Квартира Станиславского - это памятник самоотверженному, всепоглощающему труду.
Потому что наш великий реформатор театра там не жил, он там работал. Вернее, из 8 помещений на его этаже 4 были жилыми. Но в полутора из них он всё равно работал, а в ещё одной работала его жена (актриса Лилина).
В этот дом Станиславскому пришлось приехать после революции. Советскому правительству был нужен его гений и поэтому ему разрешили выбрать квартиру самому.
Станиславский выбрал это здание. Оно и само по себе интересно. Фундамент - белокаменные палаты XVII столетия, над ним надстроены второй и третий этаж в XVIII веке и отремонтированы после наполеоновского пожара. В каждой комнате прекрасная роспись плафонов, выполненная крепостным художником, оставшимся безымянным, конечно. С первого на второй этаж ведёт историческая деревянная лестница.
Но Станиславский выбрал дом в Леонтьевском переулке только из-за одной архитектурной особенности: зала с хорошей акустикой (раньше он был бальным, а теперь называется онегинским). Здесь давались оперы-концерты.
В это время по просьбе советского правительства режиссёр работал с труппой Большого театра, внедряя в оперу драматическую составляющую по своей системе.
Станиславский жил и работал на втором этаже, где также работала и, можно сказать, жила труппа (онегинский зал - вроде, зрительный, смежная комната с колоннами играла роль театрального фойе, а "красная комната" служила гримёрной и местом сборов и обсуждений, как и личная гостиная Станиславского). На этаже режиссёра множество мебели - театральных декораций, купленных им для своего Общества искусства и литературы.
На первом этаже в уплотнённом виде жили бывшие аристократы, на третьем крестьяне, приехавшие в Москву на заработки. Такой советский бутерброд. Сейчас всё это занято музейными экспозициями: второй этаж мемориальный, третий посвящён началу театрального увлечения Станиславского и работе с Булгаковым. На первом экспозиция, посвящённая постановке "Царь Фёдор Иоаннович", а также временные выставки.
Вообще, Станиславский был Алексеев и происходил из семьи купца, промышленника и мецената. Псевдоним взял специально для игры в театре.
Увлечённый человек, поглощённый театром и искусством, до последних дней он работал. Когда доктора ему "рекомендовали соблюдать разумный баланс между работой и отдыхом", он согласился и уехал из гостиной, в которой тоже работал, аж на 2 м дальше: в смежную комнату, ставшую спальней. Там он тоже работал: писал свои знаменитые книги. Я читала, это гениально и просто. Уникальные знания актерского мастерства - как играть так, чтобы зритель верил.
Спальня Станиславского и спальня его жены - две маленькие комнаты напротив друг друга. Обе огорожены верёвочкой. Если видите музее комнату за верёвочкой, значит, вещи за ней мемориальные, то есть те самые, подлинные вещи и обстановка. И мы как будто бы подглядываем в комнату с порога, а хозяин только что вышел. Вот на прикроватной тумбочке, накрытой кружевной салфеткой, остывает пенсне, а рядом высыхает недописанная строчка...
Увлечение театром проходит у Станиславского красной линией через всю жизнь, начиная чуть ли не с самого детства. Похоже, что действительно гениальные люди проявляют склонность к своей сфере в очень раннем возрасте, иначе не успеть.