Социальные сети уже давно стали мощным инструментом для любого бизнеса. С их помощью вы можете увеличивать продажи и повышать узнаваемость вашего бренда. Но также важно понять, что через них вы транслируете определённый образ и ценности, после чего у вашей аудитории появляется ряд ассоциаций относительно вашего продукта или услуги, и часто именно они влияют на принятие решения о покупке.
Так и создаётся личный бренд – формируется ваш имидж и имидж вашего продукта, представление аудитории о вашей экспертности, профессионализме, опыте и т.п., складывается ваш образ в глазах людей, а впоследствии и их уровень доверия к вашему бренду.
Сегодня мы рассмотрим ключевые шаги, которые помогут вам развивать свой личный бренд в социальных сетях, сделать его сильным, запоминающимся и привлекательным для вашей аудитории.
1 шаг - как и всегда, для начала мы анализируем свой продукт, аудиторию и конкурентов.
Для этого вы можете ответить на следующие вопросы:
- Что вы хотите предложить людям, и почему это купили бы лично ВЫ?
- Какую проблему вы решаете и какую потребность закрываете?
- Кому (пол, возраст, регион проживания, сфера деятельности и т.п.) это будет интересно и почему?
- Что может быть особенно важно для вашей аудитории в вашем продукте/услуге?
- Какие ценности и интересы имеет ваша аудитория, и каким образом вы можете их отразить в своем продукте или услуге?
- Какими каналами коммуникации (соц. сети, мессенджеры и т.п.) ваша аудитория пользуется чаще всего?
- Какие факторы могут повлиять на лояльность вашей целевой аудитории?
- Какое сообщение или информацию вы можете передать своей аудитории, чтобы привлечь ее внимание и вызвать интерес?
- В чем ваше отличие от конкурентов (какое у вас УТП)?
- Какие ценности и убеждения транслируют ваши конкуренты и у кого из них больше клиентов/аудитории?
- Какие сильные стороны и слабые стороны у ваших конкурентов, и как вы будете поддерживать свою конкурентоспособность?
Вопросов еще можно задать множество. Ваша задача - разобраться в своем продукте, собственных ценностях и ценностях аудитории, а также проанализировать успешных и более слабых конкурентов – все это поможет вам разработать эффективные SMM- и контент-стратегии и выстроить правильные коммуникации с аудиторией.
2 шаг – к вопросу об УТП (уникальном торговом предложении).
Личный бренд должен быть основан на вашей уникальности и экспертности. А потому вы должны определить, в чём же заключается ваша уникальность и какой ценный вклад вы можете внести в жизнь клиентов, а также обязательно ответить на один из вопросов первого шага – что отличает вас от конкурентов?
🟢 Возможно, вы обладаете определенными экспертными знаниями, уникальным опытом, творческим подходом к решению проблемы, а, может быть, в вашем продукте есть качества, которых нет у продуктов конкурентов? Или, может, каждому клиенту вы делаете дополнительный подарок (например, предлагаете хорошую скидку на следующую покупку или дарите небольшой товар бесплатно) к его покупке?
Это может быть что угодно. Постарайтесь ясно сформулировать, что делает уникальным ИМЕННО ВАС или ваш продукт. Ваш контент в соц.сетях должен отражать это и подчеркивать, какую пользу ИМЕННО ВЫ сможете принести аудитории и КАК ИМЕННО ВЫ способны решить её проблемы.
Будьте оригинальными и постарайтесь выделяться среди конкурентов. Кроме того, важно также показывать ваш профессионализм и компетентность.
🟢 Всё это должно отражаться в вашем контенте, чтобы потенциальный клиент, зайдя в ваш профиль в соц. сетях, смог понять, почему именно вам он может доверять, и захотел этого.
3 шаг - создайте привлекательный профиль.
Ваш профиль в социальных сетях — это визитная карточка вашего личного бренда. Убедитесь, что ваш блог полностью заполнен, имеет привлекательный вид и предоставляет пользователям всю необходимую информацию о вас или вашем продукте. Важно также наполнить его качественными фото и текстовыми материалами, ключевыми словами и отразить через него образ, ценности, экспертность и т.п., которые вы хотите донести до вашей аудитории.
Рассмотрим на примерах визуалов цветочных магазинов:
Что вы чувствуете, смотря на данный профиль?
На мой взгляд, от него веет эстетикой, качеством, семейными ценностями и дороговизной. Владелец явно хочет донести аудитории, как важно радовать ваших близких приятными сюрпризами и как это поднимет им настроение. Кроме того, вы можете заметить креативный подход, отражающийся в контенте. Даже не читая постов к данным публикациям, вы можете составить положительное представление о данном бренде, не так ли?
А что вы чувствуете здесь?
