оборудованием в ходовой рубке, увидели, как в реальности идёт лов рыбы на большой глубине, побывали в машинном и рефрижераторном отделениях. С промысловой рубки курсанты наблюдали процесс выборки трала, организацию этого процесса и последовательность действий. Посетили рыбный цех, увидели полный процесс обработки рыбы - от момента выгрузки в бункера до укладки коробов в трюме. Улов составил около 30 тонн. По традиции рыбаки угостили гостей флотским обедом - ухой из свежайшей морской рыбы.
За день прибытия парусника в район промысла капитан калининградского траулера Игорь Галайко отметил своё 50-летие. Крузенштерновцы поздравили юбиляра, вручив ему памятный подарок - гобелен с изображением "Крузенштерна". Он 25 лет назад на "Крузенштерне" проходил практику. А сейчас среди курсантов БГАРФ на барке был его младший сын - Антон, капитан встретился с сыном вдали от дома.
6 августа "Крузенштерн" зашёл в порт Рейкьявика.
Корабль посетил посол России в Исландии В.И. Татаринцев, а также сотрудники посольства и члены их семей.
Парусник был открыт для посещения всеми желающими. Многие жители Рейкьявика и гости города воспользовались возможностью ознакомиться с устройством "Крузенштерна", осмотреть ряд выставок, имевшихся на борту, а также приобрести памятные сувениры с символикой корабля. Во время четырёхдневной стоянки, несмотря на плохую погоду, на борту барка побывало около 2500 посетителей.
Заход "Крузенштерна" вызвал интерес у исландской общественности. Этому событию был посвящен новостной сюжет на Втором канале исландского телевидения.
Для экипажа барка и курсантов были организованы экскурсии по историческим и заповедным местам Исландии. Они посетили водопады, риолитовые горы, фьорды, долину гейзеров, "Голубую лагуну" - место традиционного отдыха исландцев.
9 августа настоятель Свято-Николаевского прихода РПЦ в Рейкьявике о.Тимофей (Золотуский) совершил богослужение на борту судна для членов экипажа и курсантов.
Командование корабля выразило благодарность посольству России в Исландии за оказанное содействие в осуществлении захода в порт.
9 августа барк вышел из порта Рейкьявика и взял курс к берегам Европы.
В Атлантике барк попал в сильнейший шторм - рвались паруса, палубу заливало, крен был до 25 градусов. Экипаж парусника преодолел это испытание.
После пересечения Атлантики "Крузенштерн" зашёл в порты Дельфзейл (Нидерланды) и Бремерхафен (Германия).
Перед возвращением в Калининград, в память о погибших моряках-балтийцах, на воды Балтики были опущены цветы. На следующий день, 3 сентября, – швартовка в родном порту.
За 148 дней первого этапа экспедиции – с 19 апреля по 4 сентября 2009 г. – было пройдено 12 685 морских миль, из них более 6 тысяч были пройдены под парусами. Судно находилось в море 104 суток, в портах – 44 суток. За это время барк посетил 12 портов 7 стран: Испании, Бермудских островов (заморская территория Великобритании), США, Канады, Исландии, Нидерландов и Германии, совершил трансатлантический переход.
Российский барк смог занять второе место в своём классе в регате «Tall Ships Atlantic Challenge 2009».
Второй этап экспедиции должен был начаться 25 сентября, но ремонт фок-мачты, сломанной шквалом у берегов Северной Америки, задержал парусник в порту. Ремонтировали барк на заводе "Янтарь" в Калининграде.
Всю стоимость ремонта компенсировали за счёт страховки. "Крузенштерн" был застрахован страховой компанией "Альфа-Страхование" - она оплатила всю сумму. Страховое возмещение составило около 10 миллионов рублей.
1 декабря 2009 года в Калининграде состоялись торжественные проводы барка "Крузенштерн" во второй этап Международной трансатлантической экспедиции.
120 курсантов БГАРФ, Калининградского, Санкт-Петербургского и Волжско-Каспийского (Астрахань) рыбопромышленных колледжей проходили практику на борту парусника.
После выхода из Калининграда Балтика встретила «Крузенштерн» ледяным ветром, дождём и качкой.
В первый день плавания незначительное 3-балльное волнение моря уложило на койки почти половину курсантов. Наряду с раздававшим таблетки доктором, курсантов лечил и старший помощник капитана по учебной работе. Труд на морском воздухе и солёные брызги оказались самыми лучшими средством от качки.
