Сериал “Зена-королева воинов” 1995-2001 г. Фэнтези, фарс, комедия, мюзикл, драма, приключенческий боевик. Эпиграф:
-“Эх, хороша Зина!
- Да я не Зина.
- Да всё равно хороша!”
Не ожидал от себя, что однажды у меня дойдут руки до просмотра этого, без сомнения знакового и культового сериала середины девяностых – начала нулевых годов, который продержался на малых экранах целых шесть сезонов, и на котором выросли практически все дети девяностых. Я сам из этого поколения, а вот данный сериал я пропустил, но безусловно о нём слышал, и, как правило, только хорошее. И вот однажды, пресытившись современными “щедеврами” как русского, так и мирового кинематографа, решил устроить себе несколько месяцев приключенческого фэнтези, и забрал себе данный сериал из известного источника, и на два месяца я пропал. Я был поглощён данным сериалом, и сейчас, когда посмотрел последнюю серию, и как следует вздохнув (и сильно так погрустив), решил написать отзыв на данный сериал, поскольку он пробудил во мне целый ворох различных эмоций (от любви до ненависти). Поэтому данный отзыв считайте больше этаким признанием в любви к сериалу, хотя и конструктив будет, за это можете не переживать. И вот вам моё краткое мнение – Любимейший сериал с целой кучей проблем. В сериале есть как безусловные достоинства, так и явные недостатки, и я постараюсь всё это рассмотреть, как можно подробнее. Поэтому, без лишних слов, приступим к этому.
Итак, достоинства:
1. Приключение Зены и Габриель – несмотря на кучу недостатков (о которых поговорим ниже), сами приключения отважной воительницы Зены, которая решила сойти с опасной тропы бессмысленных убийств и беззакония и стать защитницей простых людей и справедливости, и Габриель – её верной спутницы, которая из вечно болтающей языком обузы за время сериала превращается в не просто боевую подругу, а практически в сестру по духу. Обе героини за шесть сезонов переживут такое количество приключений, что некоторым за целые поколения не пережить. Судьба их заведёт, помимо Греции, в Египет, Галлию, Рим, Британию, Китай, Индию, Японию и бесчисленное множество деревень, храмов, даже мифических миров. Наши красавицы испытают все эмоции этого мира, обретут верных друзей и заклятых врагов (с которыми не раз будут биться). Героини будут погибать и воскресать, переселятся в другие тела, возрождаться в дальних потомках, обеих ждут непорочное зачатие (и это не шутка). И Зена и Габриэль многое осознают в своей жизни, их вера и идеалы не раз пройдут проверку суровыми испытаниями, во время которых они будут идти даже не по лезвию бритвы, а по кончику самого тонкого и острого лезвия в мире. Сила, отвага, ум, смекалка, доброта, инстинкт, вера – всё это поможет нашим героиням побеждать целые армии противников, и выходить победительницами даже из самых опасных ситуаций, ведь воин должен отлично владеть не только мечом, но и головой, иначе он ничем не лучше зверя. Когда я смотрел финальную серию, то загрустил, ведь мне казалось, что только вчера Зена, после долгих уговоров, взяла болтливую девушку Габриель в качестве спутницы, а теперь всё закончилось. Они многое пережили вместе, и я рад, что разделил с ними их приключения, несмотря ни на что.
2. Юмор – вот шутить сценаристы данного сериала умеют, да и актёры сыграли в этом далеко не последнюю роль. От некоторых опусов я валялся под монитором от смеха, и после этого ещё долго не мог прийти в себя. Ведь данный сериал вмещает в себя многие жанры, и серии, как правило, делятся на них. Вот юмористические серии создателям удались на славу! Уж не знаю насколько процентов данные серии повысили популярность Зены, но чует моё сердце – они сыграли не последнюю роль. И было видно – актёрам сниматься в них было по кайфу. Они буквально тащились от самого процесса. Это сразу видно, ведь такое за деньги не купишь! Хотя от некоторых опусов героев испытываешь настоящий испанский стыд.
