737 подписчиков

Повесть о стране цветных облаков (обзор аниме)

174 прочитали

Долгая, но увлекательная история о нелёгком карьерном пути женщины в средневековом Китае. Романтика, приключения, гора допущений, без жирной точки, но с душой.

И да, это реверс-гаремник с кучей бисёненов.
И да, это реверс-гаремник с кучей бисёненов.

Здравствуй, дорогой читатель!

Сегодня хотелось бы поговорить об 78-серийной аниме-адаптации ранобе «Saiunkoku Monogatari», вышедшей в 2006-2008 годах и повествующей о нелёгком жизненном пути юной девушки Ко Сюрэй, что решила вступить на путь госслужбы, в те годы практически недоступной женщинам. Что же вышло из этого? Сколько счастливых совпадений и гениальных людей допустимо в одном сериале (и почему это может надоесть), сколько клановых разборок перетерпеть и сколькими преданными людьми окружить себя для благополучного правления – об этом и не только в статье.

Итак, начали!

1. О сюжете.
Студия: MadHouse. Годы выхода: 2006-2007 (первый сезон), 2007-2008 (второй сезон). Средняя оценка за два сезона: 7,95 (взяты сайты MAl и Shikimori; всего голосов 19 055); личная оценка – 7,5.

Слева направо Сэйран Си, Сюрэй Ко, Рюки Си, Сюэй Ран и Кою Ли. Источник: zerochan.net.
Слева направо Сэйран Си, Сюрэй Ко, Рюки Си, Сюэй Ран и Кою Ли. Источник: zerochan.net.

С детства Ко Сюрэй искренне желала трудиться на благо своей страны Саюнкоку (или «страны цветных облаков»), однако поскольку женщинам в ней нельзя было становиться госслужащими, мечте её, казалось, не суждено сбыться: оставалось только обучать местных детишек грамоте да с другом детства Сэйраном на жизнь зарабатывать. Однако поскольку отец Сюрэй Сёка работает в библиотеке императорского дворца (и стало быть, имеет связи наверху), о характере Сюрэй узнают из императорского совета и предлагают девушке стать временной императрицей, дабы образумить императора Рюки, прослывшего мужеложцем и разгильдяем, делами государственными не интересующимися. Скрепя сердце, Сюрэй отправляется во дворец, дабы наставить императора на путь истинный. И это срабатывает! Более того, потрясённый силой духа Сюрэй Рюки впоследствии со скрипом продвигает через совет закон, дозволяющий женщинам принимать участие в экзаменах на госсулжбу, даруя тем самым Сюрэй возможность исполнить её мечту. Как же она воспользуется этим шансом и какая карьера, какие приключения и трудности ожидают её на этом пути? На эти вопросы и отвечает аниме.

1.2 Наивности и совпадения, фентезя, недоконец.

Мне не впервой смотреть сёдзе с кучей допущений, однако здесь местами оные переходили всякие границы. Чего стоит сам факт назначения только что сдавших гос. экзамены девушки и подростка тринадцати лет соправителями Коричневой провинции (одной из девяти в Саюнкоку): даже при условии, что они сдали экзамен лучше всех остальных (наряду с ещё одним принцем, прикидывающимся деревенским дурачком в тюрбане и с флейтой), не слишком ли это резко? По счастливейшему стечению обстоятельств держательница борделя, где одно время работала Сюрэй, оказывается одной из лидеров подпольного мира столицы, при первой же поездке в новую провинцию Сюрэй встречается с одним из лидеров оппозиционного клана, желающего урвать власть и всё в таком духе. Во втором сезоне местами отходит до откровенного маразма навроде введения эпизодического персонажа – гения, рождающегося раз в тысячу лет, который будучи пятилетним карапузом уже рисует шедевры, причём сюжету он понадобится ровно на одну арку (тоже не особо на что-то влиявшую). Хотя с какого-то момента аниме начало вообще забивать на персонажей, чьи сюжетные линии кончились (например, Эйгецу, мятежного клана Са), не показывая поучаствовавших в сюжете героев вплоть до финала (про кого-то и там забыли).