Как всегда в начале практики курсанты приступили к обучению по специальной 10-дневной программе первоначальной парусной подготовки. Они должны освоить работу с парусами.
На втором этапе Международной трансатлантической экспедиции на борту «Крузенштерна» проходили практику 6 девушек, обучавшихся на радиотехническом факультете БГАРФ.
Во втором этапе экспедиции первый заход был в бельгийский порт Зебрюгге, с 6 по 10 декабря.
Вместе с руководством порта Зеебрюгге на борт прибыл сам Святой Николаус - рождественские праздники в Европе начинаются 6 декабря, в день этого покровителя путешественников.
Курсанты познакомились с работой порта, местной рыбной биржи, осмотрели морской музей в городе Брюгге.
Ректор БГА Владимир Волкогон, капитан судна Михаил Новиков и начальник управления мореплавания академии Николай Палецкий посетили морскую академию в Антверпене. Была достигнута договорённость об обмене курсантами, преподавателями и проведении совместной морской практики на «Крузенштерне».
До Канарских островов погода не баловала, и только 19 декабря барк причалил в Санта-Круз-де-Тенерифе (Испания).
К стоянке судна была приурочена презентация и первый показ за рубежом кинофильма Станислава Говорухина «Пассажирка», отснятого на "Крузенштерне" осенью 2008 года. Первыми зрителями фильма стали жители города Ла-Оротава, в акватории которого проводились съёмки.
Премьера фильма в России состоялась 5 ноября 2009 года.
Но ни сюжет, ни съёмки на борту «Крузенштерна», не сделали «Пассажирку» успешной, в прокат фильм вышел 2009 году.
"Пассажирка", 2009 год. Режиссер: Станислав Говорухин. В ролях: Анна Горшкова, Алексей Коряков, Ирина Пегова и др. По одноименному рассказу Константина Станюковича.
1882 год, российский клипер «Смелый» следует по маршруту Сан-Франциско — Гонконг. В американском порту русский консул просит взять на корабль пассажирку — молодую вдову Веру Сергеевну Кларк и её служанку Аннушку, возвращающихся на родину. Опытная и здравомыслящая Вера Сергеевна понимает, что бурные эмоции моряков — это всего лишь результат длительного отсутствия у них личной жизни, и что после того, как она покинет корабль, увлечение быстро забудется. Тем не менее, обольстительная пассажирка позволяет своему флирту с мичманом Цветковым зайти достаточно далеко.
Википедия
Все дни пребывания в порту Санта-Круз-де-Тенерифе "Крузенштерн" был открыт для посещения фотовыставок, посвященных 60-летию победы советского народа в Великой Отечественной войне и 90-летию рыбопромысловой отрасли России.
Прошёл товарищеский футбольный матч с командой порта - победительницей любительского чемпионата острова Тенерифе 2009 года - команда "Крузенштерна" сначала проигрывала, но в заключительные минуты сравняла счёт. Матч завершился вничью - 3:3.
Экипаж и курсанты побывали на экскурсии по острову и увидели такие известные достопримечательности, как Лора-Парк (зоопарк с самой большой в мире коллекцией попугаев, гигантский аквариум и дельфинарий), вулкан Тейде - Национальный парк Тейде (Parque Nacional del Teide) внесён в список объектов Всемирного наследия ЮНЕСКО (ландшафт этого места напоминает лунный - здесь снимались многие фильмы: «Миллион лет до нашей эры», «Битва Титанов», «Гнев Титанов» и др.).
По приглашению представителей мэрии города 25 декабря капитан «Крузенштерна» Михаил Новиков и группа курсантов присутствовали на рождественском концерте симфонического оркестра Тенерифе под управлением российского дирижера Дмитрия Ситковецкого. В течение полутора часов на набережной звучала рождественская музыка европейских композиторов и испанские песни.
Ректор БГАРФ Владимир Волкогон привёз курсантам новогодние подарки, а членам экипажа награды. В честь этого события курсанты организовали концерт.
Вышел барк из порта Санта-Круз-де Тенерифе 26 декабря и взял курс на Панаму. Новый год "Крузенштерн" встретил уже в Атлантике.
Переход через Атлантику от Канарских островов к берегам Центральной Америки "Крузенштерн" совершил в течение 3 недель.
Во время стоянки в порту Колон (Панама) с 16 по 18 января 2010 года на борту барка принимали многочисленных посетителей, для них на палубах были развернуты фотовыставки.
На пути в олимпийский Ванкувер барк впервые прошёл через Панамский канал.
