В статье содержатся спойлеры, будьте готовы.
Вторая книга Сафие Аль Хаффаф уже давно вышла, а в сентябре планируется выход третьей. В прошлых статьях я постарался обратить внимание на ошибки автора, которые, мне как читателю бросались в глаза. Но, автор, видимо, не стремится сделать книгу лучше. То, что я прочитал, стало даже шагом назад. Создается впечатление, что Сафие вообще не задумывается о повествовании, логике, действиях персонажей. Все происходит, просто, потому, что автору так захотелось. Если в первой книге у нас было два, идущих друг за другом, несвязанных между собой сюжета, то в этой книге получается просто мешанина мифологий, пустые сюжетные ветки, а в конце, действия персонажей просто не имеют смысла.
Давайте рассмотрим сюжет и персонажей поподробнее.
Первые страницы встречают нас японскими словами со сносками из словаря. Проблема в том, что в течение всей книги, попытка передать атмосферу Японии будет в виде написанных через запятую слов, со сносками внизу страницы. Япония у автора не место действия, а просто декорации. Это не мировоззрение, характер, традиции или менталитет живущих там людей. Где-то раздвижная дверь, где-то лежат татами, и на этом все.
Книга начинается с того как трое братьев и демон Хозоши из прошлой книги пытаются найти книгу старшего брата - Кейзу. Они ищут ее в провинции Исэ, и, вроде как, хотят добыть информацию. Но все идет не плану.
[…]-Друзья мои, вы знакомы с Окуни, лучшей танцовщицей во всей стране? Сегодня она развлекала нас своим умением целый вечер. Но вот что странно… Я никогда прежде не видел, чтобы она танцевала настолько хорошо. Словно ее… подменили. – Монах молниеносно коснулся лба девушки, оставив узкий листок бумаги с символами.[…]
[…]На месте девушки сидел темно-серый демон […] Это был Хозоши.
Давайте просто представим. У нас четыре фантастических существа со способностями: целитель, метаморф, иллюзионист и умеющий летать. Вариант с помощью иллюзий отвести кого-нибудь из высокопоставленных людей подальше, принять его облик и расспросить монахов? Или создать иллюзию, что тут никого нет, а тем временем обыскать помещение? Да, тут и двоих хватит - Кея и Хозоши. А тут что за план? Как это должно было работать?
Хозоши раскрывают, и, после, у него случается флешбэк. Его спасает, свалившийся с крыши и убивший местного дайме, Кей.
[…]допустил большую оплошность, раздавив дайме, которого нужно было схватить для допроса. Тот человек собирал войска для грядущей войны и активно пропагандировал идею армии монстров. […]
Схватить человека для допроса во время банкета, когда вокруг полно людей, в том числе воинов и монахов… В этой книге логика будет отсутствовать в принципе.
Схватив Хозоши они убегают от погони, к ним присоединяются Кейзу и Кейджи.
[…]В небе засияли молнии, а всю резиденцию окружил вихрь, не давая никому покинуть ее. […]
Интересные способности у Кейджи, видимо одноразовые, потому что больше в книге он ими не воспользуется, разве что летать будет.
[…]На земле же людей поджидал огромный екай […]Стоило монстру прикоснуться к голове человека, тот тут же падал в беспамятстве, словно его психику возвратили в раннее детство. Так екай стер память всем в резиденции, пока очередь не дошла до пожилого монаха[…]
Кейзу- целитель и стиратель памяти. Судя по приведенному отрывку, он стирал у людей всю память и навыки до уровня ребенка, некоторые даже забывали, как разговаривать, а, следовательно, даже обслуживать себя. Автор хотела показать, что он добрый, никого не убивает, и сделала только хуже. Так, старший из братьев обрек на смерть от истощения всех, находившихся там людей, от молодых до стариков. Чистейшей кармы существо.
