Долгая, но увлекательная история о нелёгком карьерном пути женщины в средневековом Китае. Романтика, приключения, гора допущений, без жирной точки, но с душой.
Здравствуй, дорогой читатель!
Сегодня хотелось бы поговорить об 78-серийной аниме-адаптации ранобе «Saiunkoku Monogatari», вышедшей в 2006-2008 годах и повествующей о нелёгком жизненном пути юной девушки Ко Сюрэй, что решила вступить на путь госслужбы, в те годы практически недоступной женщинам. Что же вышло из этого? Сколько счастливых совпадений и гениальных людей допустимо в одном сериале (и почему это может надоесть), сколько клановых разборок перетерпеть и сколькими преданными людьми окружить себя для благополучного правления – об этом и не только в статье.
Итак, начали!
1. О сюжете.
Студия: MadHouse. Годы выхода: 2006-2007 (первый сезон), 2007-2008 (второй сезон). Средняя оценка за два сезона: 7,95 (взяты сайты MAl и Shikimori; всего голосов 19 055); личная оценка – 7,5.
С детства Ко Сюрэй искренне желала трудиться на благо своей страны Саюнкоку (или «страны цветных облаков»), однако поскольку женщинам в ней нельзя было становиться госслужащими, мечте её, казалось, не суждено сбыться: оставалось только обучать местных детишек грамоте да с другом детства Сэйраном на жизнь зарабатывать. Однако поскольку отец Сюрэй Сёка работает в библиотеке императорского дворца (и стало быть, имеет связи наверху), о характере Сюрэй узнают из императорского совета и предлагают девушке стать временной императрицей, дабы образумить императора Рюки, прослывшего мужеложцем и разгильдяем, делами государственными не интересующимися. Скрепя сердце, Сюрэй отправляется во дворец, дабы наставить императора на путь истинный. И это срабатывает! Более того, потрясённый силой духа Сюрэй Рюки впоследствии со скрипом продвигает через совет закон, дозволяющий женщинам принимать участие в экзаменах на госсулжбу, даруя тем самым Сюрэй возможность исполнить её мечту. Как же она воспользуется этим шансом и какая карьера, какие приключения и трудности ожидают её на этом пути? На эти вопросы и отвечает аниме.
1.2 Наивности и совпадения, фентезя, недоконец.
Мне не впервой смотреть сёдзе с кучей допущений, однако здесь местами оные переходили всякие границы. Чего стоит сам факт назначения только что сдавших гос. экзамены девушки и подростка тринадцати лет соправителями Коричневой провинции (одной из девяти в Саюнкоку): даже при условии, что они сдали экзамен лучше всех остальных (наряду с ещё одним принцем, прикидывающимся деревенским дурачком в тюрбане и с флейтой), не слишком ли это резко? По счастливейшему стечению обстоятельств держательница борделя, где одно время работала Сюрэй, оказывается одной из лидеров подпольного мира столицы, при первой же поездке в новую провинцию Сюрэй встречается с одним из лидеров оппозиционного клана, желающего урвать власть и всё в таком духе. Во втором сезоне местами отходит до откровенного маразма навроде введения эпизодического персонажа – гения, рождающегося раз в тысячу лет, который будучи пятилетним карапузом уже рисует шедевры, причём сюжету он понадобится ровно на одну арку (тоже не особо на что-то влиявшую). Хотя с какого-то момента аниме начало вообще забивать на персонажей, чьи сюжетные линии кончились (например, Эйгецу, мятежного клана Са), не показывая поучаствовавших в сюжете героев вплоть до финала (про кого-то и там забыли).
Также, хотя от аниме изначально не стоит требовать реализма (их мир вымышленный и лишь отчасти походит на средневековый Китай), нашлось места и ляпам, которых можно было избежать: в частности, лучше б в их мире вообще не существовало такого правила как обязательное наличие гарема для императора (в Китае это был один из действенных способов аристократии укреплять свою власть как-никак), нежели молодой император просто уклонялся от этой обязанности с момента восшествия престол. Бог с ним, с церемониалом, откуда у не самых богатых Сюрэй и её отца на столе кукуруза? На дворе XVII век? Если да, то где хоть намёк на европейцев, завёзших сию культуру? Впрочем, всё это невнимание к деталям меркнет на фоне того, что тут семидесятилетние старики могут превращаться в молодые версии себя... просто потому что им надо поговорить с соратником. В чём глубокий символизм его, а также сюжетный, мать его, смысл – объяснять никто не будет; есть теория, что часть высокопоставленных чиновников и аристократов Саюнкоку на самом деле инкарнации великих духов прошлого, защищающих страну и по сей день, но это из раздела догадок. Причём в любом случае элементы фентези в повествовании оказываются излишними (кроме истории Эйгецу): убери их и ничего в сюжете не изменится.