У офицеров судна и команды не было навигационной практики прохождения канала. Поэтому основная подготовка заключалась в теоретическом изучении режима и лоции канала. Кроме того, команда отрабатывала прохождение узких мест.
Интервью капитана "Крузенштерна" М. В. Новикова РИА Новости https://ria.ru/20100204/207682293.html
Чтобы избежать нештатных ситуаций, проводка судов осуществляется лоцманской службой канала. Среднее время прохода по каналу — 9 часов, минимальное — 4 часа 10 минут. Мы уложились в средние показатели.
Часть пути по фарватеру мы шли своим ходом и, конечно же, только под двигателями. Но перед заходами в шлюзы нас брали на буксир четыре электровоза и тянули как бурлаки – здесь их называют «мулами». В этот момент в управлении судном были, как никогда, важны точность и безопасность.
Интервью капитана "Крузенштерна" М. В. Новикова РИА Новости https://ria.ru/20100204/207682293.html
Температура воздуха достигала днём 35°C, а температура, используемой для охлаждения, забортной воды была выше 28°C – это стало испытанием для наших двигателей, даже лоцманы переживали. Но благодаря высокой квалификации механиков за 9 часов беспрерывной работы механизмов никаких сбоев не было!
На всём протяжении Панамский канал пересекают 3 моста. Пройти под мостом перед выходом в Тихий океан – это, поверьте, хорошая примета! Заодно мы еще раз проверили фактическую высоту своих мачт.
Интервью капитана "Крузенштерна" М. В. Новикова РИА Новости
https://ria.ru/20100204/207682293.html
Сразу по выходу в Тихий океан поставили паруса и пошли курсом на север только под парусами. Проход через канал сократил наш путь до Ванкувера почти на 7000 морских миль!
Интервью капитана "Крузенштерна" М. В. Новикова РИА Новости
https://ria.ru/20100204/207682293.html
До Ванкувера: легли в дрейф, организовали купание за бортом в парусе, и вперёдсмотрящий кричит, что черепаха плывёт. Мы её поймали, в шлюпку завалили и привезли в бассейн, где экипаж купался.
Курсанты, конечно, начали кричать: давайте её на суп! Начали на неё залезать, чтобы прокатиться, - мультиков насмотрелись. То один, то вдвоём, то втроем - она начала ластами бить, тонуть. Потом отпустили её - она, как торпеда, выпрыгнула из бассейна и уплыла.
Интервью капитана М.В. Новикова. https://iz.ru/news/361521
Барк "Крузенштерн" представлял Россию в Ванкувере (Канада) во время Олимпиады в феврале 2010 года. С 10 февраля 18 дней барк стоял в порту Ванкувера. Курсанты и экипаж получили возможность не только посмотреть город, но и сходить на соревнования поболеть за наших олимпийцев. Экипаж «Крузенштерна» стал одной из самых организованных групп поддержки сборной России.
Во время стоянки в Ванкувере "Крузенштерн" был открыт для свободного посещения. Жители и гости города смогли осмотреть оснащение барка, а также фотовыставки и музейную экспозицию, рассказывающую о его славной истории и современных победах на многочисленных регатах. Курсанты подготовили для гостей и разнообразную концертную программу.
«Крузенштерн» был своеобразным филиалом «Русского дома». За 18 дней на его борту побывало более 7,5 тысяч человек! Для посетителей было открыто почти всё – судовой музей, ходовой мостик, курсантские кубрики. На палубе были развернуты выставки, посвященные 65-летию Победы в Великой Отечественной войне и 90-летию рыбопромысловой отрасли России.
Курсанты не раз выступали прямо на палубе с настоящей концертной программой: матросский танец «Яблочко» и кавказская лезгинка, брейк-данс и «Калинка» быстро заводили гостей! Настоящим сюрпризом для канадцев стала «фирменная» песня «Паруса «Крузенштерна» – её слова ребята специально перевели к Олимпиаде на английский.
Интервью РИА Новости ректора БГАРФ Владимира Волкогона. https://ria.ru/20100315/214451125.html
Среди многочисленных гостей были мэры Северного и Западного Ванкувера. Наш барк пришвартовался у старого причала, откуда и начиналась история Ванкувера – теперь эта часть мегаполиса называется Северный Ванкувер. А прямо через залив, буквально в полукилометре, современные небоскребы нового Ванкувера – эта часть города называется Западный Ванкувер.
Посетили «Крузенштерн» и руководители российской делегации на Олимпиаде.
