В своей статье «Пародии и карикатуры в товарных знак» я призывала быть осторожными при создании и использовании пародий и карикатур. С одной стороны, законодательство предоставляет свободу в создании карикатур и пародий на правомерно обнародованные произведения. С другой стороны, в настоящее время нет четких критериев для определения того, является ли произведение пародией (карикатурой), что создает проблемы.
В продолжение темы хотелось бы привести интересный спор, который рассматривал Арбитражный суд города Санкт-Петербурга и Ленинградской области (дело № А56-70022/2021). В деле давалась оценка, создавалась ли на используемое музыкальное произведение пародия или имел место факт переработки музыкального произведения в отсутствие соответствующих прав.
Речь идет о широко известной песне Виктора Цоя «Звезда по имени Солнце» (авторы - Цой В.Р., Каспарян Ю.Д., Тихомиров И.Р., Гурьянов Г.К.). Данная песня является объектом авторского права - музыкальным произведением с текстом (ст. 1259 ГК РФ). Авторские права на подобное произведение охраняются законом. Никто не вправе использовать каким-бы то ни было способом это музыкальное произведение, в том числе создавать на его основе новые произведения без согласия авторов или других правообладателей.
Тем не менее, "Звезда по имени Солнце" была использована в спектакле-мюзикле «Алмазная колесница» без согласия правообладателей. Мюзикл был создан по мотивам одноименного произведения Бориса Акунина. Утверждается, что использование подобной музыки было одним из условий получения лицензии на постановку спектакля, которые продюсерам озвучил Борис Акунин. Песня, фактически, стала для спектакля саундтреком. Во время одного показа музыкальное произведение исполнялось 5 раз. По окончании каждого выступления актеры выходили к зрителям именно под нее.
Платный показ мюзикла осуществлялся на сцене театра «ЛДМ. Новая сцена», расположенного (Санкт-Петербург).
Правами на песню владело Общество с ограниченной ответственностью «Национальное музыкальное издательство» на основании исключительной лицензии. Общество имело право на основании исключительной лицензии использовать музыкальное произведение (песню) в любой форме и любым не противоречащим закону способом, в том числе способами публичного исполнения, перевода и иной переработки, включения в состав любых других результатов интеллектуальной деятельности и дальнейшего использования произведения в их составе.
Узнав о включении песни Цоя в измененном варианте в спектакль, Общество в качестве Истца обратилось в суд с требованиями к следующим ответчикам:
- компании – собственнику сцены,
- компании, осуществившей постановку и прокат спектакля,
- создателю спектакля (за незаконные переработку и включение в состав спектакля (сложного объекта).
В ходе дела ответчик – постановщик спектакля обосновывал правомерность своих действий ссылкой на пародию. Как пояснял ответчик, в составе мюзикла есть эпизоды, в частности, эпизод «Ракуэн» и эпизод «Смерть Суги (песня Солнце)», сценарии которых написаны в жанре музыкальная пародия. Необходимость таких эпизодов обусловлена тем, что во время постановочного периода стало ясно, что роман Б. Акунина «Алмазная колесница» изобилует сложной драматургией, большим количеством убийств и испорченных судеб. В связи с чем, творческой командой было принято решение использовать произведение группы «Кино» «Звезда по имени Солнце» как комический пародийный номер. По мнению ответчика, цель была достигнута. Эпизоды облегчили сюжет, добавив в него юмора, пародийности, сняли общее напряжение.
Ответчик даже «подстелил соломку», получив заключение по психолого-лингвистическому анализу музыкальных произведений (эпизодов) до премьерной постановки у экспертной организации.
☝️Досудебная экспертиза ответила положительно на вопрос: «являются ли представленные музыкальные произведения пародиями на песни Виктора Цоя». Результаты проведенного исследования показали, что представленные музыкальные произведения носят пародийный характер. Эксперты отметили, что номера являются и принадлежат особому жанру музыкальной пародии, пародируют песню в целом и ее исполнителей, используя их узнаваемость и популярность. Пародийный эффект номеров складывается из ряда компонентов - популярности музыки, визуального ряда, и нового текста юмористического содержания в их сочетании.
Кстати, экспертиза была проведена не просто так. Еще на этапе создания спектакля, его композитор обращался к правообладателям произведения за лицензией на использование песни в мюзикле. Но был получен отказ. В обоснование отказа приводились доводы о том, что наследники Виктора Цоя и иные правообладатели трепетно относятся к песням из репертуара группы «Кино». Они внимательно рассматривают подобные обращения и остро воспринимают любые формы использования, которые могут быть безнравственными или иметь другой отрицательный подтекст. В спорном же спектакле песню исполняют актеры в образе японских гейш, что в том числе повлияло на принятое решение отказать в предоставлении запрашиваемых прав.
☝️При рассмотрении дела в суде, судом была также назначена экспертиза для определения того, имел ли факт пародии произведения. ❗Судебная экспертиза подтвердила пародийный характер, НО… мюзикла «Алмазная колесница». Экспертизой было определено, что пародийный характер имеет мюзикл, а объектом пародии для мюзикла является литературное произведение Б. Акунина, но не музыкальное произведение «Звезда по имени Солнце».
В отношении же спорного произведения «Звезда по имени Соолнце» эксперт указал только на возможность достижения комического эффекта при определенном восприятии дискурса мюзикла. По мнению эксперта, включение спорного произведения в мюзикл усиливает пародийный, фарсовый эффект текста мюзикла, но не музыкального произведения «Звезда по имени Солнце».
Суд отметил, что согласно п. 4 ст. 1274 ГК РФ, пародией является такое произведение, которое создано на основе другого (оригинального) правомерно обнародованного произведения. При этом в данной норме не сказано, что пародией является такое произведение, которое создано при помощи или с использованием другого оригинального произведения.
❗При создании пародии, первоначальное оригинальное произведение должно быть в центре нового, а не быть его фоном или вспомогательным средством, указал Суд, сославшись также на постановление Президиума ВАС РФ от 19.11.2013 № 5861/13 по делу №А40-38278/2012-12-166. Поскольку использованная ответчиками переработка не высмеивает оригинальное музыкальное произведение «Звезда по имени Солнце» и пародией на него не является, соответственно, на его использование распространяются общие правила по получению разрешения и выплате вознаграждения или взысканию компенсации.
В результате, суд запретил использование музыкального произведения с текстом «Звезда по имени Солнце» в мюзикле и взыскал компенсацию за нарушение исключительного права на музыкальное произведение с текстом «Звезда по имени Солнце» путем его публичного исполнения в составе театрально-зрелищного представления "Алмазная колесница», компенсацию за нарушение исключительного права на музыкальное произведение с текстом «Звезда по имени Солнце» путем его переработки и включения в состав театрально-зрелищного представления "Алмазная колесница".
Вот такая история. Но она еще не завершена. Как можно видеть из картотеки судебных дел, на решение суда подана апелляционная жалоба.
Несмотря на то, что история продолжается, уже сделанные выводы, надеюсь, помогут вникнуть в тонкости пародий и карикатур и избежать неловкостей🙂.
Приглашаю также в свой телеграм-канал: t.me/beresneva_IP_law, посвященный объектам интеллектуальной собственности
©Береснева Н.В., 30.07.2023