И поскольку вновь адаптация успела нагнать первоисточник (ранобе было дописано только в 2011 году), то оно оказывается неоконченным. Не со своей концовкой как в первом Алхимике или «Луизе-Нулизе» (в которой ещё и романтики в финале насыпали в разы щедрее), а самое банальное и противное – обрубком. Ни итогов намечавшегося противостояния семьи Ран и дворца, ни итоговой судьбы новых (и кое-каких старых) героев, ни банальной романтики: последней вообще оказалось больше в первом сезоне, но не между Рюки и Сюрэй, а между Сюрэй и Сакудзюном Са (да-да, из того самого клана). С последним вышло откровенно по-свински: буквально под финал пихнуть клиффхангер для новой арки, дабы потом навеки закончить аниме. Попутно впихнув во второй сезон аж три рекапа (почти как в «Утене», вот только там ещё и финал был, причём внятный).
1.3 Немного о жизни, политических интригах и нелёгкий женский путь в госслужбе.
При всех недостатках и сказочности, порой откровенной натужной и не пойми зачем приделанной, аниме смотрится на удивление неплохо. Так, показана жизнь в столице Саюнкоку и отдельных городах и деревнях Коричневой провинции), причём поскольку по сюжету ранее в стране была длительная гражданская война (оставившая отпечаток и на ГГ-не), а фронда отдельных кланов до конца до сих пор не устранена, чувство напряжённости остаётся. Пусть и не особо драматично, но затрагивают тему с эпидемиями, которой посвящена треть второго сезона: причём здесь неплохо удалось столкнуть склонность простого (и неграмотного в большей своей части на тот момент) люда к суевериям, нежели к только-только зарождавшемуся в современном своём виде рационализму.
Посему неудивительно, что в причине эпидемии беднейшие селяне, науськанные подстрекателями из секты, обвинят первую женщину-губернатора, принёсшую своим полом все беды, нежели отравленную воду или животных-переносчиков инфекций (в истории Европы по схожим причинам во время Чёрной Чумы устроили очередное гонение на евреев). Что занятно, в этой секте не обошлось без аристократического отпрыска в руководстве, который посредством таких обвинений устранил бы чересчур сильную потенциальную противницу (дружить с Сюрэй многие из знати, увы, не собиралась), показав бы заодно свою значимость.
И да, именно с точки зрения всевозможных политических, семейных и прочих интриг, завязанных на амбициях, желании власти, уважения, поравняться с соратником, признания со стороны родных, верного служения императору или стране, да банальной скуки и невозможности найти удовольствие в простых радостях и спокойствии душевном аниме вышло весьма захватывающим. Следить за очередными хитросплетениями отношений во дворце и провинциях, в которые оказывается втянуты главные герои, интересно. За исключением совсем уж лениво поставленной и сделанной на явное отвали боёвки (опять же, мало сёдзе на моей памяти, где над ней хоть кто-то заморачивался, девочкам по большей части нужно другое). С приключенской стороны аниме же вышло куда более захватывающим: казалось бы, простое путешествие в столицу коричневой провинции оборачивается для Сюрэй и её компании нелёгким делом с противостоянием всё тому же клану Са. Во второй раз, когда в разгаре борьба с эпидемией, всё оказывается ещё драматичнее. И чего стоит поиск секретной резиденции клана Ран в конце второго сезона! Всё это держит в напряжении, ибо неизвестно, что ещё приключится дальше.
Самое же главное и интересное, это нелёгкий жизненный путь девушки, выбравшей не просто карьеру, но службу Родине. Не ради высоких должностей и уж тем более не ради состояния (предложений о браке Сюрэй и без того получат, но всем откажет), а именно чувствуя себя способной изменить что-то в стране и сделать к этому лучшему: вот истинный мотив главной героини делать что-либо. И она уверенно идёт к своей цели, делая всё вначале для познания тонкостей госслужбы, попутно претерпевая тяготы и подвергаясь давлениям и порой откровенным издевательствам (даже меня на стажировке так не гнобили). Причём такое вполне объясняется духом времени и чёткой традицией, по которой женщины изначально вообще не допускались до управления страной (можно было влиять на политику будучи императрицей или, что совсем уж маловероятно, наложницей). А быть первопроходицей в каком-либо деле всегда сложно. Но без тех, кто проложит первую тропу, не будет и остальных.
