Песни Юрия Визбора глубоко проникли в нашу жизнь, причем в самые личные моменты: их пели родители на кухне и друзья под гитару, их переписывали друг для друга на бобинах, заучивали при просмотре любимых фильмов. Образ колесящего по стране душевного парня с гитарой и рюкзаком был отчасти правдивым. Визбор действительно много путешествовал – потому что работал на износ. Какие таланты приносили ему гонорары, и какая профессия была у известного барда?
Романтик со Сретенки
В детстве Юрий Визбор мечтал стать футболистом, потом – летчиком, но поступил в пединститут. В 1950-е годы МГПИ им. Ленина называли «Московским государственным поющим институтом». В его стенах родилась авторская песня как жанр и выросла плеяда исполнителей: Юлий Ким, Вероника Долина, Борис Вахнюк и Ада Якушева, ставшая женой Визбора.
«Мадагаскар» (1952) и другие ранние песни Визбора о далеких странах и походах быстро ушли «в народ». Юлий Ким вспоминал, что Визбор начал царить везде: среди бардов, на студенческих «капустниках», в среде альпинистов.
Служитель двух муз
Визбор освоил десятки профессий - механика, геолога, горнолыжного тренера и строителя, - но делом своей жизни считал журналистику, которую любил за быстрый результат и живые истории.
Как внештатный корреспондент Визбор объездил всю страну: его отправляли то в экспедицию на Памир, то на ГЭС в Таджикистан. Он практически жил в дороге, и песни путешествовали с ним, передаваясь дальше из уст в уста. Так Юрий Визбор стал одним из самых известных бардов 1960-х годов. Он выступал на квартирниках и джазовых вечерах в кафе, а их с Адой комната на Неглинной (д. 8/10) превратилась в «штаб» авторской песни Москвы. На этот адрес Визбору писали со всей страны, сюда свободно приходили и друзья, и незнакомые.
Поющий репортер
Талантливому журналисту доверили запустить радиостанцию для молодежи. В 1962 году в эфир вышла знаменитая «Юность», ставшая альтернативой официальной культурной повестке.
Для радио Визбор изобрел новый жанр – песню-репортаж. Свой магнитофон он сравнивал с кораблем, чьи трюмы полны встречами и судьбами. В командировки уезжал на пару месяцев, чтобы собрать материал для 6-минутной истории о людях героических профессий.
Звуковой журнал «Кругозор» – еще одно новаторское детище Визбора, созданное им в 1964 году. В каждый печатный номер вкладывались тонкие голубые пластинки с записями интервью, музыки и даже звуков разных мест и городов.
Цветной иллюстрированный журнал на плотной бумаге был самым дорогим в стране, но продавался на ура. Аудитория Визбора быстро пополнялась теми, кто сам не ходил в походы, но хотел получить от них впечатления. А новую волну поклонников принесла ему работа в кино.
Из «геолога» в «телевизбора»
В 1970-х годах Визбор давал по 20 концертов в год. Его таланта хватало и на другие сферы. Он стал редактором на телевидении, готовил сценарии для документалистики, успевал писать для театра и игрового кино.
Как актер он дебютировал в фильме «Июльский дождь», всего сыграл 18 ролей. Самая известная – Мартина Бормана в сериале «Семнадцать мгновений весны» (1973). Даже друзья в шутку стали называть его Телевизбором, а мальчишки на улице кричали вслед «Дядя Борман».
В год, когда сняли многосерийный фильм, Визбор написал песню «Милая моя». Песни Визбора любили за понятные всем слова о любви и дружбе. Для них не требовался смокинг, «достаточно свитера», как шутил автор. И за столом, и у костра пели «Синий перекрёсток» и «Песню альпинистов», а «Домбайский вальс» даже прозвучал на орбитальной станции: это была первая бардовская песня, исполненная в космосе во время телемоста с Землей.
Песни Визбора по-прежнему объединяют людей. Правда, теперь романтикам можно не отправляться в поход, а собраться компанией под звездами и у огня на своей террасе. Такие апартаменты есть в клубном доме «Космо 4/22», что напротив высотки на Котельнической набережной.
Атмосферы им добавляет и плеск воды, ведь строится дом на первой линии Москвы-реки. Виды, как и архитектура дома, завораживают. Познакомиться с проектом ближе можно на сайте ГК «Галс-Девелопмент».