После того как в социальной сети Вконтакте появилась возможность загружать обложку, сразу же без раздумий я поставила картину "Поцелуй" Густава Климта. Ну очень мне нравятся его необычные работы. В этой статье хотелось бы поделиться своими имеющимися знаниями о нем (возможно где-то с уточнением в Интернете, а еще, чтобы вам было в разы интереснее читать).
Краткая биография
Густав Климт родился 14 июля 1862 г. в Вене, Австрия. Отец художника был ювелиром, как раз в его мастерской Климт впервые и познакомился с работой по золоту.
Вместе со своим братом он учился в Венском художественно-ремесленном училище, с которым он и начал зарабатывать портретами по фотографии. Такая работа сделала Густава Климта знаменитым в Вене.
В 1888 году Климт получил от императора Франца Иосифа орден за вклад в искусство. Представляете, на тот момент ему было 26 лет, а талант признали уже на таком высоком уровне!
В 1894 году Климт от Венского университета получил заказ (вообще там долгая история, поэтому расскажу уже по факту) на оформление главного зала фресками с изображениями учебных дисциплин (философия, медицина, юриспруденция). Правда его работы показались заказчику мрачными. Был скандал. После этого скандала художник зарекся никогда больше не брать официальные заказы.
Немного перчинки
В 1897 году Густав Климт стал основателем и первым президентом Венского Сецессиона.
Венский сецессион - выставочное и творческое объединение молодых австрийских художников, выступивших в эпоху Fin de siècle (ар нуво) против рутины академического искусства. Благодаря деятельности художников объединения венский вариант модерна также называют Венским сецессионом. (Спасибо Википедии)
Так вот, в этом же году в возрасте 35 лет Климт сблизился с семейством Флёге, с которыми семья Климтов состояла в родстве из-за свадьбы Эрнста Климта со старшей сестрой Эмилии, а Эмилия Флёге (владелица Венского дома моды и кутюрье, на 13 лет младше Густава Климта) стала его подругой и музой, между прочим на протяжении целых 20 лет. Они вместе провели лето на альпийском озере, где художник и нарисовал свой первый пейзаж.
Ох и натерпелась Эмилия за годы, проведенные с Густавом. Эти творческие люди такие творческие... (каламбур, простите). Эмилия Флёге всю жизнь была рядом с Густавом Климтом. Каждую свободную минуту она проводила в его мастерской, прислуживая ему, спасая множество его эскизов и картин. Это она научила его бороться с приступами агрессии, вызванными творческим кризисом или простым недовольством своими произведениями. Эмилия Флёге любила его преданно и беззаветно, Густав Климт любил тоже. Но не только ее.
Эмилия переживала каждую его новую влюбленность и уже почти потеряла себя. Собрав остатки собственного самоуважения, она решилась на несколько сеансов у доктора Фрейда. Последней каплей стала для нее одна из лучших картин художника "Поцелуй". Она ждала, что на картине будут он и она, как символ всепобеждающей вечной любви. Но образ девушки на картине отражал только ее лицо. Все остальное ей не принадлежало. Лица мужчины и вовсе не было видно.
Кстати, наследников у Густава Климта, сумевших это доказать, ого-го!
Фрейд настоятельно советовал фрейлине Флёге научиться жить самостоятельно, ее эмоциональная зависимость от Густава Климта слишком сильна, а в жизни нет места для самой себя, есть только он.
Эмилия много работала, а отношения с Густавом, наконец, перешли из болезненной влюбленности в деловую сферу.
А чуть позже он напишет ее портрет, признаваясь в любви к этой удивительной женщине. И последними словами великого художника будут: "Эмилия должна прийти…"
А теперь про картины
Думаю, что достаточно про отношения Эмилии Флёге и Густава Климта рассказывать. Как всегда, одна сплошная драма.
Стиль Климта сформировался в мультикультурной Вене. В этом городе известные поэты, писатели, врачи, ученые, художники постоянно общались друг с другом и это общение влияло на их работы. По этой причине Климт владел разными стилями и техниками, в том числе в его работах видна эстетика византийских мозаик, медицинские образы.
Самая главная тема художника, несмотря на портреты, пейзажи, аллегорические и монументальные работы, все-таки тема женщин. Через женские образы художник передает идею о цикличности жизни, сосуществовании и смерти.
Картина на известный древнегреческий сюжет о царевне, заточенной отцом в подземелье, чтобы она не родила ему внука, его предсказанную оракулом погибель. Темница не стала препятствием для плененного красотой девушки бога из богов Зевса, золотым дождём ( на картине - между массивными бедрами царевны) проникшего к Данае, чтобы она зачала сына Персея. В работе "Даная" художник использовал изображения бластоцистов (зародышей на ранней стадии развития), как вы понимаете теперь, не просто так.
Рассмотрим еще пару картин и на этом закончим, иначе статья получится ну очень большой!
Моя любимая картина - "Поцелуй", про которую уже писала выше. Первоначальное название "Влюбленные".
Что мы видим на картине? Двое влюбленных на цветочном лугу обнялись словно под единым золотым покрывалом. Мужчина целует женщину в щеку. А вокруг никого. И ничего. Лишь золотой фон. А стоят они на краю то ли оврага, если прозаично. Либо вселенной, если уж совсем романтично.
В картине переплетены многие техники. Но больше всего заметно влияние византийской иконы. Когда смотришь на "Поцелуй", сразу вспоминаются иконы в золотых окладах. Когда вся поверхность изображения покрыта золотым "покрывалом". И лишь лики и руки прорисованы красками.
К этой картине очень много вопросов на самом деле. Но пусть они останутся без ответов. Каждый додумывает сам.
Первый вопрос, который у меня возник.. Почему девушка на картине стоит на коленях? Будто в подчиненной позиции. Это никак не соответствует статусу влюбленной. К тому же стопы девушки сильно напряжены, а пальцами ног она упирается в край обрыва. Как будто в последней надежде удержаться и не сорваться. Да еще стебли вьюна как-то уж очень напоминают оковы. Создается такое ощущение по рукам девушки, что она не сильно рада этому поцелую. Такая неоднозначная картина.
Однако, есть мнение ученых, что эротическая символика представлена на одежде запечатлённых фигур и на земле богато усыпанной цветами: "Прямоугольники на одежде мужчины, символизирующие сперматозоиды, сочетаются с символизирующими женскую плодовитость яйцевидными и цветочными узорами на платье. Эти два поля символов сливаются на золотой ткани".
Бог его знает, что конкретно хотел изобразить Климт :) Каждый видит то, что хочет видеть, как говорится :)
Последняя картина "Смерть и жизнь" является аллегорической на важную для художника философскую тему о цикличности жизни, естественном течении времени, красоте молодости и неумолимости кончины .
Густав Климт умер в шесть часов утра 6 февраля 1918 года.
Такая интересная жизнь была у художника. Он оставил после себя множество интересных работ, про которые расскажу в других статья более подробно.
Спасибо за просмотр :)