Найти тему
Китти

Вы пользуетесь этим каждый день и не знаете ничего кроме названия!

Оглавление

Или коротко о компании Яндекс. Кто, когда и как создал её?Яндекс знает всё, а знаете ли Вы хоть немного о нём?

С чего начался Яндекс

В 1988 году Аркадий Волож, являясь аспирантом Института нефти и газа им. Губкина работал над проектом новой компьютерной программы которая сможет находить информацию в больших объемах информации используя морфологию русского языка (это было бы возможно при условии отсутствия у человека ошибок). Компания CompTek, где Волож являлся основателем и гендиректором - это одно из предприятий которое специализировалось на автоматизации рабочих мест отечественных предпринимателей предоставляющих компьютерные услуги различного уровня сложности.

Аркадий Волож
Аркадий Волож

В этой идее Волож воплотил свою идею, создав компанию «Акадия», основанную им вместе с профессором Аркадий Борковский, научным сотрудником АН СССР по компьютерным наукам. После этого Борковский уехал из страны, а на его место пришел друг Воложа и одноклассник Воложа Илья Сегалович. Первый проект, из-за которого стало ясно, что на поиске можно заработать, - это заказ для научно-исследовательского института патентов. Разработчикам удалось создать несколько локальных поисковиков, в частности, поиск по Библии, который был основан на морфологии русского языка и использовался для поиска по Библии. Технология была названа яndex. В английском языке слово произносится как especially another administrator, «очевидный индексатор». В 1993 году программисты компании Comptek начали работать в лаборатории компьютерного лингвизма. Сегалович занимался морфологией русского языка, совершенствовал поиск в интернете.

Илья Сегалович
Илья Сегалович

В 1995 году, когда компания CompTek вышла в Интернет, ее создатели решили адаптировать существующую поисковую программу для работы в новой среде. Для этого программисты переписали ее для работы с интернет-сайтами Рунета. Таким образом, 23 сентября 1997 года на международной выставке информационных технологий Softool впервые была продемонстрирована поисковая система Yandex.ru. Первые инвестиции В течение трех лет, с 1997 по 2000 год, "Яндекс" старательно отвоевывал свою нишу на новом рынке информационных услуг. Рамблер и Апорт появились в 1996 году, а Альтависта - годом ранее. Сам Сегарович отмечал:

«Уже в 1997 году, когда мы запускали Yandex.ru, у нас было ощущение кипения, бурлящих пузырьков. Мы понимали, что делаем что-то, что это выстрелит и что никто вокруг этого не понимает. Но не было твердого осознания, как это будет. Это было конкретное, чисто физическое ощущение того, куда надо двигаться, почему это будет нужно всем, почему мы будем номером один. Мы тогда не были номером один, но примерно понимали, что нужно сделать, чтобы им стать».

Обобщаем! Началось всё в 1989 году в «Аркадии». Двое математиков решили создать небольшую компанию по разработке ПО и назвать её своим именем — Аркадий Борковский + Аркадий Волож = «Аркадия».

Параллельно Волож развивал ещё одну компанию, называлась он "CompTec". Она занималась поставками оборудования и программного обеспечения. Через несколько лет первая компания Воложа даст начало «Яндексу».

В 1997 году Рунетом пользовались около 2,2 млн человек и лидером среди поисковиков был он же. Но Яндекс вырвался вперед не только за счёт улучшения своих технических способностей, а также упором на рекламу, в которой отсутствовали всплывающие баннеры на всю страницу, флеши и анимация.

Главная страница Яндекса в 1997-1999 годах
Главная страница Яндекса в 1997-1999 годах

Несмотря на то, что CompTek приносила стабильный доход (именно эта компания кормила предшественника Аркадия - компанию "Яндекс", когда та была убыточной и голодала), в 2000 году Аркадий Волож ушел с поста генерального директора собственной компании и занял аналогичную должность во вновь образованной компании "Яндекс". Он занял эту должность, акционеры CompTek стали учредителями компании. Однако для дальнейшего развития компании требовались значительные инвестиции. Конечно, средства могли быть получены от CompTek, но Волож попытался привлечь инвестиции со стороны. Ситуация осложнялась тем, что в это же время искали инвестиции и другие крупные российские ИТ-первопроходцы. Озон, Рамблер, Mail и Яндекс подписали соглашения с инвесторами, но Яндекс сумел сохранить выгодные для себя условия. Главной ошибкой в переговорах с инвесторами стала неопытность разработчиков. Вместо того чтобы настаивать на продаже только миноритарных акций (акций, не позволяющих напрямую участвовать в управлении компанией), робкие разработчики уступили инвестиционным банкирам, в результате чего у руля ИТ-компании встали те, кто ничего в ней не смыслит.