Также, хотя от аниме изначально не стоит требовать реализма (их мир вымышленный и лишь отчасти походит на средневековый Китай), нашлось места и ляпам, которых можно было избежать: в частности, лучше б в их мире вообще не существовало такого правила как обязательное наличие гарема для императора (в Китае это был один из действенных способов аристократии укреплять свою власть как-никак), нежели молодой император просто уклонялся от этой обязанности с момента восшествия престол. Бог с ним, с церемониалом, откуда у не самых богатых Сюрэй и её отца на столе кукуруза? На дворе XVII век? Если да, то где хоть намёк на европейцев, завёзших сию культуру? Впрочем, всё это невнимание к деталям меркнет на фоне того, что тут семидесятилетние старики могут превращаться в молодые версии себя... просто потому что им надо поговорить с соратником. В чём глубокий символизм его, а также сюжетный, мать его, смысл – объяснять никто не будет; есть теория, что часть высокопоставленных чиновников и аристократов Саюнкоку на самом деле инкарнации великих духов прошлого, защищающих страну и по сей день, но это из раздела догадок. Причём в любом случае элементы фентези в повествовании оказываются излишними (кроме истории Эйгецу): убери их и ничего в сюжете не изменится.

И поскольку вновь адаптация успела нагнать первоисточник (ранобе было дописано только в 2011 году), то оно оказывается неоконченным. Не со своей концовкой как в первом Алхимике или «Луизе-Нулизе» (в которой ещё и романтики в финале насыпали в разы щедрее), а самое банальное и противное – обрубком. Ни итогов намечавшегося противостояния семьи Ран и дворца, ни итоговой судьбы новых (и кое-каких старых) героев, ни банальной романтики: последней вообще оказалось больше в первом сезоне, но не между Рюки и Сюрэй, а между Сюрэй и Сакудзюном Са (да-да, из того самого клана). С последним вышло откровенно по-свински: буквально под финал пихнуть клиффхангер для новой арки, дабы потом навеки закончить аниме. Попутно впихнув во второй сезон аж три рекапа (почти как в «Утене», вот только там ещё и финал был, причём внятный).

1.3 Немного о жизни, политических интригах и нелёгкий женский путь в госслужбе.

При всех недостатках и сказочности, порой откровенной натужной и не пойми зачем приделанной, аниме смотрится на удивление неплохо. Так, показана жизнь в столице Саюнкоку и отдельных городах и деревнях Коричневой провинции), причём поскольку по сюжету ранее в стране была длительная гражданская война (оставившая отпечаток и на ГГ-не), а фронда отдельных кланов до конца до сих пор не устранена, чувство напряжённости остаётся. Пусть и не особо драматично, но затрагивают тему с эпидемиями, которой посвящена треть второго сезона: причём здесь неплохо удалось столкнуть склонность простого (и неграмотного в большей своей части на тот момент) люда к суевериям, нежели к только-только зарождавшемуся в современном своём виде рационализму.

Посему неудивительно, что в причине эпидемии беднейшие селяне, науськанные подстрекателями из секты, обвинят первую женщину-губернатора, принёсшую своим полом все беды, нежели отравленную воду или животных-переносчиков инфекций (в истории Европы по схожим причинам во время Чёрной Чумы устроили очередное гонение на евреев). Что занятно, в этой секте не обошлось без аристократического отпрыска в руководстве, который посредством таких обвинений устранил бы чересчур сильную потенциальную противницу (дружить с Сюрэй многие из знати, увы, не собиралась), показав бы заодно свою значимость.