Но про Кейзу можно особо не думать. Не смотря на то, что он занимает большую часть обложки, половину книги мы вообще с ним не взаимодействуем (как и в первой книге), а в другой половине, он будет под гипнозом. Он не делает ничего. Один раз у него появляется новая способность. Как это работает? Мы не узнаем. Думайте, что хотите, просто сюжетный костыль или рояль в кустах. Привыкайте тут их много. Пока Кейзу допрашивал монаха, Кей, неся Хозоши в пасти, убегал от погони. Их догнал монах и, поскольку Хозоши был в подчинении, приказал ему напасть на Кея. В результате схватки монах умирает, но успевает бросить синий порошок, из-за которого Хозоши ослеп. Синий порошок будет с нами в течение всей книги, но в конце окажется, что он вовсе не нужен.
Далее пока умирающий демон лежит у трех братьев, он слышит обрывки фраз.
[…]-О восстановлении его языка и способностей я вообще молчу.
-Он еще молод. Каждый из нас совершает ошибки. Но они не должны определять всю дальнейшую жизнь. – Кейзу поднес руку ко все еще белым глазам Хозоши. – Он не виноват в произошедшем. Просто так сложились обстоятельства. […]
Как раз таки нет. Именно ошибки и определяют нашу дальнейшую жизнь. Точнее то, какой урок мы из них извлекаем. Ошибки – это опыт, который мы используем в дальнейшем. Если человек (в нашем случае демон) совершивший ошибку, ничему не научился, то ошибаться он будет и дальше. Жизнь так и строится: мы учимся жить, а ошибки - неотъемлемая часть обучения.
Или это про то, что мы не должны помнить плохих вещей, которые кто-то совершил? Тогда важно помнить, на что способен и какую опасность несет в себе демон, екай или человек, и вина лежит на нем до тех пор, пока он ее не искупит.
Зачем Хозоши восстановили язык, если еще в прошлой книге говорилось, что это для него бремя?
[…]Чтобы жить, мне нужно поглощать силу живых существ, а иногда и екаев. Из-за этого меня ненавидят и избегают. […]
«Три брата и жемчужина дракона»
После всего этого нам говорят про какую-то ссору между братьями, из-за чего Кей убежал, куда глаза глядят. Отсюда начинается его сюжетная ветка. Про ссору и решение Кея нам скажут по ходу книги. Изначально, поворотный момент, с которого начался путь одного из главных персонажей, нам не озвучат. Первое, что мы об этом узнаем:
[…]Однако перспектива остаться екаем с чисто «иллюзорными» способностями норовила стать его самым жутким кошмаром. Чтобы всю жизнь братья смотрели на него с высока, а родители говорили, что все еще впереди… Нет. Такого он терпеть не намерен. Даже Хозоши он помочь никак не смог[…]
Далее, в диалоге с Агари, Кей скажет следующее:
[…]-Я недавно поссорился с братьями и уш-ш-шел со злости. Они винили меня за то, что я сорвал их план, что из-за меня чуть не погиб четырехглазый демон, который нам помогал. Может, они прямо мне это и не высказали, но это и так было видно по выражению их лиц, по интонации, по обращению… Может, я их действительно подвел, и теперь не знаю что делать.
- И ты решил, что новые способности тебе помогут вернуть их расположение?
-Наверное, так я и думал, когда уходил. […]
Ближе к концу книги будет вот это:
[…]-Почему ты ушел тогда? […]
-Потому что это из-за меня ты пострадал. Я не мог смотреть как ты мучаеш-ш-шься. Кейзу не мог тебя вылечить. У меня не было сил и способностей, чтобы защитить тебя или хоть чем-то помочь, - опустил глаза Кей, прижав уши. – Именно поэтому я и ушел. […] –Хах, я хотел научиться большему, чем созданию иллюзий[…]
Во-первых, план, в чем бы он ни состоял, сорвался из-за Хозоши.
Во-вторых, как, в тех условиях, ты собирался защитить демона, если он был в подчинении, и сам напал на тебя?
В-третьих, причем тут новые способности? Иллюзии достаточно, чтобы сделать невидимыми тебя и демона, просто правильно это примени.
В-четвертых, когда Кейзу и Кейджи обсуждали Хозоши, братья обвиняли его в провале миссии и уходе Кея. Если они винили демона, почему ссора произошла между братьями?