Опоры на семью уже нет, но здесь вы также можете получить эстетическое наслаждение и ощущение тепла, нежности и заботы – как раз таки всё то, что люди хотят передать близким, даря цветы. Здесь также присутствует креативность. И пусть в ленте порой прослеживается легкий уход от темы цветов, это никак не влияет на приятное впечатление о данном бренде и на желание приобрести букет.
Далее рассмотрим два других профиля:
Да, мы безусловно видим красивые букеты в обоих случаях. Но чувствуете ли вы нотки личного бренда или то, что отличает эти бренды от их конкурентов❓ Почему вы должны купить цветы именно здесь?
По сути, данные бренды просто демонстрируют примеры их продукта, не отражая в контенте какие-либо ценности или образ. А люди порой принимают решение о покупке, опираясь именно на внутренние ощущения после просмотра страницы. Особенно, если их время ограничено.
Конечно, при выборе вы будете также оценивать цены и условия, но, если они окажутся схожи, где вы купите цветы вероятнее всего❓
Первые два профиля как будто одним своим видом обещают вам качественный букет, который точно подарит эмоции вашим близким. А последние два заставляют вас чувствовать то же самое? Будьте честны.
Вывод: ваш профиль в соц. сетях должен быть привлекательным, оригинальным, информативным и отражать то, что важно для ваших клиентов. Здесь вам может помочь изучение последних трендов, анализ страниц конкурентов, вкусов и ценностей вашей целевой аудитории.
Также помните, что на формирование личного бренда в той же мере влияет и текстовый контент.
4 шаг - ваш контент должен быть регулярным и ценным.
Создавайте интересный, полезный и познавательный контент, связанный с вашей тематикой, хотя бы несколько раз в неделю. Вы можете использовать различные форматы: фотографии, видео, reels, инфографику и т.д.
🟢Например, если у вас магазин цветов, вы можете рассказать аудитории о том, как сохранять букет живым длительное время; в следующих же постах продемонстрировать примеры ваших работ; в другой раз показать, как вы собираете букет и т.п.
Это поможет вам удерживать внимание и привлекать новую аудиторию.
5 шаг. Один и самых важных - взаимодействие с аудиторией.
Отвечайте на комментарии, задавайте вопросы аудитории, проводите опросы и прямые эфиры, постоянно следите за личными сообщениями и поддерживайте диалог с вашими подписчиками.
🟢 Не забывайте, что вы должны быть вежливыми, тактичными, доброжелательными и всегда давать полный ответ на вопрос. Если один клиент задал вам 5 вопросов в сообщениях, вы должны ответить на каждое и подробно проконсультировать его. Это покажет вашу внимательность, неравнодушность и вызовет доверие.
Представьте, что мы задали один и тот же вопрос разным гостиницам:
«Здравствуйте! Подскажите пожалуйста стоимость номера «люкс» в сутки. И, скажите, как далеко от вас автобусная остановка и можете ли вы организовать для нас трансфер из аэропорта?»
После мы получили следующие ответы:
Какие у вас остались ощущения после данных ответов, и куда вам точно не хочется ехать на отдых?
- В первом варианте мы видим подробный и вежливый ответ. Мы понимаем, что бренд стремится позаботиться о нас и помочь в любой ситуации. Кроме того, нам ответили на все вопросы и нет необходимости переспрашивать, а сам ответ написан красиво и лаконично.
- Второй ответ крайне краток. Через экран мы не сможем понять, насколько к нам доброжелательны, и можем сложить неверное впечатление по данному ответу. Также нам не ответили про остановку и не указали размер дополнительной платы за трансфер. Получается, мы должны задать ещё два вопроса. Но хотим ли мы?
- В 3м случае с нами даже не поздоровались. Остановка рядом с гостиницей, но насколько рядом? По трансферу нам ответили очень сухо и не предложили никаких альтернатив по сравнению с 1м ответом.
Так с кем бы лично вы продолжили диалог?
🟢 Конечно, если ваш бизнес средний или крупный, то в соц.сетях будет отвечать ваш работник. А потому ваша задача в таком случае станет ещё сложнее – вы должны нанять человека, который будет взаимодействовать с аудиторией так, чтобы не испортить представление о вашем бренде. Вы также должны дать ему инструкции (как должно выглядеть его общение с клиентами) и периодически отслеживать его работу или поручить это другому ответственному работнику.
Блог в соц.сетях - лицо вашего бизнеса. Ваше взаимодействие с аудиторией также формирует личный бренд и отношение к нему. ❌ Любое неверное сообщение и вы можете потерять доверие одного или нескольких клиентов навсегда. А при условии публичной ошибки (например, грубый ответ в комментариях или некомпетентное высказывание в истории профиля) – сотни клиентов ❌
Но при условии правильного взаимодействия вы, наоборот, будете завоевывать всё больше клиентов. А если ещё научитесь грамотно работать с возражениями и при возникновении той или иной проблемы будете предлагать немедленное решение для вашего клиента, то успех обеспечен.
