Прослышал я про особое место, отмеченное благодатью божьей, про Вавилов Дол, что находится в Ивантеевском районе Саратовской области, место, о котором даже саму память тщательно старались уничтожить в известные времена. Место таинственное: как будто о нём говорил Пушкин: « Там лес и дол видений полны…»
История Дола начинается с далеких петровских времен: тогда нынешние заволжские степи были покрыты густыми, непроходимыми лесами, в чаще которых скрывались разбойники. Предводителем шайки был бесстрашный Вавила. Разбойники были дерзки и неуловимы, потому властям пришлось направить в эти края войска, и лишь с их помощью удалось разгромить разбойничье логово. Лихой атаман был схвачен, а затем ослеплен и выпущен на волю.
Потеряв очи телесные, Вавила прозрел духовно: благодатью Божией ему открылось, в какой бездне зла он находился. И вместе с прозрением пришло к нему покаяние. В заросшем лесом овраге Вавила выкопал подземную келлию-пещеру и посвятил остаток жизни покаянным и молитвенным трудам. К нему приходили другие иноки, и так постепенно рядом с первой подземной келлией в отвесной стене оврага стали возникать все новые и новые пещеры.
Дошедшая до нас в предании история двухсотлетней давности о покаявшемся ослепленном разбойнике Вавиле – основателе подпещерного монастыря – поведала и о столь же древнем подземном храме, заложенном еще Вавилой. Таинственный звон колоколов невидимой церкви еще и сейчас могут слышать некоторые благочестивые паломники, пришедшие в Вавилов Дол на поклонение.
Известность к Вавилову Долу пришла не сразу. В течение долгого времени монахи-затворники в тайне, сокрытые от людских глаз, несли свой невидимый миру подвиг. И лишь в начале прошлого века Богу было угодно открыть это место людям и призвать сюда множество богомольцев.
А началось все с того, что в 1905 году сюда пришел с монахами игумен Анфим и основал в Долу скит. Монахи построили часовню и стали по окрестным селам проповедовать «об особой святости и благодати» Вавилова Дола и о чудесах его. Сюда начали приходить богомольцы, и многие действительно становились свидетелями благодатных явлений.
Когда слава Вавилова Дола стала достаточно велика, на собранные всем миром средства построили в Долу церковь в честь Святителя Николая (1914 год). Был здесь также родник и святой колодец Николая Чудотворца, водой которого очень многие исцелялись. Бывшие в Вавиловском скиту прозорливые старцы и старицы тоже исцеляли от различных болезней (большей частью – бесноватых). Происходили исцеления и в церкви на особых молебнах. Пришедшая в Вавилов Дол в 1919 году старица Евгения (игумения) излечивала от пьянства и курения.
Насельники Вавилова Дола в послереволюционные годы все свои силы отдавали на проповедь покаяния, так как ужасы, творимые пришедшими к власти силами, позволяли думать о пришествии антихриста. И проповеди эти были воистину действенными, так как в округе срывались все мероприятия советской власти, не принятые сельским населением.
В 1929 году почти все вавиловцы были арестованы. В городе Самаре проходил показательный суд с освещением в печати. В одной из статей говорилось: “Нам важно, чтобы их не зачислили в мученики за веру”. И поэтому много грязной клеветы было выплеснуто на вавиловцев, чтобы их, имевших столь высокий авторитет среди населения, основательно опорочить в глазах простой бедноты. Материалы “со следственными протоколами” были разосланы во все населенные пункты Средневолжского края (“Суд включает в свой приговор, подлежащий доведению до сведения всех трудящихся Средней Волги...”).
Суд постановил: Ивана Осиповича Дорофеева (монаха Святой Горы Афон), священников Ивана Павловича Журавлева и Анисима Алексеевича Пряхина, старцев Степана Агаповича Турапина и Кондратия Федоровича Молодых, попечителя Дола Федора Александровича Малова приговорить к высшей мере “социальной защиты” – расстрелу.
Евгению Матвеевну Афанасьеву (мать игумению, 79 лет) – к 8 годам строгой изоляции без права проживать в европейской части России (а по сути – тоже к смерти, так как этапа не выдерживали даже многие молодые люди).
