Найти тему

Трофейные локомотвы. Модель паровоза BR55/серия 55

Продолжаем обзор про немецкий паровоз BR55. В этот раз мы поговорим о том, как эти паровозы оказались на наших железных дорогах и чем они отличались от паровозов, оставшихся в Германии.

Документов и фото по трофейным паровозам 55 серии крайне мало. Поэтому придётся руководствоваться обрывочными сведеньями.

Достоверно известно, что паровозы BR55, которые оказались на территории нашей страны в качестве трофейных, поступали в 1939-1940 годах из территорий Польши, которые вошли в состав УССР и БССР, а также с 1943 года с территории Германии (в границах Третьего Рейха, в который входила и западная Польша) по мере продвижения советских войск на запад.

В 1939-40 годах в СССР из бывших восточных польских областей попало 45 (по немецким данным 48) паровозов серии BR55 (тип G8), которые в Польше носили обозначение Тр3. На территории СССР такие паровозы переписали в Тп3 (латиницу заменили на кириллицу). Данных про количество паровозов BR55 (тип G8.1) на территории СССР, которые в Польше носили обозначение Тр4, нет. Но есть сведения, что паровозы Тп4 на территории нашей страны были.

С 1943 по 1951 год на территории нашей страны оказалось около восьмиста экземпляров паровозов BR55, поступивших из Германии (Третьего Рейха) разных подтипов и от разных заводов производителей, которым на территории СССР присвоили обозначение 55 серии. В группы паровозов, объединенных в 55 серию, вошли паровозы завода «Вулкан» (начали строиться в 1893 году), заводов Гартман и Маффей (1898 год), Краусс в Мюнхене (1905 год), Шихау (1907 год), Ганомаг (1912 год) и Линке — Гофман (1914 год). На многих из этих паровозов, еще работавших в начале 40-х годов, были заменены отдельные узлы и установлены пароперегреватели. Часть паровозов BR55, поступивших из Германии, находилась в оккупированной Польше и ранее имела обозначение серий Тр3 и Тр4. Паровозам, оказавшихся на территории СССР в период 1939-40 годов и имевших обозначение Тп3 и Тп4, также было присвоено обозначение 55 серии.

Если не считать паровозов, поступивших на наши железные дороги в период 1939-40 годов из Польши, то первым паровозом BR55, оказался паровоз 55 2969 в 1943 году поступившим из Германии и переделанным по нашу колею 1520 мм в депо Ильича Западной железной дороги (Москва-Белорусская). Переделанные на колею 1520 мм паровозы серии 55 работали сравнительно недолго и после 1952 года уже не числились в парке МПС.

Мне известны несколько фотографий паровозов 55 серии на наших железных дорогах. Первая - из книги Шлезака, где изображен паровоз 55 серии на Ижорском заводе. Вторая фотография, найденная на просторах интернета, также изображает паровоз 55 серии на территории того же завода.

Паровоз 55 4399, в 1959 году на Ижорском заводе
Паровоз 55 4399, в 1959 году на Ижорском заводе
Тот же паровоз на территории того же завода
Тот же паровоз на территории того же завода

А это фотография, опубликованная в третьем номере Локотранса за 1996 год, на которой изображен паровоз 55 806, работавший в карьере под Балоклавой в 1954-1955 году.

Паровоз серии 55 806, Балаклава, 1954 год
Паровоз серии 55 806, Балаклава, 1954 год

Фотка, найденная в сети паровоза 55 2540 (видно главным героем фотки является мужик, а не паровоз).

-5

И уникальная фотография паровоза 55 105 в Херсоне еще на оккупированных территориях в немецкой раскраске (хотя формально это ещё BR55, а не трофейный 55).

-6

Модель паровоза 55 серии

Как любой другой модели паровоза на отечественную тематику, модели в свободной продаже нет. Но опытные моделисты легко переделывают в 55 серию любой BR55. Судя по отзывам моделистов, больше всего для переделки подойдёт BR55 в ливрее SNCF по причине подходящей цветовой гаммы либо из кита.

В интернете мне попалась модель паровоза 55 серии, созданная моделистом Ростовцевым Николаем Ивановичем.

-7

-8
-9

-10

-11

Модель выполнена из кита Модель Локо Е 124 паровоза BR55 французской фирмы Модель Локо. По словам создателя модели, модель можно было сделать в точном соответствии с фотографией BR55 в ливрее SNCF, но хотелось, что бы машина была МПСовской. На тендере, исходя из общих тенденций использования трофейников на наших дорогах, была наращена досками угольная яма. На паровоз нанесены следы эксплуатации, характерные для машины работающей в меловом карьере. Модель паровоза цельнометаллическая, собрана из латуни.

Но модель не лишена недостатков. В частности вопросы вызывает тендер. А именно не прослеживается контрбудка, которая ставилась в обязательном порядке на все отечественные и трофейные паровозы. Хотя может я и неправильно смотрю. Но в целом модель мне нравится.

Нашёл в сети ещё одну модель 55 серии 55 2540. Изображение настоящего такого паровоза на фотографии с мужиком.

-12

-13

-14

У этой модели тендер сделан более правильно для наших железных дорог. Отдельного респекта заслуживает звезда. Но всё же по цветовой гамме предыдущая модель мне как-то ближе. Эта какая-то мультяшная.

И это ещё не всё. Моделист Алесандр Шустов, по его словам, неоднократно переделывал эти паровозы. Счищал с будки все немецкие таблички. Спереди и сзади я ставил цилиндрические прожектора. Колокол на котле снимал. На тендере ставил контрбудку и обязательно нащельник, закрывающий пространство между крышей паровоза и крышей контрбудки. На тендере наращивал борта пластинами "под доски". Но фотографии своих творений он мне так до сих пор не прислал. Если у кого есть - дайте знать.

-15