В сегодняшнем посте хотелось бы узнать ваше мнение о фильмах "промежуточного" жанра, которые с мейнстримной точки зрения не следует относить к хоррорам, однако которые, тем не менее, вполне воспринимаются некоторыми зрителями в качестве таковых.
Наиболее иллюстративным примером, на мой взгляд, являются картины, в центр сюжета которых выносится проблема психических расстройств и заболеваний, по мере своего развития и усугубления способствующих всё более полному и окончательному вырождению личности человека.
Лично я с определённой оговоркой всё же отношу такие фильмы к категории хорроров (относя их к "иным", если рассуждать в рамках предложенной ранее классификации), аргументируя это тем, что в данном случае предмет зрительского страха вполне чёток, конкретен и понятен - постепенная и неизбежная утрата когнитивных потенций и элементарной способности обеспечивать собственную жизнедеятельность из-за деффектных аллелей в геноме, я полагаю, мало кому видится благоприятной перспективой. Именно поэтому многие люди чураются людей с психическими заболеваниями, стараются их не замечать и никак себя с ними не идентифицировать, так как наши зеркальные нейроны мгновенно передают весь ужас пребывания в подобной ситуации. Кроме того, эта буквально та реальность, в которой все мы жили, живём и будем жить, предмет страха в данном случае не является плодом чьей-то бурной фантазии, а диктуется несовершенством механизмов наследования - формы существования органики на всей планете. Осознание собственной беспомощности перед слепой мощью природы и совершенно неподконтрольными человеку её причудами и насмешками, безусловно, вселяет определённую тревогу, а в некоторых случаях даже вырождается в фобии. Недаром мастер ужаса Г.Ф. Лавкрафт в своём творчестве обозначал данную проблему как одну из наиболее актуальных и волнующих (пугающих) его (чему посвящены такие рассказы как, в частности, "The Rats in the walls", "The Shadows over Innsmouth" и некоторые другие, которые я рекомендую к прочтению).
Проблема разрушения личности ввиду не подлежащего лечению психического заболевания неоднократно подвергалась творческому анализу в мире кино, и на эту тему даже за последние пару десятков лет снято немало действительно хороших фильмов, отдельные из которых лично я готов маркировать для себя как хорроры. Если вы, уважаемые читатели, тоже неравнодушны к этой теме, то ловите небольшую авторскую подборку фильмов, в которой я постарался собрать те из них, которые сравнительно менее известны, чем такие маститые картины как, скажем, "Остров проклятых" М. Скорсезе 2010 г. или "Игры разума" Р. Ховарда 2001 г. однако, на мой взгляд, не менее хороши с точки зрения творческой реализации👇:
1. Кабинет доктора Калигари (Р. Вине, 1920 г.).
Нетленная классика и концептуальная предтеча хоррора как жанра кинематографа в принципе. Несмотря на то, что фильм был снят более века (!) назад и является немым, он прекрасно смотрится и сегодня, а достойный сюжетный твист вколачивает последний гвоздь в крышку положительного впечатления от просмотра картины, поэтому всем, кто не смотрел - более чем рекомендую! 👍
2. Укрытие (Д. Никколс, 2011 г.).
Фильм, в котором проблема отграничения субъективного от объективного в сознании протагониста продемонстрирована крайне умело и аккуратно, сюжетная динамика характеризуется выдержанностью и последовательностью, а актёрская игра Д. Честейн и М. Шэннона отлично передаёт всю гамму эмоций персонажей, попавших в такую непростую ситуацию. Финал шокирует мощью и беспощадностью «фатума», а сама сцена поставлена и сыграна весьма стильно и необычно. Фильм провалился в прокате, собрав едва ли половину от бюджета, затраченного на его производство, и потому был несправедливо обойдён зрительским вниманием и незадолго после своего релиза благополучно "канул в лету" (хотя и был по достоинству оценён критиками). Однако картина очень сильная, поэтому рекомендую реанимировать интерес к ней, думаю, Вы будете приятно удивлены! 👌
3. Кривые линии господа (О. Паоло, 2021 г).
Испанский режиссёр О. Паоло известен своей претензией на оригинальность, выражающейся в сюжетных твистах его фильмов (вспомнить хотя бы "Невидимого гостя" 2016 г., да впрочем и другие его работы), которую он постарался привнести и в указанную картину. Содержание броской и иллюстративной метафоры, вынесенной в название фильма, раскрывается в диалогах персонажей и по мере развития сюжета находит интересные формы выражения, а финал представляет собой красноречивое торжество неуловимой истины над весьма правдоподобной ложью. Фильм существенно отличается от других приведённых в подборке, но, безусловно, является тематически релевантным и заслуживает зрительского внимания. При условии вдумчивого просмотра, я полагаю, кино должно понравиться.. 😏
4. Глюки (У. Фридкин, 2007 г.).