Что еще хотелось сказать про трех братьев – у них один характер на троих. Просто подумайте: чем один (например, Кейзу) отличается от других? Можно было бы развить тему разные характеры – разные способности. Но Сафие раздает способности просто так, даже не за какие-то заслуги или старания.
Старый каппа говорит Кею, где искать повелителя вулканов. А находится он на горе, с монастырем, где живут монахи ямабуси.
Что можно сказать про монахов. Вот их цитаты:
[…]Знай свое место, - ответил престарелый монах, бесстрашно посмотрев екаю в глаза. – У таких, как ты, есть лишь одно оправдание – быть нашими слугами. […]
***
[…]-Прекрати это! - Кей встал перед монахом. – Зачем ты это делаеш-ш-шь? Ради денег? Ради влас-с-сти?
-Нет, глупое существо, - монах снисходительно посмотрел на Кея, - мне это просто нравится. […]
***
[…]В последнее время они отлавливали екаев для дальнейшего служения людям[…]
***
[…]Я хочу, чтобы люди не страдали больше из-за действий монстров, хочу жить в мире где нет насилия. […]Убийство монстров ради благородной цели является не убийством, а вынужденным очищением земли от нечистой силы. […]
Ямабуси правда были воинами и изгоняли злых духов. Однако, основная их задача – это молитва ками, стремление стать чище и творить чудеса путем совершения духовных упражнений. Всего этого у нас не будет. Они просто злые, ненавидящие нечисть, убивающие из удовольствия люди.
[…]Братья и другие екаи всегда остерегали Кея, что сюда лучше не приходить[…]Однако Кей не особенно переживал по этому поводу – пусть слабые существа опасаются этого места, а он уж точно со всеми должен справиться. В конце концов, монахи – просто люди.
Пару страниц назад Кей думал по-другому.
[…]Если можно избежать сражения и жертв воинов, втянутых в конфликт своими излишне амбициозными предводителями, то он всегда предпочтет такой вариант[…]
Кей находит умирающего (конечно же он не умрет) демона Агари, которого вот-вот убьет монах нефритовым клинком.
Что тут хочется отметить – клише: персонаж умирает, но его что-то внезапно спасает, у Сафие используется раз десять, за две книги. (Шинкен, Кейджи, Хозоши, Агари, Хозоши, Паучи, Агари, Абэ, Тораши, Хаято + те, кого не вспомнил)
Нас переносят к Хозоши. Он очнулся, но остался слепым. Услышав, что от него хотят избавиться, он просто ушел, начав свою ветку сюжета. Остановимся на этом персонаже.
Сафие дает Хозоши биографию - сирота с трудным детством (кстати, этот троп у Сафие тоже часто используется.), пережившего ужасные события. Автор хотела показать персонажа со сложной судьбой. Однако получился демон для битья, который ходит хвостиком за всеми, кто хоть как-то добр с ним. Хозоши бьют, гонят, сторонятся все – люди, екаи, другие демоны, даже боги ему язык оторвали. Главная проблема - нет развития персонажа, Хозоши просто страдает. Нет становления злодея, нет положительного персонажа, идущего наперекор судьбе. Иногда он дает отпор, бывает даже успешно, а потом долго мучается. Его все бьют, но он добрый и благородный. На фоне того как к нему относятся, доброта Хозоши выглядит как слабость. Почему мы должны сочувствовать ему? Мы не видим его страданий на контрасте, не видим его стараний стать лучше, вообще чтобы он что-то делал. Как сложились его взгляды, почему он добрый, несмотря ни на что? Мы следим за персонажем, он страдает, потом находит такого же, как он и все хорошо. Какой должен быть вывод? Потерпи и все сложится?
В следующей главе появляется Паучи-камуй – божество сумасшествия. Только вот в книге он не сводит никого с ума, а просто делает существ послушными, как под гипнозом. Он подчинил Кейзу и Такахито, но Кейджи удалось сбежать. Сразу скажу, что Кейджи побежит к родителям, а именно к Райдзину, который и решит все проблемы в конце книги. Поэтому, все действия персонажей не имеют дальнейшего смысла. Придет бог и все приведет в порядок.