Что немаловажно, в отличие от той же «Принцессы-библиофила» активная деятельность героини не заявлена, а показана: подготовка и сдача госэкзамена, поездки в самое пекло событий, изучение талмудов, составление проектов по преобразованию региона (Сюрэй всерьёз намеревалась превратить отстающую провинцию в научный центр), публичные выступления в Совете, отстаивание своей позиции, в т.ч. пред самим императором, проведение расследований даже будучи временно отстранённой от службы (будучи т.н. чоукан). Таким образом, отпадают вопросы, как такая девушка смогла завести себе целый гарем из мужчин: отбросив предрассудки, такую женщину стоит считать во всех смыслах достойной. Что карьерного успеха и самореализации, что личного счастья. Причём не она одна: многим здесь предстоит пройти свой путь и найти себя, многому научиться: управлению государством (а для этого надо как можно больше верных лично тебе соратников), честности с собой, решительности взять в свои руки потрёпанный клан и т. д.
2. Персонажи.
Сюрэй Ко – главная героиня истории, девушка из могущественного клана Ко, привилегиями которого, однако, не пользуется, ибо живёт с отцом Сёко, отошедшим от клана. Не смотря на трудное детство (пережила гражданскую войну, голод, смерть матери), сохранила в себе упорство, силу духа и желание сделать Саюнкоку лучше, ради чего упорно училась и занималась самообразованием. До начала событий аниме обучала грамоте детей из бедных семей. Ответственная, старательная, волевая, неунывающая и решительная девушка, которой, впрочем, не чужда эмоциональность, сомнения и искренние сожаления о неизбежных ошибках. Хозяюшка (стирка, готовка, уборка ей освоены на высоком уровне), отлично играет на эрху. Действительно запоминающаяся героиня. Озвучена Хоко Кувасимой (Томоё из «Кланнада» и «Томоё Афтер»).
Сэйран – друг детства Сюрэй, что рос с ней под одной крышей; тайну происхождения раскроют довольно быстро. Не сломавшись под давлением прошлого, находит причину жить дальше. Не особо многословный и хладнокровный, он сильно привязан к Сюрэй и всячески старается оберегать её. Будучи отличным мечником, в бою он крайне опасен. Впоследствии становится одним из офицеров гвардии местного запретного города. Озвучен моим любимым сейю Хикару Мидорикавой.
Рюки Си – молодой император Саюнкоку, поначалу производящий впечатление человека необразованного, ленивого и политикой не интересующегося. Разумеется, оказалось, что это не так, и парень он способный. Быстро влюбляется в Сюрэй и, что не менее важно, благодаря ней осознаёт свою ответственность за судьбу страны. Весьма капризный и эгоистичный, вместе с тем он способен принимать правильные решения и отделять личное от государственного. Помимо Сюрэй, привязан, как к матери, к придворной даме Сюсуй. Чтобы не сватали невест, прикинулся геем, однако чувства к Сюрэй выдали императора с головой.
Сюэй Ран – генерал армии Сяолина. Как и полагается, молод, умён, красив и спокоен, хотя иногда любит подтрунивать над остальными. Любитель женского общества и частенько проводит время в квартале красных фонарей в столице. Впоследствии сталкивается с тяжким выбором, поставленным семьёй: быть верным клану или лично императору.
Кою Ли – лучший друг Сюэя (хотя и отрицает это), служащий департамента по гражданским делам, приёмный сын Рэйсина Ко (нынешнего главы клана Ко; до усыновления был уличным напёрсточником). Вспыльчивый и немного крикливый женонавистник, что после знакомства с Сюрэй станет более лояльным. Обладает географическим кретинизмом и способен заблудиться где угодно. Его сейю озвучил Иккаку в «Бличе».
Энсей Ро – давний друг Сэйрана, бывший губернатор Коричневой провинции (хотя даже не сдавал экзаменов; настолько печальное положение дел там было одно время), мастер рукопашного боя. После назначения Сюрэй и Эйгецу в качестве их помощника и телохранителя сопровождал в провинцию. Обладает бойким характером и производит впечатление закалённого человека.
Рюрэн Ран – младший брат семейства Ран, самый одарённый и одновременно чудаковатый из них. Способен не готовясь сдать гос. эказмен, войдя в тройку лучших. Называет людей по номерам (например, Сюрэй для него «лучший друг №1», а Сюэй «четвёртый старший брат»), странно одевается, постоянно играет на флейте, притом играет отвратительно. Постоянно где-то гуляет по стране. Тем не менее, друзья и их защита для него дело первостепенной важности. Его сейю озвучил Тенму в «Монстре» и Хэя в «Темнее чёрного».
Корин – юная служанка Сюрэй, изначально целиком и полностью преданная своему господину Сэндюзну Са, но впоследствии в благодарность за хорошее отношение клянётся служить Сюрэй. Упёртая и старательная, вместе с тем она совершенно неопытна в делах романтических, что становится видно, когда она влюбляется в Эйгецу.