И да, именно с точки зрения всевозможных политических, семейных и прочих интриг, завязанных на амбициях, желании власти, уважения, поравняться с соратником, признания со стороны родных, верного служения императору или стране, да банальной скуки и невозможности найти удовольствие в простых радостях и спокойствии душевном аниме вышло весьма захватывающим. Следить за очередными хитросплетениями отношений во дворце и провинциях, в которые оказывается втянуты главные герои, интересно. За исключением совсем уж лениво поставленной и сделанной на явное отвали боёвки (опять же, мало сёдзе на моей памяти, где над ней хоть кто-то заморачивался, девочкам по большей части нужно другое). С приключенской стороны аниме же вышло куда более захватывающим: казалось бы, простое путешествие в столицу коричневой провинции оборачивается для Сюрэй и её компании нелёгким делом с противостоянием всё тому же клану Са. Во второй раз, когда в разгаре борьба с эпидемией, всё оказывается ещё драматичнее. И чего стоит поиск секретной резиденции клана Ран в конце второго сезона! Всё это держит в напряжении, ибо неизвестно, что ещё приключится дальше.

А ещё Сюрэй прекрасно играет на эрху. Источник: там же.
А ещё Сюрэй прекрасно играет на эрху. Источник: там же.

Самое же главное и интересное, это нелёгкий жизненный путь девушки, выбравшей не просто карьеру, но службу Родине. Не ради высоких должностей и уж тем более не ради состояния (предложений о браке Сюрэй и без того получат, но всем откажет), а именно чувствуя себя способной изменить что-то в стране и сделать к этому лучшему: вот истинный мотив главной героини делать что-либо. И она уверенно идёт к своей цели, делая всё вначале для познания тонкостей госслужбы, попутно претерпевая тяготы и подвергаясь давлениям и порой откровенным издевательствам (даже меня на стажировке так не гнобили). Причём такое вполне объясняется духом времени и чёткой традицией, по которой женщины изначально вообще не допускались до управления страной (можно было влиять на политику будучи императрицей или, что совсем уж маловероятно, наложницей). А быть первопроходицей в каком-либо деле всегда сложно. Но без тех, кто проложит первую тропу, не будет и остальных.

Что немаловажно, в отличие от той же «Принцессы-библиофила» активная деятельность героини не заявлена, а показана: подготовка и сдача госэкзамена, поездки в самое пекло событий, изучение талмудов, составление проектов по преобразованию региона (Сюрэй всерьёз намеревалась превратить отстающую провинцию в научный центр), публичные выступления в Совете, отстаивание своей позиции, в т.ч. пред самим императором, проведение расследований даже будучи временно отстранённой от службы (будучи т.н. чоукан). Таким образом, отпадают вопросы, как такая девушка смогла завести себе целый гарем из мужчин: отбросив предрассудки, такую женщину стоит считать во всех смыслах достойной. Что карьерного успеха и самореализации, что личного счастья. Причём не она одна: многим здесь предстоит пройти свой путь и найти себя, многому научиться: управлению государством (а для этого надо как можно больше верных лично тебе соратников), честности с собой, решительности взять в свои руки потрёпанный клан и т. д.

2. Персонажи.

Сюрэй Ко – главная героиня истории, девушка из могущественного клана Ко, привилегиями которого, однако, не пользуется, ибо живёт с отцом Сёко, отошедшим от клана. Не смотря на трудное детство (пережила гражданскую войну, голод, смерть матери), сохранила в себе упорство, силу духа и желание сделать Саюнкоку лучше, ради чего упорно училась и занималась самообразованием. До начала событий аниме обучала грамоте детей из бедных семей. Ответственная, старательная, волевая, неунывающая и решительная девушка, которой, впрочем, не чужда эмоциональность, сомнения и искренние сожаления о неизбежных ошибках. Хозяюшка (стирка, готовка, уборка ей освоены на высоком уровне), отлично играет на эрху. Действительно запоминающаяся героиня. Озвучена Хоко Кувасимой (Томоё из «Кланнада» и «Томоё Афтер»).