Самой долгожданной для экипажа была встреча с нашими лыжниками Никитой Крюковым и Александром Панжинским, завоевавшими для нашей сборной первое «золото» и «серебро» в лыжном спринте на 1500 метров.
Интервью РИА Новости ректора БГАРФ Владимира Волкогона. https://ria.ru/20100315/214451125.html
Не все мероприятия были приурочены к Олимпиаде. Были встречи с коллегами из местной «мореходки». Не забыли и про масленицу – а какая же масленица без домашних блинов! Их доставили на корабль представители многочисленной русской диаспоры Ванкувера. Блины, по словам курсантов, получились изумительные: сделаны по всем русским традициям и с канадской «изюминкой» – кленовым сиропом.
Интервью РИА Новости ректора БГАРФ Владимира Волкогона. https://ria.ru/20100315/214451125.html
По приглашению вице-премьера Дмитрия Козака в официальной церемонии закрытия Олимпиады в Ванкувере и передачи флага зимней Олимпиады российскому Сочи приняли участие ректор БГАРФ Владимир Волкогон и капитан "Крузенштерна" Михаил Новиков.
В заключительной церемонии на сцене Русского дома в Ванкувере официальный флаг зимней Олимпиады передали курсантам БГАРФ. Курсанты стояли в почётном карауле у флага. Флаг привезли на борт "Крузенштерна", и первый отрезок долгого пути к Сочи он преодолел на барке до Мексики.
Во время стоянки в Ванкувере 111 курсантов с "Крузенштерна" отважно выстроились на знаменитом висячем мосту Капилано и попали в Книгу рекордов Гиннеса. Предыдущий рекорд был установлен в 1955 году, тогда на подвесном мосту сфотографировались 104 канадских курсанта.
Подвесной мост Капилано (Capilano Suspension Bridge) построен в каньоне над рекой Капилано в округе Северный Ванкувер (провинция Британская Колумбия в Канаде). Он имеет длину 140 метров, высота над рекой - 70 метров. Если день выдался ветреным, и народу на этом мосту достаточно много, он начинает раскачиваться. Входит в десятку самых посещаемых мест Канады.
Из Ванкувера "Крузенштерн" взял курс в Акапулько (Мексика). Все 15 дней флаг зимней Олимпиады хранился в музее барка. Из Акапулько его доставили в Мехико. А затем российский самолёт доставил флаг в Москву.
Дальше снова через Панамский канал барк направился в Венесуэлу.
1 апреля 2010 года "Крузенштерн" прибыл в венесуэльский порт Ла-Гуйара в 30 км от столицы страны Каракаса, но отделённого от неё горным хребтом. Стоянка продлилась четверо суток, в течение которых команда и курсанты парусного судна посмотрели достопримечательности венесуэльской столицы.
На борту "Крузенштерна" 1 апреля побывали представители российской правительственной делегации во главе с вице-премьером Игорем Сечиным. Руководитель Роскомрыболовства Андрей Крайний показал ему на взмывающий ввысь штандарт и рассказал его историю.
Затем на парусник прибыл вице-президент Венесуэлы Элиас Хауа Милано вместе со всей семьей - женой и двумя дочерьми. Этот визит телевидение Венесуэлы освещало в прямом эфире. Вице-президенту и его семье очень понравились фирменные "крузенштерновские" бейсболки, в которых они и покинули борт судна.
В Венесуэле 2 апреля 2010 года на борту "Крузенштерна" побывали председатель правительства России Владимир Путин и президент Венесуэлы Уго Чавес.
Высоких гостей приветствовал почётный караул курсантов.
Капитан судна М.В.Новиков доложил В.В.Путину о том, что барк «Крузенштерн», следуя по маршруту международной экспедиции, прибыл в порт «Ла Гуайра».
В.В. Путин поприветствовал моряков, а У. Чавес также добавил: «Добро пожаловать!» Узнав у российского Премьер-министра, как можно поприветствовать моряков на русском языке, У. Чавес сказал: «Здравствуйте». http://archive.premier.gov.ru/events/news/10047/
Уго Чавес вручил капитану Михаилу Новикову подарки, которые займут почётное место в судовом музее: копию шпаги национального героя Венесуэлы и всей Латинской Америки Симона Боливара и портрет национального героя Венесуэла, борца за независимость южноамериканских колоний от Испании - капитана Миранда.
Владимир Путин и Уго Чавес посетили судовую часовню, осмотрели фотовыставку, посвященную 65-летию Победы и музей "Крузенштерна".