3. Драма – драматических серий и отдельных моментов в сериале хватает, но самый пик и накал случился в третьем – самом сильном и лучшем сезоне, где создатели выдали такую драму, что я просто аплодировал стоя и повторял многократно “Браво Зена!”, “Браво Габриель!”. Здесь Люси Лоулесс и Рене О’Коннор постарались от души, и это видно. Я, когда это видел – то моя челюсть валялась под столом, хотя мною просмотрены сотни картин, и удивить меня уже не так легко, как раньше, а тут сериал из девяностых с помощью отличных сценарных приёмов и простой мотивации, в исполнении талантливых актёров и актрис смог удивить.
4. “Казнить или помиловать?” – эта вечная дилемма постоянно стоит перед Зеной и Габриель на протяжении всего сериала. Пощадить заклятого врага или уничтожить его, ведь он непременно попытается отомстить? А может в его душе ещё теплится добро, и нужно только его разбудить? А какова цена прощения? Что лучше в этом мире – путь войны или путь мира? Как любовью и добротой остановить безжалостную армию, сметающую всё на своём пути? Казалось ответ очевиден – всех врагов Зены и Габриель ждёт смерть, но не всё так просто. Давайте не будем забывать, что Зена в прошлом – предводительница безжалостной армии, что стирала города и деревни с лица земли, устраивала геноцид местного населения, слово “милосердие” было ей чуждо, ей благоволил Арес – Бог войны, она даже хотела стать его женой и властительницей мира, и на этом пути они оставила кровавый след, который по прошествии долгих лет никуда не исчез, и на её пути сейчас, уже после встречи с Габриель, встретятся люди, которым она искалечила жизни, погубила их родных, и теперь они жаждут только мести за всю пролитую кровь. Вся эта мораль здесь играет в обе стороны. Казнить или помиловать героини будут решать в каждом отдельном случае, хотя за некоторые решения будет заплачена высокая цена (даже кровью друзей).
5. История и мифы – сценаристы запихали в сериал всё что только можно, смешав реальные исторические личности (Цезарь, Помпей, Боудикка, Клеопатра, Марк Антоний, Брут, Октавиан, Калигула, и так далее), и мифические (Одиссей, Кекроп, Греческие боги, Беовульф, Скандинавские боги, Индийские божества, верования Китая и Японии), уверен, что для большинства зрителей все эти имена (и ещё десяток других) окажутся знакомы, даже если вы о них слышали только краткие отрывки информации, и часть из данных персонажей получились очень похожими на свои прототипы, да и актёров неплохо так подобрали (хотя и не везде угадали, но это уже мелочи). Вот только помните, что всё это введено исключительно для приключения Зены и Габриэль, поэтому, если вас заинтересовали вышеперечисленные персонажи и мифология – то изучите о них информацию самостоятельно.
6. Энтузиазм – сериал бюджетный (я бы сказал очень бюджетный), поэтому весь его успех на протяжении шести сезонов держался исключительно на актёрском таланте и самих приключениях. Все участники были поглощены своей работой, и зачастую работали за идею, и сами же тащились от процесса. А ведь такой вот энтузиазм не купишь ни за какие деньги. Это мне напоминает некоторые малобюджетные картины, снятые исключительно на вот таком энтузиазме, и несмотря на их известные проблемы – их можно смотреть и искренность их создателей порой подкупает. И данный сериал тоже сделан энтузиастами, который до сих пор имеет большую фанатскую базу и заслуженную популярность.
7. Драки и битвы – да, они простоваты и явно подражают Болливуду, и большая их часть скорее напоминает сходку реконструкторов, возомнивших себя Джеки Чанами и Брюсами Ли, но трюки – моё почтение, каскадёры постарались, ибо выдают частенько такие фортели, которые даже сейчас, в наш высокотехнологичный век, не каждый даже рискнёт повторить. А если идёт массовая битва – тут можно даже словить кайф, и адреналин сам будет вырабатываться. Хотя, не будем забывать, что такая вещь как “тактика” и “ стратегия” здесь отсутствует (особенно это заметно на примере, когда римская армия бежит на противника нарушив строй). Ведь “Зена” – это в первую очередь приключенческий боевик, и ради этого самого боевика зрители и смотрели данный сериал. И заметьте – графики в этих эпизодах практически нет, люди сами прыгали, махались, совершали все невероятные кульбиты. Поэтому всем постановщикам и каскадёрам данного сериала – смело жму руку!
