Найти в Дзене
А давай на «ты»?

О взрослении душевных струн

«Но хуже всего – это ампутированная душа. Душу протезом не заменишь».

К/ф «Запах женщины»

Какие интересные метаморфозы происходят с человеком в течение жизни.

Вспоминая себя лет 20 назад, не говоря уже о более раннем возрасте, я смотрела на тех людей, которые восхищали моих взрослых: родителей, бабушек и дедушек, – и просто не понимала, что они в них находят. 

Если говорить об известных людях, тогда живущих, то их творчество, выступления и иные разного рода проявления – мне казалось все таким неинтересным, несмешным, плоским. Это была стадия абсолютного непонимания даже тех смыслов, которые они транслируют.

Став старше, лет в 15, я стала уже (сознательно или нет) отрицать творчество этих людей – это была следующая ступень. Мне казалось все не просто лишенным смысла, юмора, важности, а абсолютно оторванным от реальности.

Мне казалось, что они вообще не ощущают то, что важно, что интересно и что круто. 

Помимо прочего, мне это все казалось жутко немодным. Я искренне считала все грани их проявления нафталином и частенько ловила испанских стыд, когда неожиданно сталкивалась с таким творчеством. 

Похожие эмоции я испытывала и по отношению к тому, что бережно хранится на полке с надписью «Классика». 

Когда взрослые возвеличивали и преклонялись, я, в лучшем случае, просто не понимала, а в худшем… не стоит и озвучивать.

Это была стадия невежества, когда отрицаешь не потому что не нравится, а вопреки всему, что откликается. Нарочито громко и явно. Когда это – острая грань протеста, сопряженная с желанием оттолкнуть все, что важно другим. Ведь я сама по себе, умнее и лучше ощущаю все истинное и глубинное.

Но шло время, и сейчас я поймала себя на мысли, что, кажется, доросла. Точнее сказать, дозрела. Наши параллельные прямые творческих интересов – мои и моих взрослых – начали сходиться. 

Конечно, это не единственный пример, достойный внимания, но осознала я это, слушая энное интервью Юрия Стоянова, невероятно талантливого, очень современного, универсального и многогранного. Он как-то гениально подстраивается под время, растет и мудреет с ним, везде оставаясь своевременным и, как мне ощущается, Человеком.

Я думаю, что очистить восприятие от шелухи своих представлений и условностей мне помогло несколько моментов.

Во-первых, пубертат прошел, и это прямо ура, товарищи! Уже не нужно сопротивляться всему намеренно, чтобы показаться независимой и очень значимой. Быть бунтарем, чтобы заметили. Не принимать заведомо все, что кому-то важно. 

Появилась опора на себя, свою значимость, и уже можно смотреть на все не со стороны гормонов и протеста, а через мелодию своих душевных струн. 

А во-вторых, благодаря насмотренности, опыту глаза, тоннам поглощенной информации разного качества и глубины, созданной картотеки где-то внутри, в какой-то момент начинаешь понимать, что есть то, что сразу забывается, а есть то, что падает зернышком, пускает корни и потом вырастает в ценное и прекрасное, делая человека богаче изнутри.

Благодаря этой насмотренности вдруг как-то начинаешь понимать, почему кумиры твоих взрослых – кумиры. Начинаешь ощущать эту монументальность, основу, когда в одном спетом или вымолвленном слове сказано столько, сколько другой не расскажет и за день.

Нет, молодые и талантливые тоже имеются, очень даже модные и, в то же время, глубокие и масштабные, которыми искренне можно восхищаться и вдохновляться. 

Просто я сейчас пишу о другом: о тонких смыслах, становящихся доступными только по прошествии времени и через линзу опыта. Которые не видны вблизи, которые можно просмаковать только при игре в долгую.

Двигаясь дальше, осознаешь, что есть модное, с налетом важности, но очень поверхностное, а есть такое, слегка (а иногда и очень даже) раритетное, скромное и тихое, но попадающее в душу с первых слов, аккордов, с первого кадра. 

Так, к примеру, я пришла к классической литературе, и это случилось со мной лишь в прошлом году. Только год назад я поняла, почему классика – это действительно классика, актуальная на все времена, когда-то гениально подмеченная и описанная она будет безупречно попадать в цель, потому что, если честно, ничто и никто глобально не меняется.

Наверное, это нельзя привить или объяснить. Насильно заставить понять. Только благодаря движению жизни это можно «насмотреть» и в какой-то миг осознать. Как золотоискатель, промыть тонны песка в поиске заветных драгоценностей. 

Так взрослеют струны души, становясь восприимчивыми к фальши и поверхностным мотивам. 

Со временем они начинают улавливать только то, что идет прямиком из другой души, оголенной и искренней, в твою.

А раз дело такое, то тут без обмана.

Все начистоту.