Сэйран – друг детства Сюрэй, что рос с ней под одной крышей; тайну происхождения раскроют довольно быстро. Не сломавшись под давлением прошлого, находит причину жить дальше. Не особо многословный и хладнокровный, он сильно привязан к Сюрэй и всячески старается оберегать её. Будучи отличным мечником, в бою он крайне опасен. Впоследствии становится одним из офицеров гвардии местного запретного города. Озвучен моим любимым сейю Хикару Мидорикавой.

Рюки Си – молодой император Саюнкоку, поначалу производящий впечатление человека необразованного, ленивого и политикой не интересующегося. Разумеется, оказалось, что это не так, и парень он способный. Быстро влюбляется в Сюрэй и, что не менее важно, благодаря ней осознаёт свою ответственность за судьбу страны. Весьма капризный и эгоистичный, вместе с тем он способен принимать правильные решения и отделять личное от государственного. Помимо Сюрэй, привязан, как к матери, к придворной даме Сюсуй. Чтобы не сватали невест, прикинулся геем, однако чувства к Сюрэй выдали императора с головой.

Сюэй Ран – генерал армии Сяолина. Как и полагается, молод, умён, красив и спокоен, хотя иногда любит подтрунивать над остальными. Любитель женского общества и частенько проводит время в квартале красных фонарей в столице. Впоследствии сталкивается с тяжким выбором, поставленным семьёй: быть верным клану или лично императору.

Кою Ли – лучший друг Сюэя (хотя и отрицает это), служащий департамента по гражданским делам, приёмный сын Рэйсина Ко (нынешнего главы клана Ко; до усыновления был уличным напёрсточником). Вспыльчивый и немного крикливый женонавистник, что после знакомства с Сюрэй станет более лояльным. Обладает географическим кретинизмом и способен заблудиться где угодно. Его сейю озвучил Иккаку в «Бличе».

Энсей Ро – давний друг Сэйрана, бывший губернатор Коричневой провинции (хотя даже не сдавал экзаменов; настолько печальное положение дел там было одно время), мастер рукопашного боя. После назначения Сюрэй и Эйгецу в качестве их помощника и телохранителя сопровождал в провинцию. Обладает бойким характером и производит впечатление закалённого человека.

Рюрэн Ран – младший брат семейства Ран, самый одарённый и одновременно чудаковатый из них. Способен не готовясь сдать гос. эказмен, войдя в тройку лучших. Называет людей по номерам (например, Сюрэй для него «лучший друг №1», а Сюэй «четвёртый старший брат»), странно одевается, постоянно играет на флейте, притом играет отвратительно. Постоянно где-то гуляет по стране. Тем не менее, друзья и их защита для него дело первостепенной важности. Его сейю озвучил Тенму в «Монстре» и Хэя в «Темнее чёрного».

Корин – юная служанка Сюрэй, изначально целиком и полностью преданная своему господину Сэндюзну Са, но впоследствии в благодарность за хорошее отношение клянётся служить Сюрэй. Упёртая и старательная, вместе с тем она совершенно неопытна в делах романтических, что становится видно, когда она влюбляется в Эйгецу.

Эйгецу То – тринадцатилетний вундеркинд из деревни Сейка, что сдал гос. экзамены на высший балл. Неуверенный и скромный, тихий мальчик, но стоит ему выпить, как просыпается другая его личность (не обошлось без шизы сверхъестественного и даже драмы): дерзкий и уверенный в себе смельчак и сильный боец. Привязан к приёмному родителю Син Ка.

Сакудзюн Са – средний сын семьи Са, колоритный и харизматичный бисёнен. Разочаровавшись в жизни, всеми силами старается найти что-то, что принесёт ему удовольствие и будет делать это постоянно. Искусный соблазнитель. Участвует в политических интригах по приказу своего деда Тюсё (нового главы клана Са) и по той же причине изначально знакомится с Сюрэй, впоследствии влюбляясь в неё уже искренне. Стремился не только держать Сюрэй подле себя (что одно время также удавалось) и просить её исполнять разные капризы, как-то: ходить с распущенными волосами, играть на эрху и заварить чай Гань Лу, да смущать своими речами, но и стать её в жизни заметным, дорогим человеком, даже смутно догадываясь, что это невозможно. В конце концов оставляет выбор принятия своих чувств за ней. Озвучен Такехито Коясу (среди прочего, Тога Кирю из «Революционерки Утены», с которым у Сакудзюна явное внешнее и внутреннее сходство).