8. Джоксор – как можно не выделить отдельно лучшего друга Зены и Габриель, недотёпу и разгильдяя, при этом смелого и отважного, и надёжного спутника, которого блестяще сыграл Тэд Рейми (родной брат Сэма Рейми – одного из продюсеров данного сериала)? Без этого недотёпы сериал был бы менее интересным, ведь Джоксор – один из самых ценных кладезей здешнего юмора. И, несмотря на всю его простоту и неуклюжесть (и определённую трусость), ради Зены и Габриель пойдёт хоть в Ад, хоть в Чистилище, и без сомнения рискнёт собственной жизнью, ведь ради таких друзей это можно сделать, ведь и они в ответ без колебаний сделают подобное. А когда эта троица участвует в юмористических сериях (например, “Бесконечный день” или “Любовная лихорадка”) – тут просто ловите кайф и готовьте свои животики, которые порвутся от смеха.
9. Автолик, Геракл и другие второстепенные персонажи – но не только Джоксором полнится данный сериал, не менее ярким спутником Зены и Габриель является Автолик (он же Король Воров) в исполнении Брюса Кэмпбелла (который сам режиссировал серии со своим героем). Данный персонаж мало того, что настоящий профессионал воровского дела, как он ещё и чертовски юморной, поэтому серии с его участием можно считать одними из лучших. Арес в исполнении Кевина Смита – заклятый враг Зены и одновременно её друг (как так получилось вы знаете сами, а если не знаете – то посмотрите сериал). Геракл в исполнении Кевина Сорбо появляется всего в двух сериях, и даже этого хватает зрителю, чтобы понять, что представляет из себя здешний Геракл и на что он способен (это смотрится хорошо, учитывая, что сериал про Зену появился благодаря его сериалу “Удивительные странствия Геракла”, которые снимались одновременно с “Зеной” и там же, в Новой Зеландии). Всех ярких второстепенных персонажей перечислять не имеет смысла, ведь их много. Просто знайте, что их характеры и образы достаточно хорошо продуманы и раскрыты (чего в современном кино уже не часто встретишь, не говоря уже о сериалах).
10. “Особые отношения” Зены и Габриель – об этом фанаты и поклонники долдонят на протяжении двадцати пяти лет, и продолжают это делать и сейчас. Одни считают, что Зена и Габриель – гомористки, другие это опровергают, и утверждают только о преданной дружбе между ними. В этом споре виноваты сами сценаристы, которые не ответили на этот вопрос (а в одной из серий даже поиронизировали над этим). И поскольку официально на это нет ответа (хотя и есть некоторые двоякие намёки на протяжении всего сериала), поэтому я и могу смело заявить и успокоить фанатов и поклонников таким заявлением “Зена и Габриель – не гомористки, а только подруги и соратницы, практически сёстры по духу”. А утверждения всякой прессы известной ориентации (в частности их трактовки интервью Люси Лоулесс) и влажные фантазии фанатов – могут идти лесом! Скажите: “Такой дружбы не бывает!”. Бывает, я это знаю не понаслышке. У меня перед глазами есть живой пример крепкой женской дружбы, которая продолжается годами, они пойдут друг за друга даже на смерть, как Зена и Габриель в данном сериале.
Чуть не забыл ещё один хороший момент (который в других картинах и сериалах редко увидишь) – это практически полное отсутствие макияжа на Зене, ведь она часто дерётся, поэтому макияж был бы здесь лишним. Он конечно есть, но в самый край. Нет теней и подкрашенных глаз, да и внешние данные у Люси хороши, хотя она и блондинка (а в сериале брюнетка). Я даже не догадывался об этом, насколько качественно создатели подошли к гриму актрисы. Да и с Рене постарались. Они – настоящие красавицы, которым лишняя “штукатурка” не нужна!
