Развязка загадочной истории с исчезновением экс-министра иностранных дел Китая Цинь Гана произошла. И это не единственная тайна, связанная с Поднебесной, о которой мы поговорим.
Стало известно, что должность министра он покинул. А возглавил министерство Ван И, уже известный нам. Казалось бы, простая кадровая перестановка. Но ещё на стадии исчезновения и бурного обсуждения инцидента китаист Николай Вавилов объяснял:
Когда в китайской политической системе, которая столь упорно пестует имидж стабильной и предсказуемой, на месяц без убедительных причин пропадает столь популярный и статусный игрок, как министр иностранных дел Цинь Ган - сын одного из основателей Компартии Китая, - событие сродни встряске всей системы, особенно на фоне масштабного противостояния с США. Если мы понимаем, в какой сложной ситуации находится Китай и группа Си Цзиньпина, - эту встряску можно сравнить с событиями 24 июня в России.
То есть на наших глазах в Китае случился своего рода мятеж…
Ведь именно это событие стало главным для России 24 июня? Ставя многоточие, продолжим дискурс. Поскольку Николай Вавилов внёс ясность и в вопросе старой-новой должности Ван И, который теперь является не только начальником Канцелярии по внешней политике ЦК Компартии, но и совмещает эту должность с постом министра иностранных дел КНР.
Его международный визави - например, Николай Патрушев, глава Совбеза России - второй или третий человек в системе российской власти, или Салливан - советник по безопасности президента США - в его сферу входят вопросы стратегической стабильности - проще говоря, вопросы о ядерной войне. Сравнивать с главой Управления внешней политики АП РФ мягко говоря - неверно, - пишет Вавилов в телеграм-канале. - Ван И - член Политбюро - разница с членом ЦК Цинь Ганом как между "государь" и "милостивый государь". Ван И курирует внешнюю политику верхнего уровня - его визави это президенты стран. Ван И вырабатывает стратегический курс внешней политики Китая - раньше этот курс спускался вниз - на уровень Ци Юй - главы парткома МИДа, тот доводил его министру Цинь Гану. Теперь Ван И сам вырабатывает и сам реализует этот курс - теперь это царь внешней политики Китая, а не главный дипломат.
Так что события, произошедшие сегодня в Китае, действительно заслуживают самого пристального внимания.
Китай идёт на обострение
Раз уж начали говорить о китайской шкатулке с секретом, затронем ещё одну тему.
Одна из самых авторитетных газет Китая The Global Times опубликовала материал, в котором обвинила США в разжигании войн по всему миру. Причину агрессивной политики Штатов газета видит в неправильных выводах, которые американцы сделали по итогам корейской войны.
Самая большая разница между нынешним временем и эпохой Корейской войны заключается в том, что мощь Китая значительно возросла. Последствия ущемления интересов безопасности и национального суверенитета КНР, несомненно, будут гораздо более серьёзными,
— написано в газете.
Выход статьи в The Global Times совпал с визитом министра обороны России в КНДР. Невольно вспоминается старый мем с ведущим ВГТРК Сергеем Киселёвым: “Совпадение? Не думаю”.
Риторика Китая по отношению к США становится все более и более жёсткой. Американцы тоже огрызаются и не просто делают совершенно хамские выпады в сторону "красного дракона", но и устраивают провокации. Чего только стоит прошлогодняя история с визитом спикера палаты представителей США Нэнси Пелоси на Тайвань.
Отношения между Пекином и Вашингтоном всё больше напоминают весьма неоднозначное явление, которое в профессиональном боксе называют треш-током. Незадолго до поединка, например во время взвешивания, боксёры делают резкие высказывания в адрес друг друга, показывая всю глубину неприязни к сопернику и принижая его способности. Цель такого неспортивного поведения – вывести противника из равновесия. Ну а потом всё решается на ринге.
Никто не возьмётся прогнозировать, начнётся ли настоящая, а не словесная война между Китаем и США, но некоторые шаги американцев вызывают опасения. Скажем, как трактовать создание аналога НАТО в Тихоокеанском регионе — военный блок AUCUS, куда, помимо Соединённых Штатов, входят и другие англосаксы — Великобритания и Австралия?