Мы узнаем, что Паучи слушается Котан-кора – еще одного айнского божества, и плохо проработанного злодея. Видимо мифологии Японии нам не хватило. Ждем архангела Михаила и скандинавских богов. Почему именно их? Потому что европейцы христиане, уже засветились в первой книге, а Кейзу видел руны, и, даже, знает, что это.
Мы переносимся в храм на горе Есино, там нас знакомят с пятеркой монахов охотников и настоятелем Дайзо. Дайзо отправляет монахов за монстрами. Также он дает им с собой молодого монаха Джоу. Пятерка монахов не нужна для сюжета, так что подробно на них останавливаться нет смысла.
[…]Монстров до этого он видел лишь краем глаза или уже мертвых. […]
Как монахи тогда тренируются?
Монахи сталкиваются с Хозоши. После избиения, Джоу хочет, чтобы Хозоши помог ему найти Агари, взамен на исцеление зрения.
[…]он в любую минуту мог умереть. Все старания в бою тогда обесценятся. […]
Какие старания? Вы его убить хотели. Не видно, что ты хотела оставить его в живых.
[…]Воин хорошо знал откуда Хозоши брал энергию. […]
Откуда он это знал, если […]Монстров до этого он видел лишь краем глаза или уже мертвых. […]
По сюжету, сталкиваются персонажи из противоборствующих лагерей. Нас ждет столкновение идей, интересов, мировоззрений? Нет, они просто идут. Все персонажи этой книги идут в одно место, с кем-то подерутся, идут в другое, и так до конца, пока автор не соберет их всех вместе.
После идет сцена на рынке. Из примечательного, там только это:
[…]Прости, я правда думал, что это все мифы не более[…]
Хорош, воин с нечистью. Чем питается Хозоши ты знаешь, а про существо номори нет.
Далее демон и монах попадают на гору Оэ, к о’ни Маширо. Там Хозоши узнает, что Джоу – девушка по имени Абэнака и влюбляется в нее. Я не знаю почему. Она его избила, использует в своих целях, чуть не обрекла на проклятие. Единственная причина быть с ней – вернуть зрение. Но, теперь у нас тут любовь.
После событий на горе, они плывут в Авадзи. На корабле Абэнака и Хозоши рассказывают про свое трудное детство. Выглядит разговор, как спор любителей померяться «кому хуже».
[…]Люди все такие. Если вы лишаетесь семьи - это горе, сопоставимое с концом света. А вы никогда не думали, каково нам, когда вы сотнями тысяч выкашиваете детей и женщин под предлогом «очищения земли от нечисти» […]
Из диалога Кея и Агари:
[…]-В последние столетия люди стали более… наглыми что ли. Решили, что им все дозволено и потеряли всякий страх перед нами. Начали нас уничтожать и делать своими рабами. […]
Люди должны были бояться вас? Может причина как раз в этом?
Возникает несколько вопросов. Нам мало что известно из жизни людей до войны с екаями. В первой книге, конфликт с екаями, в провинции Кага, начался с деда Такахито, значит, до этого, там все было спокойно.
Если Агари пробыл в заточении девятьсот лет, а охота на екаев известна, как минимум, за шестьсот лет до настоящих событий (охотник поймал Кейзу), значит примерно триста лет екаи и люди жили в мире?
Как началась война екаев и людей? В японской мифологии есть опасные екаи, распространявшие болезни или ворующие и съедающие людей. Этим еще можно было как-то объяснить конфликт. А тут что случилось? Люди живут бок о бок с екаями, а потом вдруг объявляют охоту?
Прибыв на место, герои узнают, что Хозоши не вернуть зрение, и монахи собираются его убить. Но в последний момент приходит Паучи. Паучи исцеляет Хозоши и подчиняет его. Хозоши разрушает все вокруг. Но, он видит Абэ, и на демона перестает действовать жижа, Хозоши ее откашливает. Видимо «Сила Любви», другого объяснения нет.
Паучи снимает заклинание с Абэнака, показывая, что она на самом деле (полу)демон.