В результате "Озон", "Рамблер" и "Почта" сильно отклонились от общего пути развития. Не будь во главе Яндекса опытного менеджера Воложа, возможно мы бы не наблюдали бы сейчас ставшую родной букву Я с рекламных щитов. Аркадию удалось отстоять компанию.

В 2000 году Baring Vostok Capital Partners и UFG создали новый фонд - ru-Net Holdings, который получил 35,72% акций «Яндекса» за $5,28 млн. Baring Vostok и UFG - компании, инвестирующие в российские компании. Общий привлеченный капитал - $3,7 млрд. Совет директоров председательствует Чарльз Райан. UFG также управляет активами российских и иностранных инвесторов. В общей сложности, привлеченный капитал составляет $2,3 млрд.

Яндекс 2000 г.
Яндекс 2000 г.

В 2000 году «Яндекс» запустил первую в Рунете поисковую рекламу, в рамках которой было представлено множество новых сервисов. В 2001 году была создана система контекстной рекламы «Яндекс.Директ», которая стала первым сервисом такого рода в России. За первый год своего существования «Яндекс.Директ» привлек 2 500 рекламодателей, а выручка компании удвоилась, что позволило «Яндексу» стать первой российской IT-компанией, достигнувшей окупаемости.

В 2001 году поисковая машина «Яндекса» обгоняет Рамблер и с тех пор остаётся лидером отечественного поискового рынка.

Чем Яндекс отличался от Рамблера?

Это:

1)Учитывает морфологию русского языка.

2)Учитывает расстояние между словами в поиске, например, в словосочетаниях или внутри абзацев.

3) Алгоритм подбора результатов поиска к запросу пользователя учитывает частоту слов в запросе, их положение в документе и относительную частоту к конкретному документу.

-6

Компания быстро и уверенно развивается:летом 2002 года совместно с российской компанией PayCash была запущена электронная платежная система"Яндекс.Деньги".

Также был запущен сервис "Яндекс.Картинки"(поиск по изображениям),а сервисы"Подбери","Гуру"и"Товары"были заменены на"Яндекс.Маркет".

В 2003 году "Яндекс" стал первой компанией в русскоязычной интернет-индустрии, выплатившей дивиденды акционерам в размере 100 000 долл. На тот момент в компании работало около 100 человек, оборот составлял около 200 000 долларов США, а расходы - 150 000 долларов США. В 2006 году в Санкт-Петербурге был открыт первый офис удаленной разработки. В дальнейшем такие офисы появятся во многих городах России и за рубежом.

 Сергей Брин и Ларри Пейдж
Сергей Брин и Ларри Пейдж

Компания Google заинтересовалась российскими ИТ-компаниями. Сергей Брин и Ларри Пейдж (основатель Google) посетили московский офис "Яндекса" для переговоров. Разработчики и менеджеры "Яндекса" сидели за одним столом со своими коллегами из Google в общем офисе в Силиконовой долине, но условия приобретения не были похожи на условия равноправного сотрудничества. На самом деле Google стремился выйти на российский рынок и поглотить быстрорастущий "Яндекс".

Что мешало Google выйти на отечественный рынок, так это русская морфология, которой у американской поисковой системы не было. Компания "Яндекс" отклонила предложение, но Google не отказался от этой идеи и сам вышел в Россию. Постепенно он стал занимать определенный процент рынка, а через несколько лет начал вытеснять с него Rambler, который не обладал такой гибкостью, как "Яндекс", и начал вытеснять сам "Яндекс".

Завоевание глобального рынка

В 2008 году "Яндекс" впервые в своей истории вошел в ТОП-10 крупнейших поисковых систем мира.

-8

В это же время Яндекс покупает информационное агентство Смилинк. На основе базы данных об автомобильных пробках, составляемых этой компанией, запущена платформа Яндекс.Пробки.

