Найти тему

МАЯКИ РОССИИ (ч.15) - Пизанская башня или утрачен, но не забыт

Уступить морскому ведомству безвозмездно 625 кв. сажен для устройства маяка…👉Это литературный клип! Нажмите на ▶️, слушайте песню и одновременно читайте рассказ, перед глазами появится в красках вся история! Трек «МАЯК ЛЮБВИ» (©2020)

Все части истории «МАЯК ЛЮБВИ» здесь👇

МАЯКИ РОССИИ (ч.1) - МАЯК ЛЮБВИ
РУСТЭМ СУЛТАНОВ = литературные клипы+инди/рок+поп/рок
3 июля 2023

Первый маяк в Таганроге был возведен в далеком 1770 году, и это было дебютное сооружение, которое построили сразу же после восстановления города. А через сто восемь лет взамен старому появился более современный каменный маяк, с подведенными линиями электропередач.

Постановление городского управления от 05.06.1877 года: «Уступить морскому ведомству безвозмездно 625 кв. сажен для устройства маяка и 750 сажен для посадки при нем сада на все время действия маяка, с тем условием, чтобы вход в сад был открыт для публики».

Таким образом, на мысе Таганрога появился настоящий маяк. Но к 1971 году он стал напоминать падающую Пизанскую башню, и аварийное сооружение было нещадно снесено, а некогда цветущий сад опустел и зарос бурьяном.

Немного позже на месте старого маяка появилась металлическая секционная мачта с огнем, которая стоит там до сих пор.

Маяк в своем первозданном виде утрачен, но не забыт. Памятная доска, укрепленная на здании маяка, гласит: «Построен в 1878 году при главном командире Черноморского флота и портов генерал-адъютанте Адмирале Николае Андреевиче Аркасе». Именно он занимался усилением южных границ во время русско-турецкой войны 1877-1878 годов и восстанавливал российское военно-морское могущество.

Нужно отметить, что проект тогда получил очень высокую оценку. Но для адмирала было особенно важно, что свет от его маяка виден на девятнадцать миль и помогал рыбакам найти родную землю, а крупным судам - избежать отмели.

На старых фотографиях запечатлено двадцати двух метровое сооружение, в форме цилиндра, которое постепенно сужалось кверху. На стенах маяка, толщина которых достигала одного метра, находились прямоугольные окна, а на самом верху - две смотровые площадки, которые представляли собой выступы, защищенные решеткой. Верхушка маяка была полностью застеклена, и там находился фонарь. Венцом всего строения являлась куполообразная крыша с шаром и флюгером.

Рядом с маяком располагалось одноэтажное здание с полуциркулярными окнами, а рядом с ним еще одно - двухэтажное с полуподвальным помещением и прямоугольными окнами, которое сохранилось и по сей день. Обе этих постройки принадлежали офицерам морского ведомства. В прекрасном саду, высаженном у маяка, находилась метеостанция.

До 1909 года маяк функционировал на керосиновом освещении, и только потом к нему подвели электричество. Энергию вырабатывала электростанция, установленная в здании, размещавшемся в саду маяка.

«Нет во всей Российской империи, сколько теперь знаем, местности, где ожидаемые отклонения отвесной линии - магнитного склонения - были бы больше, чем во всем бассейне Черного-Азовского моря» - так писал Гидрографический департамент морского министерства.

С той самой поры Таганрогский маяк простоял чуть более ста лет, и работал практически непрерывно. Осенью 1941 года фашисты его потушили. Свет от маяка появился лишь в августе 1943 года. Тогда Таганрог освободили от немецкой оккупации.

Светлов, заехав домой и немного отдышавшись, сменил гардероб на более облегченный. Теперь же он ехал на Таганрогский маяк, вернее на то, что от него осталось.

«Ну, почему нельзя сохранить наследие? Что за халатное отношение такое? Ссылаться на вечную нехватку финансирования. А всего-то, не умение расставлять приоритеты, что ясно указывает на отсутствии профессионализма у некоторых чиновников» - с горечью думал Светлов по дороге.

- Лев Николаевич, а вы знаете, что именно у нас в 2017 году снимался фильм «Смотритель маяка»? Всего за пару дней на берегу залива построили декорации. Бутафорский маяк, домики с соломенными крышами, огороженные плетнём. Занятно, как сразу все вокруг преобразилось. И место ведь выбрано не зря. Здесь такая необыкновенная красота. Отливы и приливы, волшебные с медленно ныряющим в воду солнцем, богатое разнотравье, весело пляшущее на легком ветру, и реющие высоко над головами белобрюхие чайки, - разошелся водитель не на шутку.

- Как вы поэтично описали, - удивился Светлов.

- А чего? Водитель не только должен уметь «баранку» крутить! – важно заметил мужчина.

«Бутафорский маяк - это дань нашему времени! Много ненастоящего, наносного. Искусственные лица, эмоции, отношения. Но, похоже, изменения уже начались и их нельзя остановить. На смену бутафорской идет жизнь с настоящими человеческими ценностями: честностью, достоинством, смелостью, добротой и абсолютной натуральностью. Скоро весь этот театр абсурда падет и на его месте появится нечто грандиозное, целостное, мощное. И мы этого заслуживаем. Пришло время создавать все заново, чтобы передать своим потомкам не бутафорские маяки, а самые настоящие, излучающие свет» - подумал Светлов и от этих мыслей у него пробежали мурашки по спине.

Они, наконец, прибыли на место. Чиновника встретил средних лет мужчина, который представился, как сотрудник маячной службы - Вячеслав Сергеевич.

В его обязанности входило следить за территорией и зданиями, что находились на ней, а также за металлической секционной мачтой с огнем. Мужчины прошли по периметру маячной площади.

«Да, если бы ты, Николай Андреевич Аркас знал, что твое детище падет и даже не от вражеского снаряда, а от времени, ты бы не поверил и посчитал меня лжецом или безумцем. Сто лет простоял и погас только однажды! Когда осенью сорок первого фашисты пришли в город, а через пару лет загорелся вновь, когда освободили от захватчиков нашу землю. Прости дорогой друг!», - обратился мысленно к знаменитому адмиралу Черноморского флота Светлов.

Уезжал чиновник с грустью в сердце. Ведь, сохранить маяк не удалось, и от этого было неуютно на душе.

«Нужно сделать так, чтобы моя поездка оказалась оптимально полезной для всех оставшихся в строю маяков, которые стоят на службе. Недофинансирование - смерти подобно для каждого такого сооружения в отдельности и для всех в целом»,- думал он, записывая в блокноте очередную мысль.

Продолжение следует…

==

Авторы композиции «МАЯК ЛЮБВИ» (©2020) - Рустэм Султанов/Борис Орлов

==

Синопсис рассказа: Рустэм Султанов

Литературное наполнение - Оксана Казанцева (специально для Султанов-Дзен) Оксана Казанцева - осознано в литературе с 2010 года. С 2018 года профессиональный писатель.

==

Послушать лучшее у Рустэма Султанова 👉

#маяклюбви

#рустэмсултанов

#борисорлов

#литературныйклип

#джаз

#индирок

#попрок

#россия