[…]Она понятия не имела о своей скрытой сущности[…]
Если Абэ, как мы узнаем дочь повелителя вулканов, то как она прожила столько времени без подозрений? Агари был пленен, примерно, тысячу лет назад. Значит, жена и дочь были у него до пленения. Получается, Абэ около девятьсот лет живет в монастыре, и ее это не смутило?
Читая, мы узнаем, что Котан-кор в сговоре с монахами, а именно с настоятелем Дайзо. Узнаем так же, что Агари долго находился в заточении, потому что, его не могли убить. Однако, в конце книги Агари, все же убьют (конечно, он потом опять вернется к жизни, нужно десятый раз использовать этот троп). Стоит отметить, Агари убьет Абэ, пронзив грудь и вытащив сердце. Котан-кор отломал ему рог. Почему Котан-кор не убил Агари сам, не проткнул его рогом, и, вообще, оставил каким-то монахам?
Мотивация Котан-кора как злодея в принципе понятна. Но иногда, его действия, как персонажа, не поддаются объяснению.
Вот некоторые примеры:
[…]—Разве екаи не такие же, как мы?
-Ты смеешься? По сравнению с нами они – не отесанные животные. К тому же мы раньше здесь поселились, но теперь почитают их. Екаи отбирают у нас все: кров, силы, любовь…[…] Я решил возродить величие айнских богов.[…]
Котан-кора не смущает, что только его волнует величие айнских богов? Еще в первой книге нам показали, что человеческие дела во славу богов, делают богов сильнее. Если в айнских богов перестают верить, значит, они должны ослабнуть. Если это работает только на богов, находящихся на земле, то Котан-кор воет не в ту сторону. По логике он должен бороться за место в мире аинских божеств.
[…]К тому же те екаи заколдованы неизвестной нам магией из книги, которой люди очень дорожат. Правда, она на екайском и зашифрована, но что-то им удалось оттуда почерпнуть. Только бы она оказалась у нас…[…]
***
[…]теперь он знает, как сполна использовать книгу, которую прибрал к рукам прохвост Дайзо. […] Книгу необходимо срочно заполучить[…]
***
[…]Но сейчас он нуждался в этом несмышленом выродке[…]
[…]Эта миссия важна как ни одна другая. Хозоши должен выкрасть у Дайзо книгу заклинаний. […]
У Котан-кора есть оборотни, есть Паучи, который умеет превращаться в человека и подчинять живых существ, но завладеть книгой для злодея проблема. Отправь одного из оборотней (Не Хозоши!), который превратится в настоятеля, его отведут другие монахи, и он заберет книгу. Отправь Паучи, он подчинит Дайзо, и тот сам тебе книгу принесет.
[…]Чувства к человеческой девушке не покидали его и по сей день, хотя та уже тысячу лет как умерла. […]
***
[…]много лет назад я влюбился в человеческую девушку. Но появился Агари и вынудил людей отдать ее[…]
Мы узнаем, что Котан-кор влюбился в человеческую женщину. Но почему для него проблема как-то взаимодействовать с ней? Обычно для божества нет каких-то преград. Явится перед ней, с фразами вроде: ты избрана камуем, айнским божеством и т.д. Или, воспользоваться своими способностями поглощения души, найти оборотня и забрать его душу и способности, превратится в человека и прийти к девушке. Но вместо этого, древнее божество будет вести себя как застенчивый подросток – строить планы, чтобы подойти к девушке окольными путями.
Также Котан-кор не убивает персонажей Агари и Паучи. Но что ему мешает? Он оставляет Паучи помучаться перед смертью, но даже не собирается смотреть, он просто уходит. Единственная этому причина, чтобы связать персонажей в будущем.
Последнее что хотелось отметить, касательно этого персонажа: он собирает армию екаев и людей, а еще связан с добычей синего порошка. Синий порошок используется как средство для убийства всех фантастических тварей. Но даже в книге, автор напрямую говорит, что он может быть вообще не нужен, т.к. Котан-кор сможет просто заставить екаев поубивать друг-друга, через способности к починению.
Кей и Агари идут к горе Дайсен, поскольку единственные воспоминания повелителя вулканов только об этом месте. На пути им встречается старая шаманка. Она снимает татуировки и заклинания с Агари, и к нему возвращается часть способностей. Чтобы полностью восстановиться, Агари нужно вернуть свой рог.
