В отпуске состояние здоровья Ивана не улучшалось. Ивана мучили сильные головные боли, головокружения, отсутствие сна, потеря слуха, шум в ушах, давление стало подниматься до 180. Ночью он долго не мог заснуть, когда засыпал, ему снились его пацаны, с которыми они сражались бок о бок, и которые погибли на его глазах. Во сне он метался по кровати, кричал, просыпался весь в поту.
Физическое и психологическое состояние супруга очень волновало Анну. Решили обратиться к специалистам. Так и прошел весь отпуск, в походах по врачам.
Справку о ранении (травме, контузии) ни за травму руки, ни за акубаротравму Иван не получил. В Новоайдарском госпитале вся документация сгорела, а на последнем этапе эвакуации комиссия сочла, что оснований для выдачи справки за полученное увечье – не имеется.
Отпуск подошел к концу. Иван уехал в часть. По приезду, на повторное освидетельствование его никто не направил. Иван уехал в зону специальной военной операции.
Дни опять начали тянуться долго. Анна жила от звонка до звонка. Хорошо, что есть их маленький ангелочек, который приносит радость в эту жизнь и придает сил.
Иван звонил не часто.
Однажды позвонив, сообщил Анне, что он снова получил контузию. Но на жалобы его никто не реагирует, дали какие-то таблетки и отправили назад.
- Аня, ты же знаешь, что я не трус. Но я не могу служить в таком состоянии. У меня головная боль, звон в ушах, быстрая утомляемость.
Военная медицина в России прошла долгий путь своего становления.
Главный медик русской армии в Царстве Польском, с 1848 г. - генерал-штаб-доктора, Р.С. Четыркин, внес неоценимый вклад в развитие медицинской экспертизы, написал труд «Опыт военно-медицинской полиции, или Правила к сохранению здоровья русских солдат в сухопутной службе».
Труд Р.С. Четыркина был высоко оценен современниками. Выдающийся деятель российского здравоохранения, Главный военно-медицинский инспектор русской армии Я.В. Виллие дал ему такую характеристику: «Сочинение, имеющее единственным предметом меры к сохранению здоровья солдат, есть существенно важное и необходимое, ибо узнано на опыте, что большее число солдат гибнет более от болезней, нежели от неприятельских оружий».
Анна решила действовать. Она не могла допустить, чтобы ее супруг оставался в таком состоянии. Контузия очень коварная штука, дает осложнение на головной мозг, слух, зрение.