Конституционное право - базовая отрасль российского права, состоящая из совокупности конституционно-правовых норм. О том, что такое конституционно-правовые нормы, каковы их особенности и виды, сегодняшняя статья.
Что такое «конституционно-правовые нормы»?
Конституционно-правовые нормы - это нормы, установленные государством в конституции или иных правовых актах-источниках конституционного права и определяющие общеобязательные правила, регулирующие базовые общественные отношения.
Какими особенностями обладают эти нормы?
Конституционно-правовые нормы обладают особенностями, не присущими другим видам норм. К ним относятся:
1) регулирование наиболее общих и существенных сторон жизни общества. Именно эти нормы закрепляют политическую, экономическую, социальную и культурную основу устройства общества;
2) большинство конституционно-правовых норм содержатся в Конституции РФ и конституциях (уставах) субъектов Российской Федерации;
3) своеобразный состав субъектов: народ и народности, государство и государственный органы различных уровней;
4) отсутствие классической структуры правовой нормы (гипотезы, диспозиции и санкции). Обычно конституционная норма состоят из гипотезы и диспозиции. Санкции присутствуют очень редко;
5) в процессе использования на практике большинство конституционно-правовых норм не порождают конкретное правоотношение, а служат для определения или установления правового состояния или статуса субъектов права. К примеру, состояние в российском гражданстве.
6) эти правовые нормы действуют в основном через нормы других отраслей права.
Виды конституционно-правовых норм
Обозначив особенности, перейдем к видам. Итак, конституционно-правовые нормы бывают:
1. Исходные, которые в свою очередь делятся на:
1) нормы-дефиниции;
2) нормы-начала;
3) нормы-принципы;
4) определенно-установочные нормы.
Скажем несколько слов о каждом виде и приведем пример.
Нормы-дефиниции вводят и закрепляют термины. Норма-дефиниция содержится, например, в статье 4 ФКЗ «О референдуме РФ». Часть вторая этой статьи гласит:
«Для целей настоящего Федерального конституционного закона применяются следующие термины и понятия:
1) агитация по вопросам референдума - деятельность...»
Нормы-начала устанавливают основы общественных отношений. Примером нормы-начала может служить часть первая статьи 1 Конституции РФ, гласящая:
«Российская Федерация - Россия есть демократическое федеративное правовое государство с республиканской формой правления»
Нормы-принципы - нормы, устанавливающие принципы права. К таковым относится статья 10 Конституции РФ. Согласно ей:
«Государственная власть в Российской Федерации осуществляется на основе разделения на законодательную, исполнительную и судебную...»
Определенно-установочные нормы определяют целевые установки законодателя в той или иной отрасти права либо правовом институте. Например, статья 1 ФКЗ «О Конституционном Суде Российской Федерации» гласит, что КС РФ - орган,
«...осуществляющий судебную власть самостоятельно и независимо ... в целях защиты основ конституционного строя, основных прав и свобод человека и гражданина, обеспечения верховенства и прямого действия Конституции РФ на всей территории Российской Федерации»
Разобравшись с исходными нормами, перейдем к следующему виду.
2. Нормы-предписания, которые подразделяются на:
1) регулятивные нормы, закрепляющие и конкретизирующие права и обязанности граждан, полномочия государственных органов и должностных лиц;
2) охранительные нормы, которые регламентируют порядок применения мер принудительного характера.
Также конституционно-правовые нормы можно подразделить по юридической силе, территории и времени действия, по назначению в механизме правового регулирования, по характеру предписаний и по форме выражения диспозиции. Поговорим о каждом из этих видов.
3. По юридической силе:
1) нормы, изложенные в главах I, II, IX Конституции РФ. Нормы других глав Конституции РФ не должны противоречить положениям, установленным в здесь;
2) иные нормы Конституции РФ (главы III-VIII). Конституция РФ главенствует над другими нормативно-правовыми актами, потому не один другой акт не должен ей противоречить;
3) нормы, закрепленные в ФКЗ и ФЗ;
4) нормы, закрепленные в иных актах.
4. По территории действия:
1) общефедеральные. К ним относятся нормы Конституции РФ, ФКЗ и ФЗ;
2) действующие на территории отдельных субъектов РФ. Например, конституции (уставы) субъектов РФ;
3) действующие в масштабе муниципального образования, такие как устав городского округа.
5. По времени действия:
1) постоянные. К этому виду относится подавляющее большинство нормативных правовых актов. Их действие не ограничено каким-либо сроком. Они действуют до принятия другого акта, который отменяет прежний. Например, Конституция СССР 1936 года была постоянным актом. Она могла бы действовать и по сей день, не будь принята Конституция СССР 1977 года и не распадись Союз ССР;
2) временные. Их действие ограничено определенным сроком. Например, при введении режима военного положения для его обеспечения могут быть приняты дополнительные нормативные правовые акты. В случае отмены военного положения они утрачивают свою силу. Т.е. каким бы длительным не было военное положение, связанные с ним акты носят временный характер.
6. По назначению в механизме правового регулирования нормы подразделяются на:
1) материальные;
2) процессуальные.
Несколько слов о них.
Материальные нормы закрепляют права и обязанности субъектов, регламентируют содержание правоотношений. Это, например, статья 119 Конституции РФ, которая гласит:
«Судьями могут быть граждане РФ, достигшие 25 лет, имеющие высшее юридическое образование и стаж работы по юридической профессии не менее пяти лет... Федеральным законом могут быть установлены дополнительные требования к судьям судов РФ»
Процессуальные нормы предусматривают порядок разрешения юридических вопросов. К примеру, процессуальную норму содержит статья 123 Конституции РФ. Она гласит:
«Разбирательство дел во всех судах открытое. Слушание дела в закрытом заседании допускается в случаях, предусмотренных федеральным законом»
7. По характеру предписаний нормы можно разделить на:
1) императивные;
2) диспозитивные.
Императивные нормы не могут изменяться по воле субъектов правоотношений. Они подлежат неукоснительному исполнению. Императивный характер имеет часть вторая статьи 4 Конституции РФ:
«Конституция РФ и федеральные законы имеют верховенство на всей территории Российской Федерации»
Диспозитивные нормы дают субъектам правоотношений возможность в определенных пределах действовать по своему усмотрению. Например, согласно статье 131 Конституции РФ:
«...Структура органов местного самоуправления определяется населением самостоятельно в соответствии с общими принципами организации местного самоуправления в Российской Федерации...»
8. По форме выражения диспозиции нормы делятся на:
1) управомочивающие;
2) запрещающие;
3) обязывающие.
Управомочивающие нормы закрепляют права субъектов правоотношений. Примером может служить часть первая статьи 22 Конституции РФ, которая гласит:
«Каждый имеет право на свободу и личную неприкосновенность»
Запрещающие нормы устанавливают обязанность субъектов правоотношений воздерживаться от некоторых действий, к примеру, подобная норма содержится в части третьей статьи 29 Конституции РФ:
«Никто не может быть принужден к выражению своих мнений и убеждений или отказу от них»
Обязывающие нормы регламентируют обязанности субъектов правоотношений исполнять определенные действия. Так, статья 58 Конституции РФ гласит:
«Каждый обязан сохранять природу и окружающую среду, бережно относиться к природным богатствам»
Итак, наша статья подходит к концу. Сегодня, в ходе рассмотрения темы «конституционно-правовые нормы», мы дали определение этим нормам, а также обозначили их особенности и виды. Надеюсь, чт эта статья была полезной.