Старушка рассказывает о пророчестве, и историю о девушке, мать которой была из айнов, а отец - японец. Но вот, что тут примечательно:
[…]. Ее дочь вскоре выросла в такую же красавицу, как и ее мать, но в жены ее брать никто не спешил. Никому не хотелось портить линию чужой кровью. […]
***
[…]Айны поклонялись своим божествам, камуям, и просили их остановить бедствия[…] Тогда совет старейшин решил принести в жертву демону вулканов Бэкэрусамэ девушку из поселения. Естественно, они остановили свой выбор на Ханако. […]
Принесение жертвы в разных культурах имеет два значения. Либо приносят в жертву самое дорогое в обмен на что-то, либо жертва – козел отпущения.
В первом случае, жертва приносится с целью получить защиту, покровительство и избавление от бедствий. Тогда, в жертву приносится самое дорогое, что может быть – человеческая жизнь. Касательно женщин, в жертву приносили красивых молодых девушек, не знавших мужа или молодых матерей.
Во втором случае, жертву объявляют причиной несчастий, или же перекладывают на нее все грехи народа. Со смертью жертвой все несчастья закончатся.
Поскольку Ханоко не объявляли виновной за все бедствия жителей, старейшины выбирали из девушек, а жертва, скорее всего, должна задобрить демона вулканов, у нас имеется в виду первый вариант. Но Ханоко считали плодом кровосмешения и относились к ней соответствующе, а в жертву должны были принести чистокровную айнскую девушку. Разница между этим, как подарить подарок или вынести мусор.
[…]но встретили демона вулканов. Вот только это был совсем не бледнолицый кровожадный Бэкурусама, а японское божество вулканов, именовавшее себя Агари. […]
Мы опустим то, что для языческих религий свойственен синкретизм, и Агари может быть божеством как для айнов, так и для японцев. Возникает другой вопрос: отчего зависит, какое божество или демон будет тут жить, и управлять природой? Если тут живут айны, тогда почему вулканами распоряжается японское божество, которое они даже не знают? Как Агари поддерживает силы, если ему должны поклоняться для этого?
[…]Он смилостивился над девушкой и взял ее в жены, в замен пообещав прекратить извержения. […]
То, что до этого люди страдали, Агари все равно было?
Тем не менее, Агари восстановил память, и они с Кеем продолжили путь.
Кейджи идет за помощью к Сорами. Ветка сюжета Кейджи и Сорами никуда не привоит, и смысла не имеет. За все время, они спасают одного екая из армии. Той самой армии екаев, которую собирает Котан-кор. В конце они приходят к дому женщин-пауков, потому что именно там нужно искать Кея. Я не понял логики, но очевидно, что автор приведет его туда.
Абэнака возвращается в монастырь, в своем демоническом обличае. У нее состоится диалог с Дайзо из которого мы узнаем:
[…]Многие поколения настоятелей знали твою тайну, оставалось только ждать, когда магия ослабнет и откроется твоя вторая сущность. Они надеялись вырастить тебя человеком[…]
Девятисотлетний человек… Такое решили проделать только с ней? С какой целью это делалось?
[…]Теперь на тебе будут испытывать оружие[…]
А что раньше мешало?