Параллельно запускаются сервисы Яндекс.Метрика, Видео, Книги, Авто, Время, Я.Онлайн, Расписания, Интернетометр.

-9

Если в 2008 году количество запросов, обслуживаемых "Яндексом", составляло 663 млн, то в июле 2009 года оно составило 1,29 млрд. - 1,29 млрд. запросов.

В 2011 Яндекс выходит на биржу, и продает акции на 52,2 млн.

В 2012 году компания "Яндекс" запустила браузер собственной разработки, локализованный для России, Украины и Турции.

В 2013 году Ворош понял, что "Яндекс" - это не просто поисковая система. Это явление в истории развития человечества. Яндекс создавал и внедрял новые технологии и новые способы мышления. Генезис компании "Яндекс" был задокументирован в фильме "Стартап", "Яндекс.Книга" и в книге самого Волоша "Создание компании мечты".

Новые горизонты

В 2014 году "Яндекс" совместно с Facebook приобрел израильский стартап KitLocate, специализирующийся на разработке геопозиционирования для мобильных устройств на базе Android/iOS, а также приобрел сервис Auto.ru.

Топ-менеджмент "Яндекса" понимает, что для сохранения своих позиций ему необходимо быть первым или единственным. А если это не получается, то они предлагают то, что делают другие, в уникальном виде. Это то, чему нас учили в 1998 году, во времена первой контекстной рекламы. Оседлав эту волну, "Яндекс" активно приобретает и поглощает небольшие ИТ-компании и стартапы:

  1. Any Void - студия разработки мобильных приложений
  2. Adfox - платформа для управления онлайн-рекламой
  3. PriceLabs - услуги по продвижению товаров
  4. Parascript- стартап, распознающий рукописный и печатный текст.
  5. Metabar - онлайн-помощник для совершения покупок "Советник".

Кроме того, Яндекс откроет факультет компьютерных наук в Высшей школе экономики, объединив факультет программной инженерии и прикладной математики, факультет компьютерных наук и факультет Фонда Яндекса.

В 2015 году будут запущены новые сервисы Яндекс.Путешествия, Яндекс.Работа и Яндекс.Недвижимость, перезапущена Яндекс.Метрика, улучшены сервисы Яндекс.Такси и Яндекс.Транспорт Также были усовершенствованы сервисы "Такси" и "Яндекс.Транспорт".

В 2017 году компания попала под украинские санкции, запретив российские ИТ-технологии в своей стране. Однако это не помешало развитию "Яндекса". Одним из глобальных событий для компании стало сотрудничество с Uber, и "Яндекс Такси" вышло на мировой рынок.

В 2018 году компания запустила свою первую "Умную станцию", а в 2019 году появится первая беспроводная Bluetooth-колонка со встроенным голосовым помощником "Алиса".

-10

Доля поискового бизнеса в продажах к концу 2020 года составит 54%. При этом она практически не растет (всего +2% по сравнению с 2019 годом). Потенциал рекламных технологий также ограничен. Несмотря на общий темп роста выручки +24% в 2020 году, инвесторы не удовлетворены.

Начало 2021 года оказалось не очень. Двадцать российских интернет-платформ подали жалобу на "Яндекс" в Федеральную антимонопольную службу (ФАС), утверждая, что сервисы "Яндекса" занимают доминирующее положение в результатах поиска. ФАС предписала "Яндексу" принять меры. Скоро станет ясно, чем все это закончится.

Итоги

Яндекс является одной из ведущих компаний в ИТ-индустрии благодаря следующим ключевым факторам:

  • Яндекс создает и развивает уникальные сервисы, которые значительно упрощают жизнь пользователей и поддерживают спрос.
  • Яндекс инвестирует значительные средства в будущие проекты и разработки, что обеспечивает надежную подушку безопасности и возможность продолжать работу в кризисные времена.
  • Бренд "Яндекс" ориентирован на локальных пользователей и русскоязычные страны, но также стремится занять лидирующие позиции в глобальном поиске.
  • Компания имеет представительства в разных странах, что свидетельствует о ее масштабируемости.

Успех "Яндекса" объясняется его новаторской работой по созданию поисковой системы, эффективно использующей русский язык, чего нет у таких крупных компаний, как Google.

Сейчас Сервисы Яндекс выглядят так:

-11