Фильм трудно назвать малоизвестным хотя бы потому, что он был снят режиссёром "Изгоняющего дьявола", ставшего мировой классикой хоррора, поэтому интерес к его дальнейшему творчеству в любом случае не мог потухнуть окончательно. С другой стороны, составители мейнстримных "топов" почему-то его особо не жалуют. А зря, фильм отличный, М. Шэннон с отведённой ему ролью и раскрытием своего весьма непростого персонажа справился просто великолепно, постепенно добавляя оборотов сюжетной динамике и в итоге выводя фильм на уровень абсолютной фантасмагории. Кроме того, картина интересна и лежащей на поверхности социальной проблематикой, которая предлагает зрителю задуматься над возможными последствиями "добровольного остракизма"..🥴
5. Час волка (И. Бергман, 1968 г.).
Творчество И. Бергмана в целом и данная картина в частности прочно вошли в анналы мирового кинематографа. "Час волка" - крайне непростой фильм, в котором во главу угла поставлена проблема необратимого психического распада творческой личности. Выбранные режиссёром форма и стилистика повествования до некоторой степени осложняют восприятие, однако, по моему глубокому убеждению, картины такого рода в полной мере раскрываются в зрительском восприятии лишь после n-ого количества просмотров, при этом каждый раз его подспудно "ограняя" и формируя благоприятную почву для усвоения фильмов с неочевидным или самобытным кино-языком. Данная картина, по сути, является классикой и, как мне кажется, вполне заслуживает внимания наряду с такими философскими притчами как "Седьмая печать" 1957 г. и "Персона" 1966 г.
6. Магия (Р. Аттенборо, 1978 г.).
Э. Хопкинс поражал своей актёрской игрой ещё задолго до ставшего культовым "Молчания ягнят" Д. Демми 1990 г. В «Магии» его персонаж - талантливый вентролог (чревовещатель), у которого на профессиональной почве развиваются определённые проблемы. Фильм оставляет тягостное, гнетущее впечатление, которое, однако, разбавляется крепкой режиссурой и великолепной актёрской игрой (сцена проверки Уитерса его коммерческим протеже поставлена добротно, несмотря на то, что картину я смотрел очень давно, данный эпизод накрепко засел в памяти👏). Всем, кто не смотрел или, не дай Бог не слышал об этом фильме, - категорически рекомендую!👍
7. Месть Пиноккио (К. Тенни, 1996 г.)
Относительно малоизвестная картина, которая содержит до некоторой степени банальный и прямолинейный, но всё же приятно ожидаемый и закономерный сюжетный твист. Посредственная (но не из рук вон плохая) актёрская игра и не слишком добротная (но и не трещащая по швам) режиссура в целом позволяют получить от фильма именно то впечатление, на которое он изначально и предполагался. Нотки тревожной безысходности в финале картины замыкают зрительское восприятие и не оставляют вопросов без ответа. Фильм довольно проходной, но некоторого внимания (во всяком случае, в рамках рассматриваемой топики) определённо заслуживает, хотя и ожидать от него многого однозначно не стоит.
8. Отец (Ф. Зеллер, 2020 г.)
Потрясающая картина, в которой Э. Хопкинсу снова приходится справляться с весьма непростой ролью, однако его актёрское мастерство без проблем позволяет сделать это просто "на ура". Я уверен, что люди, которых данная тема не оставляет равнодушными, будут просто морально выпотрошены после просмотра. Абсолютно разрушительный эффект. Интересно, как бы Г.Ф. Лавкрафт отнёсся к данному фильму, если бы ему довелось его увидеть? 😱
9. Паук (Д. Кронненберг, 2002 г.)
Данный фильм по своему сокрушительному воздействию (как, впрочем, и "Отец") имеет, на мой взгляд, не так много аналогов. Структура повествования является нелинейной, что может затруднить восприятие неподготовленного и или слабо насмотренного зрителя, но, если творческие эксперименты таких маститых режиссёров со стилем и формой для вам не являются проблемой, то картина вас, безусловно, потрясёт...😕
10. Страна приливов (Т. Гиллиам, 2007 г.).
Т. Гиллиам - режиссёр однозначно "не для всех", поэтому к его творчеству нужно подходить осторожно. Однако данная картина выделяется даже на фоне его собственной фильмографии, поэтому попробовать с ней ознакомиться можно и в отрыве от общего контекста. Тема сама по себе крайне непростая и требует особого восприятия, а через концептуально-творческую призму Т. Гиллиама она начинает играть "новыми" красками. Фильм явно не для семейного просмотра и к категории тайм-киллеров относить его было бы кощунством. Это фильм, в котором поставлена серьёзная проблема, а её решения не предложено только потому, что его попросту нет. При вдумчивом просмотре флёр тревожной безысходности будет преследовать вас ещё некоторое время после финальных титров..😔
Если вам, уважаемые читатели, интересны фильмы данной тематики и вы находите их пугающими своим реализмом, то был бы признателен за оценку предложенной подборки и её обсуждение в комментариях! По понятным причинам я включил в неё далеко не все картины по теме, которые я мог бы отметить как достойные внимания, но надеюсь, что даже в ней вы сможете найти для себя интересное кино, о котором ранее не слышали или так и не успели посмотреть!