Эйгецу То – тринадцатилетний вундеркинд из деревни Сейка, что сдал гос. экзамены на высший балл. Неуверенный и скромный, тихий мальчик, но стоит ему выпить, как просыпается другая его личность (не обошлось без шизы сверхъестественного и даже драмы): дерзкий и уверенный в себе смельчак и сильный боец. Привязан к приёмному родителю Син Ка.
Сакудзюн Са – средний сын семьи Са, колоритный и харизматичный бисёнен. Разочаровавшись в жизни, всеми силами старается найти что-то, что принесёт ему удовольствие и будет делать это постоянно. Искусный соблазнитель. Участвует в политических интригах по приказу своего деда Тюсё (нового главы клана Са) и по той же причине изначально знакомится с Сюрэй, впоследствии влюбляясь в неё уже искренне. Стремился не только держать Сюрэй подле себя (что одно время также удавалось) и просить её исполнять разные капризы, как-то: ходить с распущенными волосами, играть на эрху и заварить чай Гань Лу, да смущать своими речами, но и стать её в жизни заметным, дорогим человеком, даже смутно догадываясь, что это невозможно. В конце концов оставляет выбор принятия своих чувств за ней. Озвучен Такехито Коясу (среди прочего, Тога Кирю из «Революционерки Утены», с которым у Сакудзюна явное внешнее и внутреннее сходство).
Суо Син – новичок из второго сезона, которого Сюрэй прозвала Тан-Таном. Беззаботный человек, которому не хватает желания делать что-либо. Тем интереснее его дружба с Сюрэй, как его противоположностью. Когда надо, может начать суетиться и показать, что на деле ему тоже на многое не всё равно. Жутко боится Сэйрана.
Тринадцатая принцесса Ран – наследница семьи Ран. Юная и дерзкая девушка, не особо соответствующая титулу китайской дворянки, ибо предпочитает переодевшись в лохмотья гулять по городу. Как и положено, скрывает трагичную историю о любви из своего прошлого.
Дзин Сиба – бывший заключённый, освобождённый из тюрьмы, ранее охранник семьи Ран. Появившись во втором сезоне, стал активным участником клановых разборок в семье Ран.
3. Анимация, саундтрек.
Хотя картинка в сериале в целом приятная, равно как и дизайн персонажей (хотя тут много бисёненов, что может и отпугнуть), бедность рисовка видна подчас невооружённым глазом. Что в плане боевых сцен, что в обычных. Однако за анимацию всё же больше плюс, поскольку присутствует и яркая палитра, и периодическая смена локаций (в отличие от одёжек, где даже Сюрэй кроме повседневного наряда и платья императрицы особо ничего не примерит) хорошо сказывается на восприятия.
А вот саундтрека ощутимо не хватило. Хотя в целом он был неплох, на 78 серий его оказалось катастрофически мало, ибо уж слишком много повторялись одни и те же мелодии. Что, впрочем, не относится к опенингу, который вышел весьма приятный, и слушать который все 78 серий (песня была та же, а вот видеоряд менялся).
4. По итогу.
«Повесть о стране цветных облаков» – отличный пример длинной истории с размеренным повествованием, богатым, однако, на различные события. Грамотная по большей части реализация основной идеи о поиске себя в обществе и нелёгком пути карьерной самореализации смотрится хорошо и актуально.
Из вполне явных минусов значится множество допущений, совпадений, абсолютно неуместных (по крайней мере, в рамках аниме) элементов мистики (кроме одного) и невнимание к банальным деталям. Всё это, вкупе с оборванным повествованием не позволяет считать аниме в полной мере удачным.
Однако даже в этом случае за счёт основной идеи и некоторых побочек (например, с Сакурадзюном), аниме удаётся держать зрительский интерес на протяжении долгого времени. Течение жизни, то плавное, то бурное и стремительное, здесь передано хорошо.
Заканчивая обзор, скажу, что это аниме можно посмотреть. И если удастся принять его порой-таки сказочные допущения, то удастся получить удовольствие от истории, а также извлечь несколько ценных уроков.
Разумеется, стоит начать с первого сезона, держа в уме, что второй послабее; и более того, у первого сезона концовка более подходит под понятие концовки, нежели второго.
В жизни для нас открыто множество путей. Притом никто не заставляет останавливаться на чём-то одном: всегда можно сменить сферу деятельности в целом или какое-то одно его направление. Важно в любой работе любить и ценить её настолько, чтобы даже даже самая рутинная её часть (а рутина это больше 2/3 любой деятельности) воспринималась нормально. И разумеется, подходить к делу со всей страстью и энергией. Ибо только так можно добиться действительно запоминающихся результатов.
Спасибо, что прочли статью до конца! Если вам понравилось, ставьте лайк и подписывайтесь на канал! До скорых встреч!