Приходских священников Серафима Петровича Белова и Александра Агаповича Корина приговорили к длительным срокам заключения без права дальнейшего проживания в европейской части РСФСР.
Осуждены также все члены приходского совета и ряд крестьян, активно помогавших подвижникам.
Церковь, часовня и все постройки Вавилова Дола были полностью разрушены. Загрязнены и засыпаны два святых колодца с чудотворной исцеляющей водой. Весь район Вавилова Дола периодически прочесывался, и всякому обнаруженному там грозило тюремное заключение сроком на 10 лет. По свидетельствам населения округи, работа эта в какой-то степени продолжалась вплоть до 80-х годов.
Но все же, несмотря на это, люди продолжали идти в Вавилов Дол на поклонение. Приходили по ночам, скрываясь, всю ночь молились на месте разрушенной церкви. Вновь появился и колодец, тайно срубленный крестьянами близлежащих сел. По преданию, на месте нынешнего Свято-Никольского колодца было явление иконы святителя Николая Чудотворца.
Здесь стояла церковь Святителя Николая. На месте алтаря церкви – горка собранных по всему полю камней от фундамента храма. И всегда в Николин день здесь цветет пышный куст смородины…
...Все в Вавиловом Долу разрушили, но тем не менее тайна его была сохранена благодатью Божией, как ни ярился враг уничтожить ее.
И поныне Господь являет свои чудеса в этом благодатном месте.
Многие побывавшие в Вавиловом Долу говорили о том, что почувствовали его особую благодать. И многие получали исцеление, облившись водичкой из святого колодца. А сердце посетивших Вавилов Дол жаждет вновь и вновь возвращения в это благодатное место.
Так и со мной произошло, невидимая сила звала меня в столь отдалённое место. Да и друзья, и однокурсники, проживающие в тех местах, приглашали в гости. И вот она дорога, украшенная золотым покрывалом осенних листьев на деревьях, и я, как взведённая пружина, преодолел расстояние от Москвы до Ивантеевки, более тысячи километров на автомобиле за световой день.
Ночь переночевал рядом со святым местом, и душевное успокоение оттого, что я рядом с Долом позволило провалиться в сон. Проснулся рано и вот ОН – ДОЛ в свете дня… Ни кто не мешал мне осмотреть такое чудесное место в столь ранний час. Испив водицы из источника, при этом, прочувствовав необычайный вкус воды, вкус, наполненный благодатью Дола, отправился в купель.
Мною не планировалось купание в ледяной воде купели, осмотреть, да и только. Зашёл, и не заметил, как уж раздет, и опускаюсь в воды купели, без страха, а с наслаждением, и душевным трепетом. Скажу я ВАМ, ощущение-восторг. Вода чистая, студеная. Мне не было холодно, а когда вышел, вода стекала по телу, и разлилось приятное тепло. Легкость, радость, вот что я ощутил. Захотелось еще! Это невозможно описать, я такого никогда не испытывал. Такое блаженство!!! Лучше испытать самому!
Да, святость и отшельничество. Вдали от мирских забот человек воссоединил своё духовное "я" и божественное. А многие говорят, что божественного "я" внутри нас не намного меньше чем вне нас.
Набрав водицы из источника с собой в дорогу, и присев на ступени входа к источнику и купели, я задумался: Вавила разбойник, ослеплённый телесно за свои злодеяния и прозревший духовно. А СКОЛЬКО РАЗБОЙНИКОВ ХОДЯТ ПО ЗЕМЛЕ В НАШЕ ВРЕМЯ? Разбойники видимые и скрытные, но не менее опасные. …
Да, немного отъехав от Дола, я остановил автомобиль, дабы свои мысли привести в порядок перед длинной дорогой. Усевшись на её обочине, услышал звенящую тишину. Звенящая тишина природы провожала путника, толи звенела солнцем испепелённая трава, как звенящая тишина человеческих душ, опустошенная насилием безбожия…
Алексей Рожков использовал материалы про Вавилов Дол из пространства инета и собственные впечатления от посещения столь святого места.
…«А кто будет пить воду, которую я дал ему, тот не будет жаждать во век; но вода которую я дал ему, сделает в нём источник воды текущий в жизнь вечную»…