🟢 Также не забывайте быть ответственными и этичными в своем поведении и контенте. Соблюдайте правила и нормы социальных сетей, не нарушайте авторские права, не публикуйте информацию, в правдивости и точности которой не уверены, и уважайте мнение других.
Будучи профессионалом в своей сфере, вы должны стремиться поддерживать репутацию надежного и добросовестного эксперта.
Таким образом, при грамотной коммуникации с аудиторией ваш личный бренд всегда будет ассоциироваться с тем, кому можно доверять, и будет приводить всё больше новых клиентов
Шаг 6 – цвета, стиль, подача.
✅ Цвет является мощным инструментом, который позволяет вызывать определенные эмоции и создавать ту или иную атмосферу.
- Каждый цвет имеет свое значение и вызывает определенные ассоциации у аудитории. Например, использование теплых и ярких цветов, таких как красный или оранжевый, может создать ощущение страсти и энергии, в то время как холодные и пастельные тона, к примеру, голубой или розовый, могут передавать спокойствие и нежность.
- Выберите цветовую палитру, которая соответствует вашей личности, целям, ценностям и вашему продукту и которая со временем будет ассоциироваться с вашим брендом. Используйте ее в ваших дизайнах, графических элементах, логотипе и т.п.
✅ Не менее важны ваш стиль и подача материала. Будьте оригинальны. Это поможет вам выделиться среди множества других профилей в социальных сетях. Разработайте уникальный и узнаваемый стиль, который также будет соответствовать вашей личности и бренду.
Что это может быть?
- Использование необычных шрифтов, юмора, уникальных графических элементов, фотографий в определенном стиле, то, как вы общаетесь с аудиторией – более официально или по-дружески и т.п.
- Если ваш бизнес позволяет близко общаться с аудиторией и у вас есть желание, то вы также можете делиться своими личными историями, успехами и неудачами, чтобы аудитория увидела, что вы реальный человек со своими переживаниями, и создала определенный образ в голове. Вы можете рассказывать о значимых моментах вашей жизни и профессионального пути, чтобы укрепить связь с вашими подписчиками и помочь им лучше понять вашу личность.
Шаг 7 – не забывайте отслеживать тренды в вашей нише, обучаться и развиваться.
Если вы всегда будете в курсе последних тенденций и новостей в вашей сфере, будете постоянно обучаться новому, посещать различные семинары и вебинары, изучать новые инструменты и технологии, а после делиться этими знаниями и идеями со своей аудиторией или же вводить нововведения в свой продукт, то будете опережать своих конкурентов и привлекать больше внимания и удерживать его.
Ваша аудитория будет понимать, что вы не стоите на месте. Ваш личный бренд будет казаться выигрышнее на фоне конкурентов, ведь вы не прекращаете улучшать свои навыки или продукт и отлеживаете все изменения на рынке, а, значит, вы по-настоящему компетентный специалист и вам можно довериться.
Шаг 8 - кросс-платформенный контент.
Не сосредотачивайтесь только на одной социальной сети, попробуйте создавать контент, который будет соответствовать разным платформам. Адаптируйте его под различные форматы и аудитории в разных социальных сетях.
🟢 Например, у вас магазин одежды. В Instagram вы снимаете оригинальные Reels, публикуете красивые фото и видео, показывая, какие вещи и фасоны у вас есть, а в Telegram делитесь советами по составлению модных луков на примере вашей одежды, всегда указывая стоимость каждой детали в собранном образе (тем самым мотивируя аудиторию к покупке вашего продукта).
Это поможет вам увеличить количество клиентов и максимизировать вашу видимость и узнаваемость в Интернете.
Шаг 9 – помните о необходимости рекламы.
Кроме публикации контента вам нужно использовать возможности платной рекламы в интернете, взаимопиара, сотрудничества с другими экспертами и т.п.
🟢 Начало пути - всегда самый сложный период, и сразу зарекомендовать себя на рынке и повысить узнаваемость будет тяжело. Поэтому вам необходимо разрабатывать качественную рекламную кампанию и выбирать наиболее подходящие для них платформы или сотрудничать с блогерами, другими специалистами или компаниями для расширения вашей аудитории. Вы также можете проводить свои бесплатные вебинары или участвовать в таких трансляциях у других компаний в качестве эксперта.
Шаг 10 – это то, о чём вы всегда должны помнить – измерение и анализ результатов.
Используйте аналитические инструменты социальных сетей, собственные наблюдения, опросы и т.д. для оценки эффективности вашего контента, ведь вам важно не только понимать, что работает лучше всего, но и оценивать, как выглядит ваш личный бренд в глазах аудитории и ту ли аудиторию вы привлекаете. Постоянно оценивайте свой прогресс и получайте обратную связь от своей аудитории.
✅ Это поможет вам оптимизировать свою стратегию и развивать свой личный бренд в желаемом для вас направлении.