21 июля состоялась мировая премьера долгожданного фильма Кристофера Нолана «Оппенгеймер» об американском физике-теоретике Роберте Оппенгеймере, создавшем атомную бомбу. В этой истории много действующих лиц. Наш автор Амалия Бабаян разбирается, кто в ней настоящий монстр.
Осторожно, в тексте есть спойлеры!
Англия, 1920-е годы. Молодой физик-теоретик Роберт Оппенгеймер (Киллиан Мёрфи) проходит обучение в Колледже Христа в Кембридже. Американец еврейского происхождения сильно скучает по дому, мучается от навязчивых видений о тайнах Вселенной и терпит постоянные упреки токсичного преподавателя в свой адрес. После очередного замечания Оппенгеймер принимает импульсивное решение и оставляет с вечера на столе ученого отравленное яблоко. Однако утром сломя голову он мчится на урок в надежде успеть предотвратить собственное преступление. К счастью, все обошлось.
Наэлектризованный возможностями квантовой механики Оппенгеймер, после учебы в Англии и Германии, возвращается в родные Штаты и начинает преподавательскую деятельность. Неожиданно в 1938 году двум немецким физикам впервые в истории удается искусственно расщепить ядро атома урана. Американский ученый настаивает, что в теории это невозможно, но его коллеги-практики демонстрируют обратное.
Через год начинается Вторая мировая. Вскоре Оппенгеймеру предлагают стать научным руководителем программы США по разработке ядерного оружия, так называемого «Манхэттенского проекта». Физик с воодушевлением соглашается, потому что, как еврей, понимает, что будет, если нацисты первыми разработают атомную бомбу. И в рубашке цвета мирного неба приступает к созданию оружия массового уничтожения.
По мере работы американцев над новым видом вооружения, фашисты ослабевали и постепенно сдавались. Акт о капитуляции Германии заключили еще до того, как первая американская бомба была готова к испытаниям. Но Оппенгеймер верил, что ее создание остановит не одну, а все потенциальные войны. Поэтому даже после поражения Гитлера, он продолжал поддерживать идею о бомбардировках Хиросимы и Нагасаки.
Оппенгеймера называют американским Прометеем. Согласно мифу, Прометей, увидев, как мучаются люди, похитил огонь с Олимпа и, вопреки воле Зевса, отдал его человеку, за что титана обрекли на вечные муки. 16 июля 1945-го, в день первого испытания бомбы «Тринити», погода была в гневе, словно боги показывали свое неодобрение смертным. Когда же погода выплакалась, ученые, полные энтузиазма, уселись на открытом воздухе, кто на стульях, кто в машине, будто собираются смотреть фильм в автокинотеатре. Обратный отсчет пошел. Напряжение нарастает, и раздается взрыв.
Далее следует сильнейший контрапункт. Американцы смеются, обнимаются, поздравляют друг друга с удачным испытанием бомбы, а ты в этот момент настолько опустошен, что не в состоянии даже заплакать. В следующем эпизоде бомба упадет на Хиросиму. Этого не покажут (Оппенгеймер не видел, как взрываются японские города). Жители Лос-Аламоса услышат об этом по радио. Они неуверенно пожмут друг другу руки, опустив головы в пол, уже без смеха и чувства гордости. И здесь наши настроения сойдутся.
Сцена взрыва Тринити задумана, как самая эффектная в фильме, но захватывающее зрелище начинается потом, когда отрешенные глаза Киллиана Мёрфи вступают в действие. Оппенгеймер смотрит на ядерный гриб, и в его разуме проносится цитата из индуистского священного писания «Бхагавадгита»: «Теперь я стал Смертью, разрушителем миров». С этого момента запускается еще одно расщепление, теперь уже не атомов, а его души.
Оппенгеймера начнут мучить галлюцинации, а во время демонстрации фотографий с места событий он на них не посмотрит. Не порадуется, что оказался на обложке Time. Раньше он чувствовал, что в его руках власть, теперь на них кровь. Оппенгеймер признается в своих переживаниях президенту Гарри Трумэну (Гэри Олдман) в Овальном кабинете, и это одна из самых сильных сцен фильма. В ответ глава государства протягивает ему белоснежный платок и обдает пренебрежительным взглядом. Он задает отцу атомной бомбы риторический вопрос — «Как думаете, японцев волнует, кто ее создал или кто уронил?». Не к тому человеку ученый приходит за отпущением грехов.
Сначала он отчаянно добивается жалости к себе, вскоре переключается на искупление — после войны Оппенгеймер тщетно пытается остановить дальнейшее развитие гонки вооружений между США и СССР. Происходит это в эпоху Маккартизма — самое подходящее для Америки время, чтобы заставить ученого, подозреваемого в скрытых связях с Коммунистической партией, замолчать раз и навсегда. На закрытом слушании Комиссии по атомной энергии США о допуске физика к секретным материалам он переживает тотальное унижение. Но на удивление всем Оппенгеймер ведет себя пассивно, не оказывает сопротивление, не борется за свои права. Почему?
Потому что в глубине души понимает, что должен быть наказан. Но в чем он действительно виноват?
Нолан представляет Оппенгеймера талантливым физиком, чья импульсивность и близорукость превратили его жизнь в катастрофу, а самым большим вкладом в историю стало оружие, способное уничтожить все человечество. Режиссер не выгораживает ученого, но и не делает из него монстра. Точнее, не делает монстром его одного.
Из любви к экспериментам со временем Нолан не мог позволить себе рассказать эту историю в хронологическом порядке и с точки зрения лишь одного персонажа. У нее два рассказчика: сам Оппенгеймер и председатель Комиссии по атомной энергии США Льюис Штраусс (Роберт Дауни-младший). Оба находятся на заседаниях: первый — на слушании Комиссии в 1954-м, второй — на заседании в Сенате, посвященному вопросу его назначения на пост министра торговли, в 1959-м. Каждый делится своими воспоминаниями. Разные характеры, разный подход, разные мотивы. И все для того, чтобы указать на главную ошибку наивного Оппи — он разбирался в науке лучше, чем в людях.
Люди самонадеянные, закомплексованные, мстительные, и им свойственно разрушать все, особенно то, что дорого. Оппенгеймер не замечал этого в себе, когда изменял жене (Эмили Блант), разбивал сердце любовнице (Флоренс Пью), дерзил военному руководителю Манхэттенского проекта Лесли Гроувзу (Мэтт Деймон) или ставил в неловкое положение Штраусса во время публичных слушаний. Не замечал и в других, когда они подставляли его. Пытаясь разгадать загадки Вселенной, он познал тайну человеческой природы, (уже давно известную его несчастной, но мудрой супруге, но кто ее слушал?). И эта правда оказалась не обнадеживающей.
Случай с попыткой отравления преподавателя Нолан использует для авторской трактовки библейского сказания о грехопадении, когда первые люди, искушенные змеей, вкусили запретный плод с Древа познания добра и зла. Студент успел выбросить фрукт, преподаватель не пострадал. Но тогда юный ученый еще не знал, что в будущем он окажется той самой змеей, которая даст человечеству то, что может его уничтожить. До взрыва Оппенгеймер утверждает, что вероятность однажды подорвать Землю близка к нулю. Теперь он в этом не так уверен. В любом случае, нулевой вероятности вам уже никто никогда не даст.
Автор: Амалия Бабаян, tg-канал про байопики Shoot me a story
—----------------------------------------------------------------------------
Ставьте 👍🏻 и подписывайтесь на Cinema Asylum. Вы поможете развитию канала, а мы продолжим знакомить вас с увлекательным миром кино!