Суо Син – новичок из второго сезона, которого Сюрэй прозвала Тан-Таном. Беззаботный человек, которому не хватает желания делать что-либо. Тем интереснее его дружба с Сюрэй, как его противоположностью. Когда надо, может начать суетиться и показать, что на деле ему тоже на многое не всё равно. Жутко боится Сэйрана.

Тринадцатая принцесса Ран – наследница семьи Ран. Юная и дерзкая девушка, не особо соответствующая титулу китайской дворянки, ибо предпочитает переодевшись в лохмотья гулять по городу. Как и положено, скрывает трагичную историю о любви из своего прошлого.

Дзин Сиба – бывший заключённый, освобождённый из тюрьмы, ранее охранник семьи Ран. Появившись во втором сезоне, стал активным участником клановых разборок в семье Ран.

3. Анимация, саундтрек.

Хотя картинка в сериале в целом приятная, равно как и дизайн персонажей (хотя тут много бисёненов, что может и отпугнуть), бедность рисовка видна подчас невооружённым глазом. Что в плане боевых сцен, что в обычных. Однако за анимацию всё же больше плюс, поскольку присутствует и яркая палитра, и периодическая смена локаций (в отличие от одёжек, где даже Сюрэй кроме повседневного наряда и платья императрицы особо ничего не примерит) хорошо сказывается на восприятия.

А вот саундтрека ощутимо не хватило. Хотя в целом он был неплох, на 78 серий его оказалось катастрофически мало, ибо уж слишком много повторялись одни и те же мелодии. Что, впрочем, не относится к опенингу, который вышел весьма приятный, и слушать который все 78 серий (песня была та же, а вот видеоряд менялся).

4. По итогу.

«Повесть о стране цветных облаков» – отличный пример длинной истории с размеренным повествованием, богатым, однако, на различные события. Грамотная по большей части реализация основной идеи о поиске себя в обществе и нелёгком пути карьерной самореализации смотрится хорошо и актуально.

Из вполне явных минусов значится множество допущений, совпадений, абсолютно неуместных (по крайней мере, в рамках аниме) элементов мистики (кроме одного) и невнимание к банальным деталям. Всё это, вкупе с оборванным повествованием не позволяет считать аниме в полной мере удачным.

Однако даже в этом случае за счёт основной идеи и некоторых побочек (например, с Сакурадзюном), аниме удаётся держать зрительский интерес на протяжении долгого времени. Течение жизни, то плавное, то бурное и стремительное, здесь передано хорошо.

Заканчивая обзор, скажу, что это аниме можно посмотреть. И если удастся принять его порой-таки сказочные допущения, то удастся получить удовольствие от истории, а также извлечь несколько ценных уроков.
Разумеется, стоит начать с первого сезона, держа в уме, что второй послабее; и более того, у первого сезона концовка более подходит под понятие концовки, нежели второго.
В жизни для нас открыто множество путей. Притом никто не заставляет останавливаться на чём-то одном: всегда можно сменить сферу деятельности в целом или какое-то одно его направление. Важно в любой работе любить и ценить её настолько, чтобы даже даже самая рутинная её часть (а рутина это больше 2/3 любой деятельности) воспринималась нормально. И разумеется, подходить к делу со всей страстью и энергией. Ибо только так можно добиться действительно запоминающихся результатов.
Хорошие истории не должны заканчиваться, но не так, как это сделали создатели аниме.
Хорошие истории не должны заканчиваться, но не так, как это сделали создатели аниме.

Спасибо, что прочли статью до конца! Если вам понравилось, ставьте лайк и подписывайтесь на канал! До скорых встреч!