Итак, недостатки:
1. Феминизм – ох товарищи, этого добра тут полно. Хотя иногда накал феминизма в сериале стараются понизить, но в целом он всегда остаётся высоким. И если с амазонками всё понятно, то вот женщина – предводительница римской армии – это уже за гранью (да и вообще преобладание женщин предводительниц удивляет). Мне вообще стоит говорить, что в Древние времена, а особенно в Греции и Риме (где основные события и происходят) такого даже помыслить было невозможно. Хотя исключения были, например, Боудикка (но она из племени варваров, да и у неё там были известные обстоятельства). А в сериале даже в Древнем Китае целые армии с их генералами подчиняются женщине. Да, если взять сериальную вселенную Зены, то это не смотрится так странно, но, если знать об истории и том времени, то задаёшься логичными вопросами. Я не против сильных женских героинь, ибо и Зена и Габриель в этом плане хороши, ведь они сильны не потому что они такие по факту рождения, а потому что их судьба сильно помотала, и они были вынуждены стать сильными, тут стоял вопрос выживания. Но вот некоторые серии (например, “Мисс Амфиполис”, или “Лира и пламенные сердца”) прямо кричат о феминизме девяностых годов, который сейчас превратился в натуральный цирк шапито, вы и сами это знаете не хуже меня, а вот в девяностые он только зрел, и конечно он не мог не отразится на таком популярном сериале как “Зена”, ведь искусство одновременно и оказывает, и испытывает воздействие. И если бы Зена и Габриель просто спасали бы деревни от разбойников и предотвращали бы войны между народами и вели бы задушевные беседы (а разговоры между ними хороши, без дураков), но так нет, и Зена и Габриель активно распространяют свои феминистические пассажи везде где только можно, разрушая этим семьи и не только. И ладно, если такое было бы только в крайнем случае, так нет же, это происходит довольно часто, и это просто вымораживает.
2. Мешанина – вот что из себя представляет сценарий данного сериала, ведь чтобы снять целых шесть сезонов, то нужно откуда-то брать материал, вот сценаристы его и взяли: Троянскую войну, Гражданскую войну в Риме, Завоевание Галлии и Британии, Вечная битва между Раем и Адом, соперничество индийских богов, разборки на Олимпе, врачевание Гиппократа, Дикий Запад (это не шутка), Вторая мировая война, вариация сказки “Золушка” (и это не шутка), современность, история Иисуса Христа, Ромео и Джульетта, гонения христиан, множество вымышленных миров, кучи перерождений, персидские божества в Британии. Знаете, у меня сейчас перед глазами два листа формата А4 с множеством заметок по сериалу, и если я буду сейчас переписывать из него всё (и это с учётом, что вести эти заметки я стал только с конца второго сезона), то данный отзыв будет в ста пятидесяти частях. Причем со всего этого разнообразия мифов, легенд и истории создатели содрали только фасад и некоторые подробности и всё перемешали так, что получилась вот такая мешанина, которая воспринимается никак, кроме сквозной приключенческой истории Зены и Габриель вкупе с юмористическими сериями. Вы просто подумайте головой как может одновременно в одном мире существовать Олимп и скандинавская мифология? Ведь бог либо Зевс, либо Один, одно автоматически исключает другое. Вместе это не может существовать.
3. Логика – вся сценарная мешанина приводит к закономерному – к проблеме логического объединения всего этого в единое целое. Например, после гибели олимпийских богов всей Земле должен был наступить маленький пушистый зверёк, однако он не наступает. Опять же, в заметках много такого есть (например, шакрам Зены с автонаведением и нарушающий все законы физики). Вот ещё один пример – когда Габриель в первом же бою после долгого перерыва мастерски орудует двумя кинжалами, хотя до этого ни разу ими не пользовалась, повторюсь НИ РАЗУ!
4. Серии о современности или приближенные к ним – в них есть самоирония (спасибо за это, хоть понимаете о чём сняли), но всё остальное – это этакие попытки выдернуть Зену из псевдо-Древней Греции и дать усладу фанатам (несчастные люди, живут в выдуманном ими самими мире, сам был таким, поэтому знаю, что это такое и как это вылечить), которые напридумывали всякое. Эти серии были скучны, хотя парочка имела неплохой задел на большее, но этот задел был чудовищно слит в известный предмет.
