Найти тему
Военобзор

Почему самая большая в мире подводная лодка была выведена из эксплуатации?

Атомный подводный крейсер стратегического назначения ТК-208 "Дмитрий Донской". Фото: Лев Федосеев / ТАСС
Атомный подводный крейсер стратегического назначения ТК-208 "Дмитрий Донской". Фото: Лев Федосеев / ТАСС

Современные российские конструкторы и оружейники являются достойными последователями своих советских учителей. А в Советском Союзе умели делать оружие. В эпоху СССР было создано и запущено в серийное производство огромное количество вооружений, аналогов которому в мире до сих пор нет.

Наглядным примером могут послужить атомные тяжёлые ракетные подводные крейсеры стратегического назначения (РПКСН) проекта 941 "Акула". В штабах НАТО эти атомоходы были обозначены как класс "Тайфун". Всего в состав ВМФ СССР с 1981 по 1989 годы было введено шесть таких крейсеров. Головным стал ТК-208.

РПКСН проекта 941 действительно были уникальными подводными лодками. И причина не только в мощном ракетном арсенале, состоящем из 20 межконтинентальных баллистических ракет. Каждая из этих ракет оснащалась разделяющейся головной частью, имевшей до 10 боевых блоков индивидуального наведения. Причина в том, что лодки этого проекта стали самыми большими из когда-либо построенных в мире.

Общая схема внутреннего устройства ТРПКСН проекта 941: 1 — лёгкий корпус; 2 — 533-мм носовые торпедные аппараты; 3 — прочный корпус; 4 — носовые выдвижные горизонтальные рули; 5 — люки аварийного покидания ПЛ; 6 — торпедный отсек; 7 — гидроакустический отсек; 8 — шахты баллистических ракет Р-39; 9 — центральный пост; 10 — спасательные всплывающие камеры; 11 — выдвижные устройства; 12 — ограждение выдвижных устройств; 13 — отсек радиотехнического вооружения; 14 — реакторный отсек; 15 — люки всплывающих антенн связи; 16 — крыло, защищающее винто-рулевую группу от льда; 17 — турбинный отсек; 18 — КШР (кормовая шлюзовая рубка); 19 — гидродинамические направляющие; 20 — вертикальное кормовое оперение; 21 — вертикальные рули; 22 — гребной винт в кольцевой насадке; 23 — кормовые горизонтальные рули; 24 — антенна ГАС; 25 — выдвижные подруливающие устройства; 26 — ракетные отсеки; 27 — отсеки живучести; 28 — ядерный реактор; 29 — линия главного гребного вала; 30 — горизонтальное кормовое оперение; 31 — носовой прочный модуль; 32 — главный прочный корпус (правый); 33 — главный прочный корпус (левый); 34 — центральный прочный модуль; 35 — кормовой прочный модуль; 36 — цистерна быстрого погружения i — командирский перископ; ii — универсальный перископ; iii — радиосекстант; iv — радиолокационный комплекс; v — РКП; vi, viii — радиоантенны систем связи; vii — радиопеленгатор; ix — антенна системы космической навигации; x — ГПБА. Изображение: Mike1979 Russia / wikipedia.org
Общая схема внутреннего устройства ТРПКСН проекта 941: 1 — лёгкий корпус; 2 — 533-мм носовые торпедные аппараты; 3 — прочный корпус; 4 — носовые выдвижные горизонтальные рули; 5 — люки аварийного покидания ПЛ; 6 — торпедный отсек; 7 — гидроакустический отсек; 8 — шахты баллистических ракет Р-39; 9 — центральный пост; 10 — спасательные всплывающие камеры; 11 — выдвижные устройства; 12 — ограждение выдвижных устройств; 13 — отсек радиотехнического вооружения; 14 — реакторный отсек; 15 — люки всплывающих антенн связи; 16 — крыло, защищающее винто-рулевую группу от льда; 17 — турбинный отсек; 18 — КШР (кормовая шлюзовая рубка); 19 — гидродинамические направляющие; 20 — вертикальное кормовое оперение; 21 — вертикальные рули; 22 — гребной винт в кольцевой насадке; 23 — кормовые горизонтальные рули; 24 — антенна ГАС; 25 — выдвижные подруливающие устройства; 26 — ракетные отсеки; 27 — отсеки живучести; 28 — ядерный реактор; 29 — линия главного гребного вала; 30 — горизонтальное кормовое оперение; 31 — носовой прочный модуль; 32 — главный прочный корпус (правый); 33 — главный прочный корпус (левый); 34 — центральный прочный модуль; 35 — кормовой прочный модуль; 36 — цистерна быстрого погружения i — командирский перископ; ii — универсальный перископ; iii — радиосекстант; iv — радиолокационный комплекс; v — РКП; vi, viii — радиоантенны систем связи; vii — радиопеленгатор; ix — антенна системы космической навигации; x — ГПБА. Изображение: Mike1979 Russia / wikipedia.org

Подводное водоизмещение крейсера проекта 941 составило 48000 тонн. Длина лодки – 172 метра, ширина – 23 метра. И вообще крейсер был построен по уникальной двухкорпусной (катамаранной) схеме – между двух прочных корпусов, разделённых на отсеки, разместили комплект вооружения из гигантских ракет и вспомогательное оборудования. Носовой и кормовой отсеки, а также центральный пост тоже являлись своего рода отсеками.

