Найти в Дзене
Грамматика легко

Понятие истины. Проблема критериев истины.

Что есть истина? Под истиной мы часто воспринимает то, что нам кажется правильным, что нам нравится или что-то настоящее. Но в философии, в науке, под истиной понимается нечто другое. Соответсвие слов и действиетльности. Например, указать на предмет, о котором мы говорим, и показать, что он действительно обладает теми свойствами, которые мы ему приписывали в этом высказывании, истинность которого мы хотим установить. Во-первых, когда мы говорим об истинности, мы говорим об истинности высказывания. Истинность - это свойство высказывания. А свойство - это либо соответсвовать, либо не соответствовать действительности. - к этому восходит Аристотель (корреспондентная теория истинности/объективная теория) НО как может высказывание, набор звуков, букв и слов соответсвовать каким-то предметам или нашему восприятию этих предметов? Как происходи это соотношение? Но так как ответа нет, появились другие концепции истины. Трюизм философский звучит так - высказывания могут быть оправданы только друг
изображение сгенерировано ИИ
изображение сгенерировано ИИ

Что есть истина? Под истиной мы часто воспринимает то, что нам кажется правильным, что нам нравится или что-то настоящее. Но в философии, в науке, под истиной понимается нечто другое. Соответсвие слов и действиетльности. Например, указать на предмет, о котором мы говорим, и показать, что он действительно обладает теми свойствами, которые мы ему приписывали в этом высказывании, истинность которого мы хотим установить.

Во-первых, когда мы говорим об истинности, мы говорим об истинности высказывания. Истинность - это свойство высказывания. А свойство - это либо соответсвовать, либо не соответствовать действительности. - к этому восходит Аристотель (корреспондентная теория истинности/объективная теория)

НО как может высказывание, набор звуков, букв и слов соответсвовать каким-то предметам или нашему восприятию этих предметов? Как происходи это соотношение? Но так как ответа нет, появились другие концепции истины.

Трюизм философский звучит так - высказывания могут быть оправданы только другими высказываниями. Это впервые было сформулировано Фризом. Мы можем сопоставить два высказывания и посмотреть соответствует одно другому или нет.

Проблема - как можно поставить знак равенства между объектом, которое занимает место во времени и пространстве, то есть материальным объектом и высказыванием, то есть идеей, которая существует в нашем сознании и носит идеальный характер. Не являются ли эти вещи принципиально несоизмеримыми. ДА не являются.

И появляются другие концепции истины. Например, когирентная концепция истины, которая основана на том простом факете, который мы уже сказали, что высказывание можно сравнивать только с высказыванием. Это значит, что когда мы говорим об истине, мы не говорим о соответсвии высказывания действительности, а мы говорим о согласованности высказывания между собой.

Пуанкаре говорил, что главное качество научной теории - это внутренняя согласованность.

Но когда мы говорим о познании действительности - нас мало может удовлетворить внутренняя согласованность теории. Мы говорим о действительности, о каких-то материальных объектах. Мы бы хотели понимать, согласуется ли наше знание с тем, что мы исследуем?

Прагматисты говорят о том, что сложно говорить об истинности теории, если мы просто сопоставляем ее с действительностью. а будем мы говорить об истине только в том случае, если данная теория дает нам какую-то практическую пользу.

______________________
(альтернативный ответ на вопрос)

Истина – знание, соответствующее своему предмету, совпадающее с ним верное, правильно отражение действительности.

  1. Объективность – первое свойство истины: конечная обусловленность реальной действительностью, опытом, практикой.
  2. Истина – не свойство материальных объектов, а характеристика знаний о них;
  3. Истина субъективна по внутреннему содержанию и форме: её познают люди, выражающие её в субъективных формах (понятиях, законах, теориях и т.п.).

Истина есть процесс, а не некий одноразовый факт постижения объекта сразу.

Абсолютная: полное, исчерпывающее знание о действительности в целом; вечные истины, знание об отдельных сторонах предметов, складываются из суммы относительных в процессе исторического синтеза.

Относительная: выражает изменчивость каждого истинного знания, его углубление, уточнение; старые истины заменяются новыми или становятся заблуждениями; относительность истины заключается в её неполноте, приблизительности.

Существуют две крайние позиции в понимании абсолютной и относительной истины:

А) догматизм преувеличивает значение устойчивости момента;

Б) релятивизм преувеличивает значение изменчивой стороны каждой истины.

Ценность знания определяется мерой его истинности. Другими словами, истина есть свойство знания, а не самого объекта познания. Истина может быть и в виде отдельного утверждения, и в цепи утверждений, и как научная система.

Все развитие человеческого познания есть смена одних истин другими, более полно и точно выражающими объективную истину. Совершенно полное, точное, всестороннее, исчерпывающее знание о явлении называют абсолютной истиной. Она существует, и ее надо понимать как тот предел, ту цель, к которой стремится человеческое познание. Каждая относительная истина – это шаг к абсолюту. Относительная и абсолютная истины – разные формы и уровни объективной истины. Наше знание всегда относительно, т.к. зависит от уровня развития общества.

Однако по Гегелю «абстрактной истины нет, истина всегда конкретна» любое истинное знание всегда определяется данными условиями места, времени и др.

Понятие «абстрактная истина» имеет право на существование только в момент восхождения к конкретной истине.

Все более полное приближение к абсолютной истине, преодоление заблуждений – важная закономерность развития сознания.

Заблуждение – знание, не соответствующее своему предмету, не совпадающее с ним. Главный источник заблуждений – ограниченность практики и самого познания, искаженное отражение действительности. Заблуждения дают необходимые моменты движения познания (алхимия, химия).

Вопрос соотношения истины и заблуждения тесно связан с вопросом взаимоперехода относительной и абсолютной истины.

Относительная истина за пределами своих условий существования может стать заблуждением.

Автор: Анастасия А. Витвицкая