5. История, оружие и доспехи – исторические события здесь нужны только для показа крутости и несгибаемости Зены и Габриель, вот только к реальности они имеют мало общего. Например, в сериале Зена убедила императора Калигулу покончить с собой, а в реальности его убили собственные сторонники, Марк Лициний Красс погиб в Парфии, а не был казнён в Риме никем не узнанный, как это показали в сериале. Про Антония и Клеопатру я вообще промолчу. Восстание Боудикки показано крайне странно и так далее и так далее. Если всё перечислять, то мы вообще никогда не уйдём. А с мифов я вообще офигеваю, насколько они всё исказили и упростили до коробка спичек. Оружие и доспехи – ну, типичная фэнтезя, причём в худшем смысле этого слова. Доспехи “сидят” только на Зене, Габриель, Аресе, Каллисто, Цезаре и предводителях орд и армий, а на всех остальных, даже на Джоксоре смотрятся “как на корове седло”. Римские, персидские, греческие, китайские доспехи – это такая известная вещь, что наряжать римлян и персов о одно рваньё и откровенную фэнтезю (причём без малейшего функционала) – это просто верх надругательства над историей. Ёшкин матрёшкин! В девяностые были библиотеки, музеи, где всё это добро описано и показано. Сходи, почитай, посмотри, и воспроизведи, блин!
6. Декорации – на весь сериал будут два храма кхмерской культуры (или похожей), две деревни, город с парой крепостей, и постоянно меняющимися бытовыми предметами во всём этом, дабы уж постоянному зрителю не мозолила глаза одна и та же ваза в одном и том же углу одной и той же таверны. Сказывается бюджетность сериала. Да ещё все это можно увидеть в “Удивительных странствиях Геракла”, который снимался там же, где и Зена. Понимаете, Новая Зеландия – это, внезапно, Новая Зеландия. Это не Греция, не Италия, не Франция, не Китай и даже не Персия. Таких джунглей в Европе нет, ввиду другого климатического пояса. Поэтому очень трудно поверить, что на экране Европа. Уж извините, Новую Зеландию узнать не трудно.
7. “Внезапный мюзикл” – я люблю мюзиклы, а серия “Мир иллюзий” почти вся состоит из песен, и эта серия – одна из лучших во всем сериале (кстати, она из третьего сезона), да и героини поют просто великолепно. Меня это тронуло до глубины души. Но иногда мюзикл врывался так неожиданно и с такими отстойными и пустыми песнями, что оставалось только заткнуть уши и ждать окончания этого. Клянусь вам, что подобные моменты заставляли меня ненавидеть данный сериал со страстью.
8. Скучные серии – увы, они составляют практически сорок процентов всего сериала (и большая их часть приходится на последние два сезона). В них завязка не цепляет, шуток практически нет, драки и битвы скучные, финал предсказуем, поэтому смотришь их по инерции, ожидая что следующая серия будет интереснее, ну или хотя бы бодрее. Особенно долгое противостояние Зены с шаманкой Алти уже на третий раз достаёт своей скукотой. С Каллисто хоть нормально завернули, а с Алти так не смогли.
9. Содомиты и гомористки – да уж, без этого данный сериал был бы намного лучше. Слава Богу, что этого бобра тут не очень много, и создатели старались на акцентировать на этом внимание, но это всё равно вымораживает. А вот с гомористками вышло интересно, на это как раз акцентируют внимание, хотя напрямую об этой проблеме стараются не говорить. Девяностые, веяния времени. Противно, аж ругаться хочется самыми запретными и грубыми словами.
10. Негры, азиаты в Древней Европе – я говорю только именно о данном регионе, ведь Зена с Габриель посещают и Азию в своих путешествиях. Скажем так, негры и азиаты в войсках Греции или в племенах амазонок смотрятся также правдиво, как сериал “Уэндэй” в списке “Лучших и качественных сериалов всех времён и народов”. Пояснять данную позицию, я думаю, не стоит, поскольку всё очевидно и так.
11. Завершение линии с Аресом – закончили они её крайне невнятно, а самое главное – совершенно недостойно. Если бы они остановились на серии “Ферма старого Ареса”, то это было бы великолепное завершение его истории. Ведь их отношения с Зеной были непростыми, и мы это знаем и видели собственными глазами. В данной серии всё закончили логично и прекрасно. Это лучшая серия с Аресом, просто лучшая. Но они не остановились, и этим всё испортили, негодяи.