Эта огромная махина обслуживалась экипажем из 160 человек, что является свидетельством довольно высокого уровня автоматизации крейсера. А для комфорта экипажа на борту корабля были предусмотрены даже баня и бассейн.

Судьба этих величественных подводных кораблей сложилась не самым лучшим образом. Три подводных крейсера (ТК-202, ТК-12 "Симбирск" и ТК-13) были разрезаны на металл при непосредственной финансовой поддержке бывших "партнёров" из США. ТК-20 "Северсталь" и ТК-17 "Архангельск" были выведены в резерв флота в 2004 и 2006 годах соответственно. Причина такого решения заключалась в отсутствии боекомплекта для этих исполинов.

"Дмитрий Донской" направляется в Балтийское море. Фото: © REUTERS / Sarah Christine Noergaard
"Дмитрий Донской" направляется в Балтийское море. Фото: © REUTERS / Sarah Christine Noergaard

Лучшим образом сложилась судьба головного крейсера проекта. ТК-208 "Дмитрий Донской" был переоборудован в опытовый корабль и сослужил отличную службу при испытаниях новой межконтинентальной ракеты "Булава". Таким ракетами вооружены современные российские РПКСН проектов 955 "Борей" и 955A "Борей-A". Кроме того, этот подводный крейсер даже попугал мелкие европейские страны НАТО, когда в 2017 году совершил межфлотский переход на Балтику для участия в Военно-морском параде.

И вот некоторое время назад российские и зарубежные СМИ облетело сообщение о том, что ТК-208 "Дмитрий Донской" выведен из боевого состава флота. Теперь он вместе с двумя однотипными крейсерами будет дожидаться утилизации. Сроки утилизации кораблей проекта 941 ещё не определены.

ТК-208 "Дмитрий Донской". Фото из открытых источников
ТК-208 "Дмитрий Донской". Фото из открытых источников

Можно с высокой степенью вероятности предполагать, что такая информация вызвала по-настоящему щенячий восторг в западных столицах. Уже одной своей величественностью российский атомоход внушал уважение, а кое-кому даже страх.

Почему самая большая в мире подводная лодка была выведена из эксплуатации? На этот вопрос ответили эксперты из американского военно-аналитического издания Military Watch.

По версии заокеанских аналитиков, "Дмитрий Донской" стал единственным кораблём своего класса, прошедшим значительную модернизацию. В числе обновлений были новые баллистические ракеты Р-30 "Булава" (по дог. СНВ-3 – РСМ-56). Эти ракеты были разработаны в качестве основного вооружения для новейших АПЛ проекта "Борей". Подводный крейсер не нёс линейную службу, а использовался преимущественно для обучения личного состава и отработки технологий.

Он сыграл важную роль в исследованиях и новых разработках. Модернизация старого корабля под новые ракеты изначально рассматривалась как временная необходимость, а не как верное инвестиционное решение. Кроме того, до сих пор непонятно, сколько из 20 шахтных пусковых установок "Дмитрия Донского" были переоснащены под старт ракет "Булава".

Предложения модернизировать все русские "Тайфуны" в носители крылатых ракет (до 200 единиц на борту) были отклонены в силу возраста кораблей, их высокой гидроакустической заметности и чрезмерно высоких эксплуатационных расходов. Похоже, что именно расходы сыграли свою роль [прим.]. Исходя из экономической эффективности в России решили строить новые АПЛ.

Отмечено, что случай с "Тайфуном" отличается от ситуации с российскими тяжёлыми надводными кораблями. По мнению экспертов из США, подводное судостроение в России является "здоровым" – в настоящее время ударными темпами закладываются и строятся новые атомные стратегические и ударные подводные лодки.

В принципе, американцы в данном случае не покривили душой. Оценка довольно объективная. Что касается предстоящей утилизации "Дмитрий Донского", то пусть в западных столицах не особо радуются. Это имя уже присвоено новому подводному крейсеру стратегического назначения проекта "Борей-A". Строительство нового крейсера уже идёт.