"Станемте, ребятушки, в купонку играть...»
В современном мире, стремящемся к компьютеризации, дети очень рано начинают приобщаться к техническим новинкам. Живое общение детей во дворе заменяется виртуальным, да и само слово «игра» для большей части подрастающего поколения — в первую очередь не что иное, как развлекательная компьютерная программа. Сложившиеся условия ведут к стремительному разрушению многовековой игровой культуры и забвению тех игр, которые были популярны не только столетие, но и два‑три десятилетия назад. Однако осознание того, что игра является одним из богатейших пластов традиционной культуры, а также имеет большой обучающий и воспитательный потенциал, говорит в пользу необходимости её изучения и сохранения, а также создания условий для её активного использования.
В 1980 – 1990‑е решением этих вопросов активно занялись в музее-заповеднике «Кижи». Научный сотрудник музея и основатель Фольклорно-этнографического театра Р. Б. Калашникова собрала в экспедициях большое количество игр, а также разработала опросник и паспорт игры, которым и сейчас пользуются собиратели.
Приведём несколько игр, которые были популярны в Олонецкой и Архангельской губерниях в конце XIX – начале ХХ века. Играйте на здоровье!
Купонка
Игра-молчанка. Все дети произносят приведённые ниже слова, затем закрывают рот и стараются не показывать зубы, одновременно дразня друг друга и пытаясь рассмешить. Кто первый «оскалит зуб», тот исполняет какой-нибудь фант или получает от каждого по щелбану.
Станемте-ка, девушки,
В купонку играть,
Куп-куп-куп,
Не оскаливай зуб,
Кто оскалит зуб,
тому палкой в зуб
Хлуп!
Волосянка
Ребята громко произносят слова, когда доходят до слов «за волосы», предлог тянут, сколько хватает дыхания, «волосы» произносят только тогда, когда дыхание заканчивается. Побеждает тот, кто дольше всех продержится.
Станемте-ка, девушки,
волосяночку тянуть,
а кто не дотянет,
того за-а-а волосы!
Олень
Выбранный детьми «олень» садится на камень или ступени. Играющие дети
подходят к нему и говорят:
Уж ты, батюшка-олень,
Ты спусти меня на день,
с утра до вечера,
до сего вечера.
Вот тебе хомут,
вот тебе дуга,
больше я тебе не слуга.
Проговорив это, дети разбегаются в разные стороны. «Олень» бежит за ними и старается кого-нибудь поймать. Кого поймает, тот начинает помогать «оленю» ловить других, пока все не будут пойманы. Тогда игра начинается сначала, а тот, кто был пойман первым, становится «оленем».
Бабушка‑старушка
Дети образуют круг и выбирают «бабушку», она садится в центр. Взявшись за руки, участники двигаются по кругу, между ними и «бабушкой» происходит следующий диалог:
— Бабушка-бабушка, что делаешь?
— Ямочку рою.
— А на что тебе ямочка?
— Иголочку ищу.
— А на что тебе иголочка?
— Мешочек шить.
— А на что тебе мешочек?
— Денежки копить.
— А на что тебе денежки?
— Часовенку строить.
— А на что тебе часовенка?
— Богу молиться.
— Пусти нас, бабушка, в эту часовенку.
— Подьте, подьте (пойдите), но не безобразьте.
Дети начинают кривляться и дразнить «бабушку», она вскакивает и старается кого-нибудь поймать. Кого поймает, тот становится «бабушкой» — и игра начинается сначала.
Полный текст см.: Наталья Михайлова, Владлена Кантор, «Станемте, ребятушки, в купонку играть...»//Мир Музея. 2012. N 10. С. 48 - 50.
Музей-заповедник Кижи
#мирмузея #архивмирмузея #мирмузеяархив #мирмузея2012 #народныеигры #Карелия #музейКижи #настоящиеценностибудущего #знание