Найти тему
Жизнь вокруг

Читая книги. Елена Морозова "Калиостро"

Фото мои личные
Фото мои личные

Вчера днем закончила читать.

Автор описывает биографию знаменитого авантюриста более или менее беспристрастно. Насколько я могу судить.

Фото мои личные
Фото мои личные

XVIII-начало XIX века - время, когда плодились мистические общества, буйным цветом расцветали тайные организации (масоны, иллюминаты), появлялись авантюристы европейского масштаба (Казанова, Сен-Жермен, Калиостро) - благодатная почва для энергичных, артистичных и предприимчивых людей, чтобы, ничего не делая (по сути) зарабатывать огромные деньги. Создавая себе биографию недосказанностями и недомолвками, таинственностью и "чудесностью", эти люди входили в историю Европы, влияли на умы людей (которые, в свою очередь, могли повлиять на политику), в какой-то степени давали толчок развитию химии и физике, не говоря уже о литературе и искусствах.

Фото мои личные
Фото мои личные

Новый виток интереса к графу Калиостро (Жозефу Бальзамо) породил плодовитый Александр Дюма своими романами "Ожерелье королевы" и "Жозеф Бальзамо". По большей частью в романе об авантюристе Дюма придерживался правды, по крайней мере, в той степени, в которой она была известа в его время. Однако, усилия авантюриста по сокрытию своей истинной биографии и созданию вымышленной приводили к тому, что точно и доказательно о нем можно сказать не так уж и много. Более или менее известно, что он родился в Палермо. И почти сразу по рождении его отец умер. Мальчика воспитывала сначала мать, потом другие родственники. Обучался в семинарии, где получил более или менее поверхностные познания в фармакологии, химии и медицине. Что в последствии позволяло ему морочить голову несведующим людям. В библиотеке он интересовался трудами Парацельса, Аверроэса и Авиценны. Но в семинарии ему было скучно. А жажда свободы толкала его на различные проделки и откровенное мошенничество. Освоив составление мазей и притираний, а также проявляя актерские способности, он дурачил доверчивых покупателей. А вдохновенное желание найти клады страждущим, под которые он получал деньги (кладов, естественно, не находилось) привело к тому, что он был вынужден бежать из Палермо в Мессину к мужу своей умершей крестной, Джузеппе Калиостро. Собственно, это имя Жозеф Бальзамо и взял себе псевдонимом, утверждая, что это его не настоящее имя, а назвался он так по высшему повелению. В Мессине, по его словам, он учился у загадочного Альтотаса, чья личность неизвестна до сих пор. Возможно, что он и не существовал, а был выдуман Жозефом Бальзамо в стремлении создать новую биографию, полную тайн и загадок. Где он путешествовал (по его утверждению, с Альтотасом в Каир и Александрию) неизвестно. Как и неизвестно, путешествовал ли вообще. Возможно, после этого "путешествия" он прибыл на Мальту и поступил служить к рыцарям-мальтийцам. Возможно, что там он и заинтересовался мистификациями с зеркалами, духами, колбами, внушением и театральным оформлением всего этого. А желание приобщиться к тайне Великого делания (получения философского камня) заставляло его усиленно постигать теорию всего этого вместе взятого. Но основная задача Великого делания (Высшего знания) в восстановлении гармонии между природой и человеком, высвобождении божественного света, познании истины, а философский камень, превращающий неблагородные металлы в золото, является, при этом, побочным продуктом. Как и эликсир жизни. Возможно, там он был посвящен в масоны и прошел соответствующую инициацию, произведя впечатление на магистра и мастеров своим рвением к познанию. Возможно, что именно с этого времени Жозеф Бальзамо решил стать графом Калиостро, вербуя сторонников в орден Египетского масонства.

Фото мои личные
Фото мои личные

И возможно именно с этого момента "граф Калиостро" начал свое турне по Европе вместе со своей женой, Лоренцей Феличиани, которую он стал называть Серафиной, устраивая сеансы духовидения посредством медиумов (детей и девственниц), излечивая своими настойками и микстурами и предсказывая различные события. По неподтвержденным данным он предсказал революцию во Франции (хотя, по мнению автора, это было не предсказание, а пожелание), казнь короля Людовика XVI и некоторых других событий. Когда в одном городе становилось слишком неспокойно от микстур, которые не действовали, химических трансмутаций, которые не превращали свинец в золото, и невнятного бормотания, которое не приводило к получению божественных знаний, Калиостро переезжал в другой город, страну, даже за море (в Англию). Как пишет автор, в Англии Калиостро не везло: его облапошивали английские жулики, а дворянство не спешило верить в его "тайны" и фокусы. Неоднократно как масон или мошенник он был заключен в тюрьму. Из которой его благополучно выручали многочисленные покровители и прелести собственной жены, которая, по мнению автора, отличалась необычайной красотой. Его трусливая натура не единожды бросала собственную жену на растерзание кредиторов. А по ее уверениям, даже заставляла торговать собой, утверждая, что измена жены по повелению мужа не является греховной. Он даже побывал в России. Но впечатления на Екатерину II не произвел. Более того, она считала его обычным мошенником. А по его отъезде написала несколько комедий - против мошенников, против легковерных, против мистического безумствования, охватившего Европу.

Фото мои личные
Фото мои личные

По мнению автора, с возрастом Калиостро всерьез стал считать себя причастным к тайнам непознанного, стремясь везде и всюду вербовать сторонников Египетского масонства. Возможно также, он втайне подрабатывал шпионом иезуитов. "Дело об ожерелье Марии-Антуанетты" основательно подпортило его репутацию. Хотя, в изложении автора, Калиостро был тут почти ни причем. Вся вина же лежала на авантюристке Жанне де Ла Мотт Валуа. Которая, умудрившись бежать в Англию, писала различные памфлеты, ругая на чем свет стоит Калиостро и разоблачая его мошенничества. Автор изложила историю с ожерельем так, как посчитала нужным.И это изложение мне показалось более логичным, чем все прочитанное мной до этого. Революция во Франции прошла без его участия. Однако, исходя из его писем, он ее поддерживал, но считал, что она направлена на очищение страны от засилья плохих министров и установления королевской власти в ее святости и величии.

Под конец жизни Калиостро прибыл в Рим, где пытался заинтересовать своими идеями египетского масонства римского папу. Но папа считал масонов причастными к расшатыванию мировых устоев королевской (и папской) власти, поэтому счел должным арестовать Калиостро и осудить его к заключению в крепости Сан-Лео. Где он и умер 26 августа 1795 года и был похоронен. Хотя, по мнению его сторонников, он бежал с острова, где содержался, был выкран мальтийцами и прочее. Однако, свидетельство о смерти было выписано 28 августа. Другие мелкие нестыковки в смерти "графа" были естественным продолжением полной авантюризма, загадок и мошенничества его жизни.

Фото мои личные
Фото мои личные

Короче говоря, история загадочной личности графа Калиостро - Жозефа Бальзамо в изложении автора мне показалась логичной, но не слишком интересной - сам текст суховат, как судебные протоколы. Но как информация к размышлению это вполне читаемый материал. Понравилась мне книжка или нет - судить трудно. Но к прочтению весьма полезна.