В завершение ознакомления с судном В.В. Путин и У. Чавес оставили записи в «Книге почетных гостей». «Желаю успехов в деле подготовки российских моряков. Удачного плавания и возвращения домой», - написал в книге Председатель Правительства России. http://archive.premier.gov.ru/events/news/10047/
После посещения "Крузенштерна" официальными лицами барк был открыт для посещения. Приходили в основном семьи военных моряков, работники базы ВМФ, где пришвартовался парусник, школьники. Всего на борту побывало 220 человек, которые смогли осмотреть снасти парусника, музей и развернутые на верхней палубе фотовыставки.
Курсанты провели для гостей экскурсии, рассказали о славной истории корабля, его победах в парусных регатах и своих приключениях в дальнем походе.
Из Венесуэлы "Крузенштерн" взял курс на Гавану (Куба).
Барк прибыл в порт Гаваны 9 апреля. После торжественной церемонии встречи, экипаж судна возложил цветы к мемориалу советскому воину-интернационалисту.
Интерес гаванцев был столь высок, что у входа в порт выстроилась огромная очередь из жителей столицы.
Особый интерес посетителей вызвали размещенные на барке экспозиции, посвященные 50-летию восстановления дипломатических отношений между Кубой и СССР, и 65-летию Победы.
Курсанты, свободные от вахт, знакомились со Старой Гаваной: порт находится в шаговой доступности от основных архитектурных памятников кубинской столицы.
"Крузенштерн" вышел из гаванской бухты 11 апреля под аккомпанемент «девятичасового пушечного выстрела» — ритуала, берущего свое начало в колониальную эпоху: в то время залп одной из пушек служил сигналом к закрытию городских ворот и Гаванской бухты.
Артиллерийский залп производится каждый день в 21:00 в крепости Сан-Карлос-де-ла-Кабанья, расположенной у входа в гаванский порт.
Путь через Атлантический океан парусных судов обычно пролегает мимо Бермуд.
Совместная акция "Крузенштерна" с парусной ассоциацией Бермудских островов была запланирована ещё в январе, Предполагалось совершить совместное плавание российского барка и бермудского учебного шлюпа "Spirit of Bermuda" вдоль восточного побережья острова Гамильтон, но погода внесла свои коррективы.
По причине сильного ветра (12-15 м/с) мы не стали ложиться в дрейф и осуществлять пересадку курсантов, просто 2 часа шли параллельными курсами вдоль побережья острова. На борту бермудского судна находились около 30 практиканток - ровесниц наших курсантов. Девчонки покричали нашим курсантам, наши мальчишки ответили им. Дали традиционных три гудка.
Люди на берегу, следили за нашим прохождением. Местное телевидение снимало нас для репортажа. Председатель Парусной ассоциации Бермудских островов Джон Вадсон выразил нам признательность за эту совместную акцию, направленную на укрепление дружбы людей, любящих море и парусное плавание. Сейчас "Крузенштерн" следует в сторону Азорских островов," - сообщил с борта "Крузенштерна" капитан Михаил Новиков. https://rg.ru/2010/04/19/reg-szapad/bark-anons.html
22 апреля на барке прошёл субботник. Курсанты наводили порядок по всем судовым кладовым.
Обширный циклон в Северной Атлантике внёс свои коррективы в маршрут. Азорские острова барк прошёл севернее, в 250 морских милях (около 460 км) от них, и 29 апреля вышел в пролив Ла-Манш.
9 мая 2010 года, в день 65-й годовщины Победы, "Крузенштерн" вернулся в родной Калининград. Паруса подвязаны, а курсанты по старой флотской традиции встречали родной берег стоя на реях.
В Калининградском морском рыбном порту экипаж и курсантов встречали, кроме родных и близких, руководство Балтийской государственной академии рыболовного флота.
На втором этапе экспедиции, с 1 декабря 2009 г. по 9 мая 2010 г., за 160 суток похода пройдено 21 363 морских мили. В море судно находилось 120 суток, в портах – 40 суток. За этот промежуток времени «Крузенштерн» посетил 9 портов в 7 странах: Бельгии, Испании, Панаме, Канаде, Мексике, Венесуэле и Кубе.
Если вам понравилась моя статья, тогда не забывайте ставить лайк.
В своей статье я использовал материалы Официального сайта барка "Крузенштерн" и другие источники в Интернете.
Подписывайтесь на канал "География для всех" от Сергея Лашманова и узнаете ещё много интересного о современном мире.
Пишите свои комментарии к моей статье.