Найти тему
Большой Киновски

«Город астероидов» — размышления о смерти в декорациях мультиков Looney Tunes

Новый фильм Уэса Андерсона вызвал неоднозначную реакцию и у зрителей, и у критиков. С одной стороны, это неповторимый авторский стиль в сочетании с невероятным кастингом (где ещё можно увидеть в одном кадре Уиллема Дефо, Эдриана Броуди и Эдварда Нортона, а Тома Хэнкса, Марго Робби и Тильду Суинтон в эпизодических ролях!). С другой стороны, абсурдность сюжета и многоуровневая структура сбивают с толку и вызывают недоумение «что хотел сказать автор?». Давайте разбираться!

Кадр из фильма «Город астероидов»
Кадр из фильма «Город астероидов»

Итак, фильм имеет форму телепередачи в духе пятидесятых, где речь идёт об истории создания и процессе постановки пьесы «Город астероидов». На пьесе завязан основной сюжет картины. Военный фотограф Оги Стинбек прибывает вместе со своими четырьмя детьми в Астероид Сити, где проходит слёт юных гениев-изобретателей, увлеченных космосом, и их родителей. Во время наблюдений за ночным небом появляется инопланетянин и похищает астероид, в честь которого назван город. Военные в срочном порядке закрывают его на карантин, но дети находят способ сообщить сенсационные новости «наружу». Инопланетянин возвращает астероид, проставив на нём инвентаризационный номер, военные снимают карантин, и все участники разъезжаются.

Незамысловатость сюжета компенсируется огромным количеством отсылок к американской культуре: начиная от декораций в стиле классических вестернов и ковбоев до погони в стиле мультфильмов Луни Тюнз и праха в контейнере из «Большого Лебовски». Разговоры в дайнере 1950-х о карантине (привет, 2020) на фоне ядерных испытаний, которым никто не удивляется, создают неповторимую атмосферу.

Кадр из фильма «Город астероидов»
Кадр из фильма «Город астероидов»

Повествование перемещается между пьесой и процессом постановки. Чтобы зритель не запутался окончательно, уровни различаются цветом: пьеса — цветная, а «реальный мир» — чёрно-белый. То есть актёры играют актёров, которые играют в пьесе. Зачем так сложно? Для того, чтобы погрузить нас в процесс творчества, показать, насколько неотделим создатель от своего произведения, будь то написание пьесы, исполнение роли или постановка фильма.

Джейсон Шварцман играет актёра Джонса Холла, который переживает потерю близкого человека и исполняет главную роль в пьесе. У его персонажа, военного фотографа Оги Стинбека, в свою очередь, умерла жена, и он не знает, как сообщить эту новость детям. Скарлетт Йоханссон играет запутавшуюся в личной жизни актрису Мерседес Форд, а та —известную актрису Мидж Кэмпбелл. У героини пьесы также не складывается личная жизнь, она постоянно репетирует роль несчастной женщины, которая в итоге совершает суицид. «Используй свое горе», — говорит Мидж фотографу Оги во время репетиции. И мы не можем понять: обращается ли она к персонажу, потерявшему жену, или к актёру, переживающему смерть друга.

Кадр из фильма «Город астероидов»
Кадр из фильма «Город астероидов»
Кадр из фильма «Город астероидов»
Кадр из фильма «Город астероидов»

«Я не понимаю, о чём пьеса», — говорит Джонс Холл режиссеру Шуберту Грину (Эдриан Броуди), а он отвечает: «Это неважно, просто говори свои реплики». Что это, если не шекспировская метафора? («Весь мир — театр, а люди в нём актёры»). Джонс Холл буквально задыхается, в поисках свежего воздуха выходит на улицу и… оказывается в новых декорациях. Цветной и жизнерадостный мир пьесы уже кажется реальнее мира чёрно-белого.

Именно поэтому ведущий телепередачи (блистательный Брайан Крэнстон) в один миг «случайно» оказывается внутри пьесы — границы между уровнями повествования стёрты. Кстати, образ Брайана Крэнстона – это оммаж Роду Стерлингу и телесериалу «Сумеречная зона». Но не классикой единой. Появление Стива Карелла после фразы «А где Дуайт?» доставляет особое удовольствие не только фанатам «Офиса».

Кадр из фильма «Город астероидов»
Кадр из фильма «Город астероидов»

Ещё одна «функция» искусства, затронутая в фильме, — способ проживания травмы. Вообще тема травмы, смерти, горевания является здесь центральной. Герои страдают из-за потери близких, развода, трудностей взросления, непроработанных детских травм и находят «спасение» в искусстве. Оги фотографирует, Мидж не выходит из образа, всё время репетирует, Шуберт Грин, режиссер пьесы, буквально живёт в театре. Но оказывается, что это не решение проблемы, а бегство от неё.

«Нельзя проснуться, если не заснул», — говорят актёры в финальной сцене фильма. Чтобы двигаться дальше, надо дать выход своей боли, прожить её, прочувствовать («почему Оги обжёг руку?») и отпустить — вот авторский рецепт.

Кадр из фильма «Город астероидов»
Кадр из фильма «Город астероидов»

Пример, как обычно в фильмах Уэса Андерсона, подают дети. Одинокие, непонятые даже собственными родителями, ощущающие себя изгоями (тоже неизменная тема режиссера), они искренни, не боятся проявлять чувства и открыты всему новому — от первого поцелуя до поиска контакта с инопланетянином. На детей вся надежда, и благодаря им правду не удаётся скрыть, карантин снимают и все снова становятся свободными. Для них нет ничего невозможного, они верят, что могут всё, даже оживить маму с помощью «колдовства».

В песне «Freight Train», которая звучит во время титров, говорится о смерти как о сне. Самая запоминающаяся сцена также в финале – та, где актёры повторяют фразу «нельзя проснуться, если не заснул». Так, может, в мире Андерсона смерти действительно не существует?

Марина Шатохина, специально для канала «Большой Киновски»