12. Спецэффекты – они никакущие, даже по меркам девяностых, не говоря уже о сегодняшнем дне. Сказывается бюджетность, поэтому часто такие вот моменты воспринимаются крайне комично.
13. Никакущий финал – он просто недостоин такого культового сериала. Вы не подумайте, это не как финал “Остаться в живых” или “Игры престолов”, но всё равно плохо. Эмоций практически нет, всё слишком скупо и даже с намёком на продолжение. Какое продолжение блин? Шесть сезонов (это и то перебор, но об этом ниже) и такой финал? Сценариста за такое надо выпороть! Более того, две последние серии (“Когда друг нуждается в помощи”) в России выпустили отдельно (как будто это вершина всего сериала). Вот вам набольшая структура сериала по сезонам:
1. Первый сезон – неплохое начало, смотреть можно и вызывает интерес.
2. Второй сезон – юмор и интерес растут, персонажи раскрываются, продолжаем просмотр.
3. Третий сезон – драма, развитие героев, истории, драки и схватки, музыкальные моменты – всё прекрасно. Лучший сезон!
4. Четвёртый сезон – всё ещё держит планку интересности, продолжаем.
5. Пятый сезон – сценаристы исписались и начинают растягивать свои истории на три серии (хотя раньше обходились двумя, хотя было одно исключение), есть удачные серии, ждём продолжения.
6. Шестой сезон – сериал уже не знает, как закончится, поэтому начинаются сценарные потуги и выжимка из лимона последних капель сока, а финал – результат оного.
Прощание Зены и Габриель в финале – это просто две деревянные куклы, что произносят заученные монологи c надеждой как можно быстрее их произнести и уйти домой. Вот так это выглядит. Что с вами стало Зена и Габриель! Вы практически сёстры, боевые подруги, прошедшие огонь и воду, испытавшие самое страшное горе, не раз погибавшие и воскресавшие, и в финале вы выдаёте практически скупой диалог с намёком на продолжение и занавес! И это всё? Вы понимаете, как вы поступили со зрителями, которые смотрели нас на протяжении шести лет (а русские зрители позже, но это не отменяет вышеперечисленного)? Да это натуральное свинство. Так уныло закончить без преувеличения легендарный сериал, который полюбило так много людей (даже с его очевидными проблемами). Видимо мы никогда не увидим ни одного сериала, который закончится ярко и сильно так, чтобы его запомнили навсегда.
Знаете, сериал “Зена – королева воинов” (хотя в оригинале он называется “Принцесса воинов”, спасибо русским локализаторам, хотя слегка переделанное имя главной героини правильно сделали, ведь для русского уха имя “Зина” звучит несколько по-иному, нежели для западного человека) – это как любимая девушка. Порой она тебя так сильно бесит, что хочется её прибить, но затем ты вспоминаешь те счастливые мгновения, когда она дарила тебе тепло и свою любовь, и ты постепенно остываешь, подходишь к ней, крепко целуешь и говоришь приятные ей слова. Я полюбил этот сериал, и с удовольствием его пересмотрю в будущем, хотя и не забываю о недостатках, которые заставили меня поставить ему справедливую оценку, даже несмотря на мою любовь (а ещё не забудем смерть Джоксора, и не простим!).
Отдельно об актёрской игре я не буду говорить, все они старались, хотя некоторые даже чересчур. И ещё несколько слов о музыке. Она никакая, только в юмористические моменты звуковые эффекты радуют, ну и некоторые песни, да основная мелодия Зены во время боя, а всё остальное – серенько как-то. Можно было и лучше.
Моя оценка 6 из 10 и моя рекомендация к просмотру!
- Спасибо за ваше время. Если понравился отзыв - ставьте нравку, https://zen.yandex.ru/id/5e4e814be977e25b8eec27e6 - подписывайтесь на канал, читайте другие мои отзывы.
- Отписываясь, вы разрываете автору сердце, не надо так!
- Комментируйте, поправляйте, советуйте хорошие фильмы. Счастья вам и здоровья!