Минуя несколько страниц, Агари узнает, что его рог в другом месте. Некоторые екаи из армии Котан-кора узнают про синий порошок. Мы переносимся к Паучи и Хозоши. Паучи рассказывает свою историю, как он познакомился с Котан-кором. Я хочу обратить внимание на эти моменты из рассказа Паучи:
[…]-Однажды ночью я прогуливался по одной из деревень айнов в поисках очередной жертвы. Обычно я одариваю сумасшествием воров, убийц и прочих преступников. Что сказать? У меня на них острое чутье. Если же этого не делать, хотя бы несколько раз в месяц, токсины в крови меня убьют или сведут с ума, и я буду заражать всех без разбора.[…]
***
[…]-Людям не стоит вмешиваться в судьбы существ, так непохожих на них самих, - прогремел Агари, нахмурившись. – Ведь вы никогда не сможете понять, через что они проходят, пытаясь выжить. Увы, вы и не стремитесь к взаимопониманию, а значит, ваша с ними вражда будет нескончаемой. Постарайтесь открыть свое сердце и поставить себя на их место. Это единственный путь к прекращению вражды. […]
А теперь, Агари, повелитель вулканов и демон лицемерия, повернись к Паучи и скажи ему тоже самое, потому что Паучи творил такой же самосуд и вмешивался в в судьбы существ, так непохожих на них самих, доверяя своему чутью, которое не помогло распознать лжеца в лице Котан-кора. Паучи-камуй искал жертву, среди людей, а не ояси или екаев. Он даже не пробовал заразить этим животное, хотя, казалось бы, поймай лягушку или рыбу, зарази их безумием. Это все, не говоря о том, что можно выплюнуть жижу просто на землю.
[…]И вот наконец подошел шестой день, тот самый, когда меня должны были «отправить назад» в мой мир […]
***
[…]-Оставь этого грязного ояси здесь, и он получит по заслугам […]
Отправить назад у айнов не считалось наказанием, но вопрос в другом: чего боится Паучи, если он возродится после смерти?
После разговора Хозоши знакомится с отцом.
[…]Как жаль, что ему не удалось прикончить эту уродливую смесь камуя и екая еще в детстве. […]
Что мешает убить его сейчас? Отруби ему голову, пока он спит.
Райдзин тем временем встречается с айнскими божествами.
[…]мне довелось недавно встретить одного из твоих сыновей в сопровождении повелителя вулканов. Я даже вынула наконечник стрелы у него из груди. […]
Я наблюдаю за проделками Котан-кора уже давно. Многие из-за него пострадали, но остальным камуям до этого дела нет. […]
***
[…]-Чтобы камуй пошел на камуя – неслыано! […]
Сама богиня ничего не хочет им рассказать? Если она давно все знает и стремится помочь, почему ничего не сделала раньше? Просто сидела и ждала, когда к ней кто-то обратится?
Дальнейший сюжет не имеет в себе чего-то, особо привлекающего, внимание. Агари находит свой рог, но в битве с Котан-кором это ему не поможет. Хозоши находит книгу и спасает Абэнака. В конце приходят боги наказывают Котан-кора и спасают всех остальных. Все живут хорошо, но будет еще третья книга и нам об это говорят прямо.
Итог.
Книга просто изобилие страдающих фантастических существ: Агари страдает в заточении, переживает о прошлом, вспоминает умершую жену, чуть не умирает, потом умирает, потом воскресает. Паучи страдает от своих способностей, от «жестоких» людей, от Котан-кора. Котан-кор страдает от неразделенной любви. Хозоши страдает из-за прошлого, из-за вечных травм и избиений. Нет ничего плохого, в таких персонажах, плохо то, что персонажи никак не развиваются. Страдания не делают их лучше или хуже. Они просто есть.
Я не знаю в чем причина, но книга вышла хуже. Оценки более высокие, но их меньше, по сравнению с первой книгой. Сафие Аль Хаффаф сильно упирает на изображения, но не на сюжет. Иллюстрации и правда красивые, но это не делает историю лучше, ведь это не графический роман и даже не комикс, а хорошую книгу можно напечатать вообще без картинок.
В книге встречаются положительные моменты, но, к сожалению, их очень мало. Есть идеи, но они не получают развития. Также есть пара не плохих сцен, но они мало относятся к сюжету.
Как и в первой книге, перемены происходят только с одним персонажем, дочерью Агари, Абэнака. Будучи охотником на екаев, она меняется, узнав, кем она является, узнав, каковы монстры на самом деле и найдя близких себе существ. В отличие от первой книги, персонаж думает над этим, пусть и сидя в темнице.
Статья отражает мое мнение, но если вы заметили то, что не заметил я, поняли то что не понял я, вы всегда можете воспользоваться комментариями.
#Трибратаиповелительвулканов #Трибратаотзыв #Фэнтези #СафиеАльХаффаф